Великое Подсосенское наваждение
Сергей Собянин рискует потерять и рубли, и метры
Константин Михайлов
У меня есть некоторые основания полагать, что в ближайшем будущем московского мэра Сергея Собянина обязательно пригласят совершить прогулку в Подсосенский переулок, что близ Воронцова поля. Нет, там не открывается пока что пешеходная зона. Но зато в Подсосенском переулке, в доме № 23, строение 3, близится к долгожданному концу работа, официально именуемая реставрацией старинного особняка, объекта культурного наследия. Строители, не щадя живота своего, изо всех сил наводят лоск на новенький, с иголочки, свежеотделанный фасад с лепниной.
Второй пошел
И это не просто объект культурного наследия, а объект, входящий в знаменитую программу Правительства Москвы «рубль за метр», по которой частный арендатор, вложивший средства в восстановление памятника архитектуры, может потом целых 49 лет платить городским властям аренду по самой что ни на есть по льготной ставке – рубль за квадратный метр в год. И это не просто объект из программы «рубль за метр», а второй по времени ее реальный результат, дом, который счастливый частный арендатор вот-вот будет сдавать счастливому городскому заказчику. Потомству в пример.
Первый результат воплощения в жизнь льготной программы «рубль за метр» — отреставрированный «Дом с кариатидами» в Печатниковом переулке, 7 – Сергей Собянин в сопровождении вице-мэра Натальи Сергуниной, руководителя Мосгорнаследия Александра Кибовского и других городских чиновников торжественно, под телекамеры, посетили 13 сентября 2013 года. Телекамеры стрекотали, и было сказано много хороших слов о программе и о том, как нужно и важно ее продолжать. Без упоминаний об этой программе вообще редко обходится, когда мэр говорит какие-либо слова о культурном наследии в современной Москве. И не зря: столица стала пионером подобных начинаний в России, инвестор вкладывает в реставрацию немалые средства, которых в городском бюджете на все дома не хватит – а потом арендатор 49 лет наслаждается льготными ставками, а город – спасенным историческим домом – чего ж еще желать?
Вся эта система и в самом деле может хорошо и честно работать, если средства вкладываются в настоящую реставрацию, проводимую под четким контролем специалистов и сотрудников Мосгорнаследия. Беда в том, что если с контролем проблемы, то получается нехорошо, нечестно и не по-настояшему. Сомневаюсь, что в Печатниковом переулке 13 сентября Сергею Собянину рассказывали о сразу же замеченных, увы, дотошными краеведами различиях между подлинными-старинными и новыми-рубль-за-метровыми фасадами и интерьерами «Дома с кариатидами» . Но мэр, в принципе, не обязан вникать в реставрационные тонкости, для этого у него есть целый Департамент культурного наследия во главе с Александром Кибовским.
В Подсосенском же переулке, если Сергей Собянин и в самом деле туда отправится, его ожидают гораздо более поразительные открытия. О которых, боюсь, опять-таки никто из свиты не захочет ему рассказать.
Приключения лота № 2
25 апреля 2012 года в Москве состоялись первые торги на право аренды объектов культурного наследия по цене рубль за метр в год. На них был выставлен двухэтажный дом в Подсосенском переулке. Миллионные суммы чуть ниже не должны удивлять – льготная арендная ставка действует с момента принятия реставрационных работ городскими властями, а до того цены вполне рыночные.
Результаты торгов по дому в Подсосенском, согласно опубликованным вскоре данным «СГУП по продаже имущества города Москвы», были таковы:
«Лот №2
Объект культурного наследия регионального значения «Городская усадьба, XVIII в.- XIX в., архитектор К.Ф. Буссе. — Главный дом»
Адрес: ЦАО, Подсосенский переулок, д.23, стр.3
Год постройки здания: 1850
Общая площадь: 993,0 кв.м
Начальная (минимальная) цена аренды в год: 6 499 185,00 руб.
Итоговая цена: 20 050 001,00 руб.
Победитель: ООО «Старый квартал».
Далее события в доме, к которому много лет не прикасалась рука не то что реставратора, а самого обычного ремонтника, стали развиваться весьма стремительно. Уже в июле местные жители заметили, как строительные контейнеры во дворе стали заполняться разнообразным мусором, в частности, деревянными балками. Как выяснилось, Мосгорнаследие в июле 2012 года выдало арендатору разрешение “на производство первоочередных и консервационных работ (вывоз мусора, установка лесов и фасадной сетки)”.
В ноябре 2012-го Мосгорнаследие согласовало проект противоаварийных работ на объекте и выдало разрешение на их проведение. В ноябре же с дома уже была снята обшивка, оголен деревянный сруб второго этажа, выставлены оконные рамы. И, наконец, в один прекрасный день поздней осени 2012 года выяснилось, что второй, деревянный этаж памятника архитектуры разобран по бревнышку.
3 декабря 2012 года, после неоднократных обращений граждан, обескураженных такой крутой реставрацией, на объект пришла наконец инспекция Департамента культурного наследия Москвы. Было “зафиксировано отклонение объема и вида проводимых работ от ранее согласованных и разрешенных Мосгорнаследием”. “В связи с проведением работ, не согласованных с Департаментом, пользователю выдано предписание о приостановке работ”, — сообщало Мосгорнаследие гражданам.
В переводе на обычный язык это означает, что арендатор, не имея согласованного городскими властями полного проекта реставрации, без всякого разрешения снес половину вверенного ему памятника. Это само по себе есть нарушение закона и всех мыслимых регламентов. Но мало того – “конструкция и материал капитальных каменных и деревянных стен, перегородок, плоских и сводчатых перекрытий” были внесены в официальный предмет охраны объекта культурного наследия, утвержденный Мосгорнаследием 11 ноября 2011 года, между прочим, приказом за подписью самого Александра Кибовского. Предмет охраны памятника, по закону, должен быть сохранен при любых его реставрациях и приспособлениях. А уничтожение его, причем самовольное, есть деяние, которому посвящена специальная 243-я статья в Уголовном Кодексе РФ – уничтожение и повреждение памятников истории и культуры.
Возмездие
Итак, после визита на объект, по итогам которого Департамент вынужден был останавливать «реставрационные» работы, у Мосгорнаследия было несколько вариантов жестких санкций в отношении нарушителя, покусившегося на предмет охраны, под которым подписался Александр Кибовский. Департамент имел все основания обратиться в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело по 243-й статье. Департамент имел все основания инициировать, в соответствии с законом, процедуру изъятия памятника у недобросовестного пользователя. Наконец, департамент мог хотя бы выпустить пресс-релиз о пресечении незаконных работ, чтобы другим пользователям неповадно было.
Но ничего подобного не случилось. Возможно, Департамент культурного наследия не нашел в себе сил оказаться, что называется, «святее папы римского» в городе, которому не в диковинку и полный снос памятников под видом реставрации. Как бы то ни было, вместо возмездия произошло следующее. ООО «Старый квартал» привлекли к административной ответственности, с наложением штрафа в 30 тысяч рублей. А затем, 4 марта 2013 года, Мосгорнаследие задним числом согласовало «Старому кварталу» «проект реставрационных работ, который включает в себя воссоздание конструкций деревянных стен второго этажа».
Теоретически это было еще возможно, поскольку значительная часть бревен подлинного сруба к тому времени были целы и пригодны к использованию. Однако практически восстанавливать деревянные стены в Подсосенском было затруднительно, поскольку к началу марта на доме уже красовался новый — бетонный — второй этаж.
Как Мосгорнаследие будет сводить в этой истории концы с концами при приемке «реставрационных» работ – на это уж моего воображения не хватает, но не сомневаюсь, что выход будет найден. Есть сделанные в октябре 2013-го внутри дома фотографии каких-то дощатых щитов, которые, конечно, не похожи на деревянный
сруб, но могут кое-как задрапировать бетонные блоки. В конце концов, под штукатуркой не видно.
Итого
Далее я совершенно не собираюсь читать мораль, в особенности тем, кому ее читать бесполезно. Я попытаюсь заняться простецкими подсчетами. В доме 993 квадратных метра. В случае успешного окончания операции «Реставрация-2013» ООО «Старый квартал» в течение 49 лет будет платить городу Москве 993 рубля льготной арендной платы. Округлив до тысячи, получаем 49 тысяч рублей.
Рыночная годовая арендная цена квадратного метра офисов в этом районе колеблется от 18 до 25 тысяч рублей. Взявши для простоты 20 тысяч, получаем годовой доход от аренды 993 кв. метров в размере 19 миллионов 860 тысяч рублей. Сумма, заметим, немногим отличается от той, по которой «Старый квартал» взял дом в Подсосенском на торгах в апреле 2012 года. Умножение на 49 лет дает нам 973 с лишним миллиона. Вернее, не нам.
Конечно, это слегка умозрительный расчет. Возможно, город сдавал бы свое имущество в аренду дешевле. И надо же учесть расходы на реставрацию… на что?
С точки зрения реставрации и охраны наследия, ничего принципиально нового для Москвы в Подсосенском переулке не произошло. Бывало и хуже. Но вот понять логику, по которой город Москва теперь должен будет в течение 49 лет сдавать частной фирме особняк внутри Садового кольца за 1000 рублей вместо 20 миллионов в год – я не в состоянии. Потому что получается, что город Москва поощрит «Старый квартал» на полвека льготной арендной ставкой за то, что тот самовольно разобрал половину памятника архитектуры, входившую в его официальный предмет охраны, и заменил его бетонным новоделом.
Маленькое финальное письмо мэру Москвы С.С. Собянину
Уважаемый Сергей Семенович!
Обсуждая случай в Подсосенском с различными экспертами, я неизменно спрашивал — почему, по их мнению, Департамент культурного наследия Москвы повел себя в этой истории именно так, а не иначе, отчего не поднял общегородской тревоги, не попытался покарать нарушителей со всей принципиальностью и неотвратимостью, на которые он, безусловно, способен? Версия экспертов такова: из политических соображений, дабы не дискредитировать скандалом только что стартовавшую городскую программу «рубль за метр».
Очень хочется верить, что это так и есть. Очень не хочется даже и думать о других возможных причинах.
Но, Сергей Семенович, это все что угодно, но не «рубль за метр». Это – «ни рубля, ни метра». Так Москва потеряет и подлинные квадратные метры исторического усадебного дома, и миллионы рублей неполученных арендных доходов. Давайте уж, если терять, то что-нибудь одно.
А то получается какое-то великое Подсосенское наваждение.
Опубликовано на Газета.Ru
5 комментариев