Всполохи Замоскворечья
Евгения Твардовская
За последние две недели Замоскворечье дважды попадало в сводки происшествий. 29 января случился сильный пожар в известном кафе «Глясе», на Пятницкой, 26. Здание, имеющее в основе XVIII век, сильно выгорело внутри, рухнула крыша, пожару был присвоен 2 ранг сложности. А в ночь на 6 февраля пламя разгорелось в главном доме владения купца Кудрявцева, на Новокузнецкой, 42, стр. 2 (1879 г.), в котором уже много лет ютятся гастарбайтеры и бомжи. Пожары застали здания в разной степени сохранности, но вот исход для них может быть одинаково неблагополучным.
Во-первых, их охранные статусы – практически равны нулю. Пятницкая, 26 – с 2008 года заявленный памятник, на который должна быть написана экспертиза. Новокузнецкая, 42 – выявленный памятник уже минимум лет пять, то есть положительная экспертиза на него есть, но нет постановления о включении здания в Реестр объектов культурного наследия. И хотя по закону выявленные объекты охраняются так же, как региональные или федеральные памятники, на деле это не всегда происходит. В состоянии «недопамятников» дома могут висеть годами. Почетного звания могут и не дождаться. Но главная опасность этой ситуации в том, что в зависимости от состояния здания и обстоятельств, ход постановки на охрану может быть отыгран назад. Очевидно, что стихия огня способствует обратному процессу и это на руку тем, кому нужен не памятник, а земля.
Во-вторых, сложное будущее исторических погорельцев (независимо от того, памятник или нет) демонстрирует вся столичная практика: палаты Гурьевых, дом Быкова, Манеж и десятки других, малоизвестных. Одни — годами не могут дождаться элементарных противоаварийных работ, а потом – уже вроде как и спасать нечего; другие — перестраиваются до неузнаваемости.
Каждая такая история заставляет рядовых москвичей уверяться в бессилии и неэффективности госорганов, а вандалов – в безнаказанности.
Угол Пятницкой и Климентовского переулка много лет сохранял свой исторический облик. А дом 26 по Пятницкой, еще и историческую функцию. Интересно, что и в XVIII веке здесь существовал питейный дом «Ленивка». Название он получил по имени располагавшегося неподалеку, на месте современной станции метро «Новокузнецкая», Ленивого торга. Ленивкой и называли ту часть Пятницкой, в которой стоит дом 26. В советское время в здании были магазины «Продукты» и «Цветы». А свой нынешний вид оно получило после значительной перестройки в середине XIX века, которую провел архитектор Сергей Гущин.
Появление лет десять назад там кафе «Глясе» ничего не изменило. Исторические детали органично обыграли в интерьере: раскрыли своды, в полу одного из залов устроили специальные «окна» и были видны фрагменты фундаментов. Логично предположить, что если бы владелец хотел здание надстроить или как-то еще реконструировать, давно бы это сделал.
Активисты Архнадзора (а тогда еще просто обеспокоенные москвичи) заявляли дом на охрану в 2008 году как «Жилой дом с лавками и питейным заведением, 1788 г., сер. — 2-пол. XIX в., арх. Гущин». Но до сих пор никакой экспертизы нет. С учетом пожарных обстоятельств, экспертиза может оказаться отрицательной. Надеемся, что этого не случится, ведь ущерб, нанесенный зданию, обратим.
Предлагаем вашему вниманию видеоролик, созданный командой Архнадзора.
А вот дом Новокузнецкая, 42, стр. 2 (1879 г., Доходное владение купца Я.Т. Кудрявцева, в основе городская усадьба 1-й трети XIX в., 2-я половина XIX в.) совершенно недвусмысленно изживается и уничтожается. Архнадзор давно следит за этой печальной и типичной московской историей.
Сейчас дом под плотной сеткой. Вот как он выглядел в 2009 году (фасад по Новокузнецкой улице).
Собственник (ООО «Новокузнецкая-42» владеет им на паритетных началах с австрийской фирмой «BAUGARTEN GMBH») своих намерений никогда не скрывал. В 2008 году Москомнаследие, а потом и «несносная» комиссия Ресина ему не согласовали снос. Тогда в марте 2011 года к дому подступила строительная техника, были уничтожены интерьеры. Незаконные работы остановили, Москомнаследие торжественно рапортовало и даже взыскало с пользователя 1 млн рублей, но… в судьбе дома это ничего не изменило. Он так и остался без окон, без кровли. Хозяин решил добиться желанной цели другими средствами и …пустил ситуацию на самотек. И вот – вполне ожидаемый пожар, вполне вероятно – не последний. СМИ сообщают даже о погибшем. Однако после случившегося, в субботу-воскресенье там горел свет, во дворе копошились гастарбайтеры. Они вывозили грунт из подвала, грузили в мусорный контейнер и объяснили, что «дом потихоньку ломают и будут доводить дело до конца, может и само рухнуть».
Архнадзор направил в Мосгорнаследие требование принудить хозяина к проведению противоаварийных работ и срочно выслать инспекцию на место. В силах и в компетенции Мосгорнаследия: добиться консервации, применить санкции к пользователю, который намеренно и неприкрыто уничтожает дом, применить расхваленные в СМИ высокие штрафы.
Кстати, идти сотрудникам далеко не придется. Оба пожара произошли – совсем рядом с головным офисом Мосгорнаследия на Пятницкой.
Фотографии — Юрия Егорова и Анастасии Сивицкой
2 комментария