Корин под плесенью
В крипте собора Марфо-Мариинской обители разрушаются уникальные фрески
Евгения Твардовская
Почти пять лет назад завершилась реставрация Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке, 34. О реставрации, приуроченной к столетию монастыря, московские СМИ рассказывали с большим энтузиазмом. Теперь по обители водят экскурсии и рассказывают не только про подвижничество основательницы, Великой княгини Елизаветы Федоровны, но и про замечательные постройки.
Архитектурный ансамбль – объект культурного наследия федерального значения. Покровский собор строил Алексей Щусев, над оформлением храма работали Сергей Коненков, Михаил Нестеров, Павел Корин.
Увы, звучные имена и высокий статус не стали залогом благополучной жизни памятника. Экскурсантам не показывают подземный храм-крипту под Покровским собором, где медленно, но неумолимо погибают уникальные росписи работы известного художника Павла Дмитриевича Корина (1892-1967).
Подземный храм во имя Сил Небесных и Всех Святых возник как усыпальница, в которой завещала похоронить себя Елизавета Федоровна. Но этого, как известно, не случилось из-за революционных обстоятельств.
Из Покровского собора в усыпальницу ведет потайная лестница. Крипта состоит из двух помещений: узкого, под южным нефом храма, и более обширного – собственно, усыпальницы.
С 1928 года, после того как обитель окончательно перестала существовать, в Покровском храме располагался клуб Санкультпросвета. В 1945-м в собор переехали реставрационные мастерские И. Грабаря. Крипту превратили в склад. К тому времени ее фрески пришли в очень плохое состояние. Но в отчете ГЦХРМ за 1945 год есть такая запись: «Расчищена и промыта роспись подземной части храма «Усыпальница» на 7 стенах – всего 37 настенных росписей». Указано также, что работы выполнили брат художника — А.Д. Корин и ученик Павла Дмитриевича — Ст.С. Чураков.
Роспись подземного храма Корин назвал «Путь праведников ко Господу». Ни до, ни после фресок он не создавал. Не исключено, что это вообще последняя храмовая роспись, выполненная в дореволюционной Москве. По уточненным данным, она была закончена в 1916 году.
Информации о «Пути праведников…» и обстоятельствах его создания немного. Известно, что Павел Корин был единомышленником Нестерова и тот привлек его к работе. У Корина возникла и личная связь с Марфо-Мариинской обителью. Он женился на одной из воспитанниц приюта – Прасковье Тихоновне Петровой. Известен ее портрет, выполненный будущим супругом.
Сейчас фрески подземного храма снова балансируют на грани существования. Местами они покрыты мохнатой плесенью, местами – т. н. «высолами», которые кое-где уже «съели» красочный слой. На сводах и перекрытиях видны следы многочисленных протечек. Очевидно, что нарушена гидроизоляция. Это подтверждают и эксперты.
Реставратор Сергей Васильевич Демидов, по нашей просьбе в конце 2013 года внимательно осмотревший собор и крипту, отмечает, что в целом состояние подземной части памятника лучше, чем до реставрации 2009 года, когда в крипте, бывало, просто стояла вода. Однако проблемы видны невооруженным глазом: на юго-западном углу собора – трещина, проседает крыльцо, в усыпальнице чувствуется недостаток вентиляции, протечки налицо. Рекомендации реставратора – обеспечить вентиляцию, проветривание подземных помещений, устроить правильную отмостку вокруг храма, провести инженерное обследование состояния конструкций и гидроизоляции.
Как рассказали нам в обители, крипта реставрировалась во время работ к столетнему юбилею, но … дело до конца так и не довели. «Архнадзор» и дом-музей П.Д. Корина написали письмо мэру С.С. Собянину о критической ситуации.
Но нельзя сказать, что до этого о печальной судьбе коринских фресок никто не знал. Марфо-Мариинская обитель много и давно переписывается с Мосгорнаследием по этому поводу. Во всех ответах ведомство признает художественную и историческую ценность росписи, констатирует ее аварийное состояние.
Однако дело с мертвой точки не сдвигается. Чему свидетельством – ответы 2011 и 2013 года, которые завершаются одинаковыми (за исключением незначительных деталей) абзацами:
«Для составления программы проведения ремонтно-реставрационных работ необходимо провести инженерно-техническое обследование силами специализированной лицензированной организации с целью определения причин увлажнения и выдачей рекомендаций».
Такая невозмутимость сильно контрастирует с эмоциональным накалом и помпезностью, с которой почти пять лет назад преподносилось во всех СМИ завершение реставрации архитектурного ансамбля. Вполне вероятно, что Мосгорнаследие считает: Марфо-Мариинской обители как пользователю памятника надлежит организовать и исследовательские работы, и последующие ремонт с реставрацией. Столь же вероятно, что в обители думают, что вправе рассчитывать на помощь города, поскольку постройки и уникальные росписи – наследие и достояние всей Москвы.
Излишне и говорить, что утрата коринских фресок недопустима, а если она произойдет, это станет настоящей культурной трагедией, да еще и под контролем профильных органов. Пока что для городских структур вполне реально выработать общий с обителью план действий, в том числе и по поиску источников финансирования. Есть благотворители, есть специальная программа реставрации «зданий религиозного назначения» за бюджетный счет, есть специалисты, готовые помочь.
Чего же не хватает? Неужели очередного юбилея? Так ведь в 2016 году исполняется сто лет коринским фрескам. Замечательный повод.
1 комментарий