Камушки и огороды

1111

Как Сити постепенно убивает историческую Пресню

Петр Мирошник 

Неоклассический трехэтажный доходный дом 1912 года постройки в Большом Тишинском переулке, надстроенный в советское время еще двумя этажами, сегодня предстанет перед членами Комиссии при Правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия.

Рабочая группа комиссии уже согласилась со сносом, не найдя никаких аргументов против. Казенное предприятие Москвы «Управление гражданского строительства», внесшее предложение о сносе, не знает других свободных участков в Пресненском районе и просит снести дом, чтобы освободить место под строительство жилья для переселенцев.

А переселенцы ждут уже давно. Именно чувство вины перед переселенцами, чувство, которое давно испытывает каждый московский чиновник (а большинство членов комиссии – чиновники), не позволило возразить. Московский чиновник знает, что есть такой район «Камушки». Но не каждому под силу разобраться во всех деталях истории, в результате которой на месте одного старого дома может появиться другой, новый.

Основным обстоятельством дела можно назвать историю, корни которой в далеком прошлом. Больше 20 лет назад возникла идея построить небоскребы для международного делового центра на промышленной окраине. Тогда вокруг были железнодорожные пути, река и гаражи. Сегодня это место известно как Москва-Сити.

Строительство, начавшееся в середине 1990-х, не завершено до сих пор. Заложниками бесконечной стройки оказались жители «Камушков». Квартал – это два десятка пятиэтажек и еще несколько домов позднесоветской постройки повыше. Непрестижное массовое жилье на окраине, утратившей всю свою промышленность.

В нескольких выборных кампаниях последних лет тема переселения «Камушков» была отработана всеми кандидатами. Каждый раз представители городской власти рассказывают о новых участках, на которых будет построено жилье, называются новые цифры, и количество квадратных метров постоянно растет. Но как только начинается строительство и техника выходит на площадку, разыгрывается другой сценарий – дома для переселенцев оказываются обычным коммерческим строительством.

IMG_1084

По состоянию на 2012 год расселить предполагалось 3757 человек (1565 семей), занимавших 66, 250 квадратных метров в 24 жилых домах. В 2012-м же году в СМИ упоминались несколько стройплощадок, расположенных рядом, на Пресне, и готовых к строительству. Например, на улице Сергея Макеева планировалось выстроить 47 000 квадратных метров.

Сегодня этот участок стремительно застраивается жильем, правда, жильем коммерческим. О том, что туда будут кого-то переселять, сведений нет. Зато в интернете есть несколько сайтов, где рассказывается о том, что скоро здесь появится жилой комплекс, включающий в себя 200 000 кв. м. жилья и детский сад. Квартиры площадью от 44 кв. м. продаются по цене от 205 600 р. за метр.

IMG_1123

Судя по предложениям в интернете, свои квартиры в пятиэтажках жители «Камушков» оценивают даже дороже: 210 – 250 тысяч рублей за квадратный метр.

Но даже при таких ценах реализовать городской закон «О городской адресной программе развития застроенной территории квартала N 804 «Камушки» Пресненского района города Москва на 2008-2014 годы»  и раз и навсегда закрыть вопрос стоит около 15 миллиардов рублей. Проблема в том, что в законе черным по белому написано, что его реализация потребует 30 миллиардов, да еще и с оговоркой «в ценах 2007 года».

Другой участок, расчищаемый для тех же целей, еще недавно был заводом «Красная Пресня», но, пройдя вышеупомянутую комиссию, стремительно превратился в свободный участок. От завода осталась одна фасадная стена. Теперь здесь планируется построить 670 квартир общей площадью 40 156 кв. м., способных, согласно опубликованному проекту, принять 2007 человек. К слову, максимальная возможная площадь застройки на этом участке в соответствии с выданным градостроительным планом земельного участка составляет 113100 кв. м. Площадь всех строений «Камушков», включая гаражи, нежилые строения и детский сад — около 70 000 кв. м.

Третий участок расположен на Шелепихинской набережной, по сведениям 2012 года, там планировалось построить еще 22 000 квадратных метров.

В соседнем с «Камушками» квартале, занимаемом сахарным заводом (производство давно выведено), Моспроект — 2 по заказу Москомархитектуры разработал в 2012 году проект планировки, предполагающий использовать около 25 000 кв. м. территории под жилую застройку (общая площадь участка 236 100 кв. м.).

Сайт Росреестра сообщает, что даже участок, находящийся вплотную к дому, о котором этот рассказ, предназначен для жилищного строительства (на участке находится двухэтажный частный дом 1953 года постройки  площадью 654 кв. м.), на сегодня свободен от инвестконтракта и принадлежит городу.

На Преснее последнее время строят много, участков хватает.

Вот-вот будет сдана гостиница на Рочдельской улице, 22. При площади 12 300 кв. м. она вмещает лишь 27 номеров. Гостиница выстроена на «свободном участке», именно так сказано в постановлении «Об освоении свободного земельного участка Центрального административного округа». Другая гостиница будет выстроена на Пресненском валу, 21. В официальных документах она носит название «гостиницы с номерами квартирного типа». 23 тысячи квадратных метров.

Все перечисленные участки и строящиеся здания находятся на территории Пресненского района. Эта оговорка специально для тех, кто требует строить жилье для переселенцев именно на Пресне. Для них же цитата из городского закона о переселении «Камушков»: «Обеспечение жителей квартала N 804 благоустроенными жилыми помещениями, находящимися на территориях районов Центрального административного округа города Москвы, которые соответствуют градостроительным и экологическим требованиям, или в других административных округах города Москвы, — на основании соответствующих письменных заявлений жителей квартала N 804.»

Других подробностей нам пока и не надо. Можно предположить, что есть еще какие-то тайные обстоятельства, не позволяющие вот уже больше пяти лет начать переселение, а можно ограничиться арифметикой.

IMG_1108он

Но перейдем к нашему герою, которому может не посчастливиться уже совсем скоро из красивого старого дома, самого старого в округе, стать очередным свободным участком.

Выше были перечислены аргументы против сноса достаточно отвлеченные. Такие аргументы можно и нужно приводить даже когда сносить хотят не столетний дом, построенный по индивидуальному проекту. Аргументы от архитектуры и градостроительства просты, очевидны, отыскать их под силу любому, кто видит в окружающем городском ландшафте не только квадратные метры, имеющие рыночную стоимость.

IMG_1114

Это просто красивый дом. Еще красивей его можно сделать, разобрав два дополнительных этажа, выстроенных в годы городской тесноты в середине ХХ века и отремонтировав фасады. Замазанный неровно штукатуркой и выкрашенный одной грязно-бурой краской дом все равно демонстрирует классическое членение. Рустованные первый этаж и углы, лучковые сандрики над окнами второго этажа, стоит перекрасить этот фасад в два цвета, и 90 процентов любителей архитектуры поверят, что этот дом пережил огонь 1812-го. Вот для сравнения дом-школа Матвея Казакова.

Казаков

Это не копирование, это умение архитектора работать в предложенном стиле, знание ордера и понимание гармонии. При этом утилитарная практичность доходного дома никак не противоречит торжественной симметричной композиции. Два подъезда во дворе поставлены в углах П-образного дома.

IMG_1103

Красивый город, состоящий из красивых домов, повышает цену квадратного метра, а московская скученность давно должна бы привести городские власти к простой мысли: снимать уродливые надстройки со старых красивых домов полезно для города во всех отношениях. Это даже может стать источником дохода. Старая фотография дает представление о масштабе застройки переулка. Возвращение к своим истинным размерам возвращает «воздух» всей окружающей среде и гармонизирует ее.

1957

Красота нашего героя еще и в том, что называется городским разнообразием. Будучи последним домом Большого Тишинского переулка перед городским валом, он выходит своим углом на площадь, так и не ставшую площадью полноценной. Здесь не возникло заставы, но с выходом города за валы на картах прослеживается перекресток, по настоящему расширенный только в 1950-е годы. Логичным решением было бы наконец осознать перекресток как городскую площадь. Год назад один из сегментов этого пространства был отчищен от частных гаражей, и круглая форма проявилась заметней. Начать можно было бы с новой транспортной схемы. Круговое движение, уже заложенное в окружающей архитектуре, способно мягко ограничить максимальную скорость транспорта, повысив безопасность.

Площадь

Ощущение безопасности позволит местным жителям поднять голову, осмотреться и увидеть окружающий их город. Ансамбль не до конца проявившейся площади самый пестрый: старейший дом – наш герой, 1912 года постройки, его двухэтажный сосед, дом 43/20 стр. 2, возможно, старше, но официальные сведения датируют его 1917-м.

IMG_1110

Недавно он был отремонтирован собственником и выглядит великолепно. На другой стороне площади два крупных объема: красный конструктивистский цилиндр Хлебозавода имени Зотова 1929–33 гг. и серый параллелепипед Автобазы Министерства обороны 1941 года.

IMG_1119

IMG_1121

Еще одно конструктивистское здание – жилой дом 1928 года, типичный для рабочих поселков, стоит напротив. Стилевое разнообразие архитектуры ХХ века завершают два типовых жилых дома 1970-х годов и двухэтажный немного провинциальный домик 1950-х годов в глубине квартала.

IMG_1098

Градостроитель, пытающийся видеть будущее хотя бы на десять лет вперед, задумается, что из имеющегося на этой площади делает город лучше, что делает его хуже, что нужно выкорчевывать (сносить), а что окучивать и поливать (сохранять и ремонтировать). Возможно, один маленький дом способен помочь сохранить окружающее разнообразие.

Вынося предложение о сносе, авторы деструктивной идеи видят (или хотят заставить нас поверить, что видят) в ней только одно измерение – социальное. «Надо построить людям жилье, комфортное, в том же районе, других участков у нас нет». Вместе с тем измерений этого вопроса существует множество.

Плоды одного из последних положительных решений сносной комиссии пожинают сегодня жители Малой Грузинской улицы, где после сноса конструктивистской фабрики-кухни оказалось, что стройплощадка заняла часть прилегающих дворов. Любое новое строительство в сложившемся старом районе болезненно.

Как ветер разносит семена нового сорняка, не встречающего адекватного сопротивления со стороны эндемиков и за несколько лет заполняющего все пространство вокруг, так и московский Сити распространяется и трансформирует до неузнаваемости окружающий ландшафт. Не желая искать наименее болезненное решение, городской стройкомплекс только рад этому самосеву.

IMG_1071

История переселения жителей Камушков уже много лет дает хлеб журналистам, пишущим на темы социальные. Каждый раз возникает новая, украшенная актуальными подробностями иллюстрация теории о том, что город воспринимается его руководством как грядки – где солнца побольше (стоимость квадратного метра выше, инфраструктура развитей), там можно побогаче урожай снять. Тут же обязательно возникает какая-нибудь шутка про «Камушки в огород», радуются и автор, и читатель.

А тот, кто распахивает новую грядку, помнит и о том, что овощей на рынке продать больше, чем купят, невозможно, что овощи портятся, а значит, не всякую грядку надо сразу распахивать, некоторые подождут следующего сезона. А с некоторых сегодня надо снимать два урожая, а там пусть хоть трава не расти.

P. S. (февраль 2016)

Комиссия согласилась со сносом. Дом простоял еще почти два года. За несколько дней до истечения срока действия решения комиссии (для жилых домов этот срок — 2 года), в середине февраля 2016 самый старый дом в Большом Тишинском переулке снесли.

12716365_1270339666315717_3616683083353500504_o

11 комментариев

Наталия Чернова больше года назад   Изменить
А вы приезжайте к нам во двор: угол 2-ой Брестской и Грузинского вала. Прямо в маленьком дворе вместе детской площадки строится гостиница - ул.2-ая Брестская, дом 43, корп.4. Боремся - толку чуть. А прямо напротив нашего дома 43 строится 14-ти этажная гостиница (по 2-ой Брестской).
К сожалению, Наташа, на 2-й Брестской все согласовано.
Начнём с того, грубо говоря, на кой хрен нужно сносить Камушки?!! Идея их сноса - одна из позорнейших и бессмысленнейших историй в Москве последних десятилетий. И сахарный завод жаль. Позор, что его закрыли
Уничтожение Москвы больше года назад   Изменить
Дом прекрасен, в сто раз лучше мерзкой избитой пустышки Москва-сити и ей подобного примитивного навоза. В Европе каждый кусочек и уголок истории берегут, оттого на многие города Европы наглядеться нельзя и психологический климат, в том числе, по этой причине там более здоровый и комфортный. В Таллинне даже законом запрещено строить здания выше главной церкви, не то что сносить. Все эти небоскребы и примитивные дублирующие друг друга высотки негативно воздействуют на психику человека, они не могут и не должны заменять исторических зданий города, являющихся художественной ценностью. Это непонятно только недоразвитой московской власти. Европе это понятно, а у США и арабов ничего подобного нет, а что есть - не убирают. Российские же чинуши за деньги готовы удавиться и уничтожить всю историческую самобытность в стране вкупе с её культурной идентичностью. Стыд и позор! Раньше колхозы всюду строили, теперь высотки и небоскребы - одна извилина.
Красивый город, состоящий из красивых домов, повышает цену квадратного метра, а московская скученность давно должна бы привести городские власти к простой мысли: снимать уродливые надстройки со старых красивых домов полезно для города во всех отношениях. судя по действиям на софийской набережной 34с1 - даже расположение напротив кремля никого и никак к этой мысли не приводит. как была уродливая надстройка, так после капремонта и останется. ну, может налепят рюшечек на окна, под стиль. ну ровно как с "балчугом", когда облагородили надстройку. никому оригинальная красота не нужна. не понимают они её. не чувствуют. московские квадратные метры, как кольцо саурона, портят любого, кто прикасается к ним.
Это какой-то европофетишизм. А как на счет недавней полосы сносов старинных церквей во Франции: дорого содержать, предлагается заменять современными церквями? Как на счет пирамиды стеклянной в Лувре? Стеклянного, простите за выражение... В общем, эрегированного полового члена в Лондоне? Или Лондон не есть Европа, типа острова? А вот на счет США, кстати... Советую погулять по Манхэттену, посмотреть на тамошнюю архитектуру. Даром, что небоскребы - многие из них совершенно шедевральны (а тут им еще и "повезло" в плане архитектуры: ВТЦ рухнул). А церкви какие на Манхэттене шикарные? Церковь Троицы - разве не замечательный вид?
А позвольте спросить, комфортно ли Вам сейчас живется на Камушках? Мне совсем не в кайф жить на вечной стройке с и спать с берушами в ушах
https://www.facebook.com/groups/kamushki/
О жизни на вечной стройке: https://vk.com/club41660027
Хахах Удивительно как вы увидели член в форме пирамиды Лувра, это просто бред. Я думаю, вас бы не оскорбило, если бы там поставили обелиск? Между прочим, обелиск - это именно фаллический символ древних египтян.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *