Юбилейная ликвидация
Миусский трамвайный парк готовят к снятию с госохраны
Юрий Егоров
В 2014 году Москва, вероятно, будет отмечать важную дату. Ровно 140 лет назад было организовано первое в городе предприятие общественного транспорта – Миусский конно-железнодорожный парк (теперь это 4-й троллейбусный). Пишу «вероятно», так как, судя по развитию событий, к памятной дате от парка и его уникальных построек может ничего и не остаться …
В начале 2014 года заговорили о планах по выводу предприятия с Лесной улицы и предстоящей раздаче машин и маршрутов. Вроде ничего страшного, тем более что разные стороны неоднократно предлагали разместить в исторических зданиях парка Музей городского транспорта, с 2001 года не имеющий своей территории.
Однако очень похоже, что планы освоения большого земельного участка на Лесной улице не имеют никакого отношения к музейным. В нашем распоряжении оказался любопытный документ – электронная презентация с «Предложениями по развитию территории по адресу г. Москва, ул. Лесная 20». Судя по сопроводительным надписям, ее, вероятно, подготовила фирма АВ Development для, вероятно, Департамента транспорта Москвы. (Пишем «вероятно», поскольку кровью на полях никто не расписывался. Однако в данном случае содержание предложений гораздо важнее их авторства). Компания, как написано на её сайте, «предоставляет комплексные профессиональные услуги по девелопменту, управлению портфелями недвижимости, инвестициям в коммерческую и жилую недвижимость».
В чем же заключается девелопмент исторического транспортного парка? В строительстве 40 или 50 тысяч метров офисных или жилых площадей.
Что ждет исторические постройки? На этот вопрос отвечает слайд, который называется «Проблемы участка». На нем сообщается следующее: «Практически все строения участка имеют статус «выявленный объект культурного наследия, то есть имеется запрет на строительство, реконструкцию…».
Как совместить строительство и запрет на него? Фирма АВ Development знает: «Проведение новой историко-культурной экспертизы в отношении стр. 3, 4, 5, 8 и их перевод из статуса «выявленный объект культурного наследия в «ценный градоформирующий объект, например, в связи с утратой историко-культурной ценности (позволит реконструировать и частично разобрать здание с сохранением исторических фасадов)». Здесь же и корректировка охранных зон, регламентов, одним словом, традиционный набор мер по искусственному понижению исторического значения зданий и территорий. А ведь Миусский парк – старейший в Москве, с замечательными постройками.
В начале 1870-х годов в столице существовали две небольшие конно-железнодорожные линии. Одна из них принадлежала Комиссаровскому техническому училищу, а вторая была построена военным ведомством для Политехнической выставки. Эксплуатация этих двух линий оказалась успешной и 13 сентября 1873 года Московская городская управа заключила контракт с графом Уваровым на строительство сети городских конно-железных дорог. Место для расположения парка, из которого должны были обслуживаться новые линии, выбрали недалеко от Тверской заставы, через которую проходила одна из линий конки – на Лесной улице. Подрядчиком по строительству зданий Миусского парка был выбран купец Иван Андреевич Бусурлин.
За один год был построен парк для вагонов, включивший в себя мастерскую для ремонта вагонов, кузницу, конюшню на 114 лошадей, казарму для служащих, склады для дров, сена и овса, а также для навоза (лошади всё-таки!), полицейскую будку и колодец. Территория парка была обнесена забором с двумя въездными воротами. Парк открылся в августе 1874 года вместе с открытием движения от Смоленского (Белорусского) вокзала до Воскресенской площади. Производственные и административные корпуса парка построены по проекту архитекторов М.Н. Глейнинга, Н.К. Жукова и Н.А. Сытенко в едином художественном стиле, характерном для русской промышленной архитектуры – здания из красного кирпича обильно украшены узорами кирпичной кладки, оконные и дверные проёмы обрамлены белыми наличниками. Большепролётная стальная клёпаная конструкция перекрытий вагонного сарая выполнена по проекту знаменитого инженера В.Г. Шухова.
Спустя двадцать пять лет, в 1899 году, Миусский парк снова стал «первопроходцем» – из его ворот на московские маршруты вышли первые вагоны электрического трамвая. К концу 1908 года парк ежедневно выпускал на московские улицы 160 моторных и 70 прицепных вагонов. С приходом нового вида транспорта изменился и облик парка – на месте конюшен был построен административный корпус, сохранившийся до наших дней, и вагонный сарай на 220 единиц подвижного состава. Мастерские, согласно требованиям нового времени, были перестроены в цеха: вагонный, механический, электрический.
С Миусским трамвайным парком связаны имена многих известных впоследствии людей. В 1908 – 1910 годах в парке помощником мастера тяговой подстанции трудился «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин. В 1914 году на линии трамвая «Б», обслуживающей Садовое кольцо, работал кондуктором писатель Константин Паустовский. Именем одного из бывших работников Миусского парка – революционера Александра Леонова – был назван Василеостровский трамвайный парк в советском Ленинграде, а сам Миусский парк в 1922 году получил имя Петра Щепетильникова – тоже одного из революционеров.
С 1955 года Миусский трамвайный парк стал трамвайно-троллейбусным предприятием, 18 июля на шесть его вновь открытых маршрутов вышли первые троллейбусы серии МТБ-82. С 1957 года парк стал обслуживать только троллейбусы, превратившись в 4-й троллейбусный парк Москвы. В августе 1974 года, в 100-летний юбилей парка, его коллектив Указом Верховного Совета СССР был награжден орденом Октябрьской революции.
К середине 2000-х годов над парком стали сгущаться тучи. Ещё бы! Целый квартал в центре города, в нескольких минутах ходьбы от двух станций метро и вокзала – лакомый кусок для любого инвестора. И такой инвестор нашёлся. В 2006 году жителям района «Тверской» был представлен проект вывода парка и строительства на его месте крупного жилого комплекса. Историческим зданиям в этом проекте уделялось немного места – сохранялся один из вагонных сараев и линия исторических фасадов парка вдоль Лесной улицы.
К тому времени подобная практика уже вполне сложилась – в том же 2006 году погиб 5-й троллейбусный парк, бывший на заре своей юности Уваровским конно-железнодорожным парком. На месте прекрасных промышленных зданий 1910 года постройки ныне высятся странные коробки из стекла и бетона сомнительного архитектурного качества. В 2004 году было принято скандальное распоряжение №607-РП о таком же закрытии трамвайного депо им. Апакова на Шаболовке – к счастью, москвичам хватило мужества и организованности, чтобы отстоять здания парка и его маршруты. Отменить постановление о закрытии депо удалось только в 2011 году, после смены мэра города.
Казалось бы, угроза миновала – в Москве, кажется, всерьёз заговорили о борьбе с пробками, о развитии общественного транспорта, кому нужно в такой ситуации закрывать действующее предприятие? Да и сами здания Миусского парка к этому времени уже много лет имели статус выявленных объектов культурного наследия, а 13 декабря 2013 года Рабочая группа «сносной» комиссии рекомендовала перевести здания парка из выявленных в региональные памятники.
И вдруг – возникла вышеупомянутая презентация, которая означает, что застройщики со своими намерениями – «и ныне там». Особенно интересна пометка на полях презентации – «прошу подготовить проект докладной мэру». Это значит, что дело будет поставлено на обычные для Москвы – административные рельсы. И ценность зданий, историческую значимость территории, наконец, интересы москвичей будет определять росчерк пера чиновника, а не эксперты, историки и специалисты.
А москвичей и, прежде всего, жителей района, ждет строительный «подарок» к 140-летнему юбилею старейшего транспортного предприятия столицы.
11 комментариев