Воздвиженка. Конец ограды
Александр Фролов
В сентябре 2013 года, к Дню города, московскими властями было обновлено несколько скверов. Среди них — небольшой сквер на Воздвиженке. Он начинается у западного выхода из станции метро Арбатская (Арбатско-Покровской линии) и заканчивается рядом с фасадом кинотеатра Художественный. Восточной стороной сквер выходит на Арбатскую площадь, поэтому с момента создания его называли Арбатский сквер. Он всегда был недоступен, не было в сквере ни дорожек, ни лавочек, ни даже входа за ограду. Был только газон с декоративными кустами.
Теперь в сквере поставлены новые фонари, проложены дорожки, поставлены парковые скамейки. Со стороны Воздвиженки Арбатский сквер ограждает невысокий парапет, облицованный полированным камнем. Современно, чисто, красиво. Хочется сесть на скамейку, отдохнуть, посмотреть вокруг и представить себе, как выглядело это место в прошлом. Может быть, в совсем недалёком прошлом.
И сразу же возникнет воспоминание. Ещё в 2012 году стояла вдоль этого сквера ограда выше человеческого роста. Звенья её решётки были укреплены в длинном ряду белокаменных пилонов – опор с чугунными базами и завершениями в виде большого чугунного бутона. В основании ограды был белокаменный цоколь из нескольких рядов массивных тяжёлых камней.
Решётка была из вертикальных металлических копий с острыми наконечниками. Копья соединялись внизу простым горизонтальным металлическим бруском, а в верхней части полосой ажурного чугунного орнамента. На древках копий, в центре каждого звена решётки, помещалась классическая композиция из круга со звездой, от которого в стороны расходился сложный растительный орнамент. Казалось, что такая ограда могла бы стоять по границе богатой усадьбы эпохи классицизма и только очевидная советская символика выдавала время её создания – середину ХХ века.
Ограда Арбатского сквера выполняла важную функцию, она обозначала красную линию Воздвиженки, завершала ансамбль улицы при выходе на Арбатскую площадь и, кроме того, продолжала сложившуюся на Воздвиженке систему художественных оград. Старинные ограды конца ХIХ – начала ХХ века сохранились напротив, на другой стороне улицы, во владениях 14 и 16.
Разворот книги о художественном металле в Москве с публикацией фотографий ограды Арбатского сквера. 1948 год.
Ограда Арбатского сквера была построена в 1944 году по проекту архитектора Г. И. Луцкого, автора нескольких оград и малых архитектурных форм на бульварах. Возникает вопрос: почему в годы Великой Отечественной войны, когда страна могла позволить себе очень немногое в области архитектуры, когда все силы были направлены на разгром врага, в центре Москвы строится совсем не обязательный объект, небольшое ограждение сквера. Небольшое, но достаточно сложное в исполнении. Здесь необходима была работа очень квалифицированных мастеров – каменщиков, умеющих работать с тёсаным белым камнем, нужны были литейщики, способные выполнить сложное чугунное литьё. Нужен был серьёзный архитектурный проект.
Строительство ограды Арбатского сквера было связано с историей именно этого места, владения 13 по Воздвиженке.
В 1777 году камер-юнкер Василий Семёнович Васильчиков (1743-1808) строит здесь свой дом. Для людей XVIII века имя хозяина говорило очень многое. Это был брат одного из фаворитов императрицы Екатерины II, Александра Семёновича Васильчикова (1746-1813), бывшего в случае в 1772-1774 годах. Как говорили современники, он был самый бескорыстный, самый любезный и самый скромный из фаворитов, многим помогал и никому не вредил.
Василий Семёнович Васильчиков был женат на дочери гетмана Украины Анне Кирилловне Разумовской (1754-1826). Анна Кирилловна была своеобразным, глубоко верующим человеком. В 1797 году она, к этому времени мать уже пятерых детей, оставила своё состояние мужу и ушла в монастырь, получив при постриге имя Агния. Поступок, не характерный для представителей высшего света.
В ХIХ веке у дома были уже другие хозяева. Здание перестраивалось, но, несмотря на перестройки, сохраняло характер обработки фасадов. Неизменной оставалась и угловая колоннада в четверть окружности со спаренными ионическими колоннами. Это — первая по времени угловая колоннада на Воздвиженке. Вторая сохраняется до сих пор на доме Шереметевых, на углу с Романовым переулком. Она чуть моложе Васильчиковской и построена на рубеже XVIII — ХIХ столетий.
Дом Васильчикова. В нём открылась Московская Консерватория
Но не только архитектурой был известен этот дом. Во второй половине XIX века он принадлежал баронессе Черкасовой. 1 сентября 1866 года здесь, в арендованном здании, открылась Московская Консерватория. На следующий день после торжественной церемонии начались занятия. В числе педагогов был и сам основатель Консерватории — Н. Г. Рубинштейн. Теорию преподавали П. И. Чайковский и Н. Д. Кашкин, фортепиано — Иосиф Венявский, класс скрипки — Фердинанд Лауб и Людвиг Минкус. Вокал вела певица Большого театра А. Д. Александрова-Кочетова. П. И. Чайковский и Н. Г. Рубинштейн жили в этом же доме. Можно представить себе, сколько лучших представителей русской культуры бывало или училось здесь.
В 1871 году хозяйка здания решила увеличить арендную плату почти в два раза. Консерватории это было не под силу. К тому же количество студентов росло, дом становился тесен. Выход был найден. Для Консерватории купили дом княгини Дашковой на Большой Никитской, 13. Там и была построена новая Консерватория.
В июле 1941 года, во время одного из налётов фашистской авиации, дом на Воздвиженке сильно пострадал от прямого попадания бомбы. Восстанавливать здание не стали, развалины были разобраны.
Воздвиженка, 13 после бомбардировки
В 1944 году на пустыре, оставшемся от дома, был насажен сквер с кустами и газонами, но без дорожек. Оформление сквера завершала ограда архитектора Г. И. Луцкого.
Можно сказать, что ограда Арбатского сквера была не просто очередным элементом городского благоустройства. Это был памятник прекрасному погибшему дому, памятник разбомблённой колыбели Консерватории, зданию, помнившему Чайковского, Рубинштейна и многих других деятелей искусства.
Сегодня, независимо от того, какое значение вкладывали в сооружение ограды её авторы, она воспринималась как мемориал, напоминающий о погибших в войну московских домах.
Деталь ограды
К сожалению, московские власти последних лет не воспринимали ограду как произведение искусства, памятник истории или тем более объект культурного наследия. Её часто красили, доведя толщину красочного слоя до нескольких миллиметров. Толстые слои асфальта накрыли почти весь цоколь. Белокаменные пилоны были покрыты слоями краски, камень начал разрушаться. Чугунные бутоны в завершениях пилонов несколько лет назад исчезли, украшения решётки со временем стали нуждаться в ремонте, а ремонта или тем более реставрации всё не было.
Цоколь и чугунная база пилона накануне сноса. Городские службы довели ограду до аварийного состояния
В 2012 году вместо реставрации или ремонта ограду архитектора Луцкого начали постепенно сносить и ставить вместо неё простую решётку значительной высоты с примитивным рисунком и без пилонов. Замена ограды была прекращена, скорее всего, тогда, когда стало ясно, что сквер будет реконструирован. Во время обновления сквера остатки ограды были уничтожены.
Замена ограды Луцкого на современную поделку
Уничтожение ограды Г. И. Луцкого повлекло за собой несколько негативных для города последствий.
Первое, градостроительное. Сейчас Арбатский сквер ограничен низким парапетом, который не может, в отличие от старой ограды, зрительно фиксировать красную линию Воздвиженки. От этого выход Воздвиженки на Арбатскую площадь потерял определённость и чёткость. Арбатская площадь, сегодня и так плохо организованная архитектурно, стала ещё более аморфной.
Второе, историческое. Ограда сохраняла живую память о погибшем в войну ценном доме. Теперь память о нём осталась только в воспоминаниях, документах, фотографиях. Для москвичей — это большая потеря, для города, претендующего на привлечение туристов, — это огромная потеря. Москва стала беднее.
Третье, архитектурное. Ограда была прекрасным образцом советского классицизма. У неё были хорошо прорисованные и исполненные детали, она была украшением как улицы, так и площади. Это была авторская работа профессионала, архитектора Г.И. Луцкого.
Решётка вскоре после сооружения
Уничтожение ограды стало в один ряд с другими негативными изменениями на Воздвиженке, произошедшими за последние годы. В этом ряду и снос Военторга, и надстройка дома старика Болконского (дом 9), и строительство соединённого с ним переходом здания рядом. Воздвиженка изменилась в худшую сторону, и эти изменения будут продолжены. Утверждён проект нового здания на месте снесённого Соловьиного дома (Воздвиженка, 20). Для непредвзятого наблюдателя очевидно, что высота нового здания не должна превышать высоту соседних Дома Журналиста и дома 18 по Воздвиженке. Однако на этом месте планируется построить здание не ниже 6 этажей, то есть на два этажа выше, чем надо для поддержания ансамбля улицы.
Ограду снесли не ради расчистки места под новое строительство, не ради расширения улицы. Скорее всего, авторы нового оформления сквера видели в ограде только устаревшую, не модную и плохо сохранившуюся вещь, возиться с сохранением (реставрацией) которой не считали нужным. Да и зачем с ней возиться, ведь ограда формально не была памятником. Неважно, что она обладала всеми признаками объекта культурного наследия. Об этом не было нигде записано, не было документа. Нет бумажки – нет и памятника.
Чугунный орнамент под слоями краски
На одном из вариантов электронного опорного плана Москвы ограда Арбатского сквера показана как ценный градоформирующий объект (ЦГФО). То же самое можно было прочесть и в реестре Департамента культурного наследия. Там ограда была датирована концом 1950-х годов. Как видим, Мосгорнаследие не смогло даже привести правильную датировку ограды, не смогло и определить её ценность. Когда же ограда перестала быть ценным градоформирующим объектом? А может быть, она и не лишалась этого статуса, просто о нём предпочли не вспоминать? Сегодня статус ЦГФО фактически защитой не является. Мосгорнаследие в своих письмах – ответах на запросы говорит, что ЦГФО — не его компетенция, охраной этих объектов департамент не занимается. То есть их не охраняет никто.
Фрагмент Опорного плана с обозначением ограды как ЦГФО
Страница реестра с текстом про ограду
Что же стало теперь с Арбатским сквером? Кроме новых каменных парапетов и скамеек сквер теперь украшают два вида фонарей. Первый вид — продукция компании «Архимет», которая устанавливается в Москве в очень большом количестве. Длинный ряд невысоких фонарей «под Пушкина» установлен вдоль бокового фасада кинотеатра «Художественный», а один из них занял позицию в центре сквера. Второй вид фонарей – высокие тонкие стойки с плафонами, напоминающими стиль советского классицизма. Они стоят по периметру сквера. И по размеру, и по своим художественным качествам два типа фонарей не сочетаются друг с другом. Наоборот, отторгают друг друга. К сожалению, индивидуальные особенности сквера, его историю, проектировщики проигнорировали.
Арбатский сквер сегодня
Возникает вопрос, почему ограда Арбатского сквера не была памятником, то есть объектом культурного наследия и не охранялась? Почему Департамент культурного наследия не поставил её на охрану, а только присвоил статус ЦГФО? Должно ли Мосгорнаследие само инициировать постановку на охрану очевидных памятников или нет? Ответов на эти вопросы нет.
Фотографии Натальи Самовер и Александра Фролова
8 комментариев