Русское фэнтези

1-е место

Александр Можаев

Обнародованы результаты международного конкурса «Парк Зарядье», зрители, в основном, аплодируют, и это правильно – здесь отрадно всё, что не Посохин и не Фостер, будь это даже тундра с болотами. Ура-ура, но давайте приглядимся внимательнее к нарядным конкурсным проектам – увидим мы ли в парке само Зарядье, пытались ли его увидеть сами проектировщики, и что это вообще такое? 

Прежнее Зарядье, безжалостно ликвидированное в середине 20 века, было концентрированным образом старой Москвы, не тронутой не только советским, но и предреволюционным многоэтажным строительством. Оно, как и Москва, выросло из земли и реки, само собой, а не по чьему-нибудь мудрому замыслу. Оно запечатлело в себе все основные вехи московской истории, все взлеты и падения великого города. Освоение места, современное строительству первой крепости на кремлевском холме. Подъем, начавшийся в годы становления Москвы как общерусской столицы. Рождение новой царской династии и расцвет на пороге Нового времени. Нищета и забвение, пришедшие после переноса столицы России в Санкт-Петербург, разорение после присвоения статуса столицы СССР.

o_848498[1]

Но главной чертой Зарядского характера является потрясающе упрямое сопротивление любым авторитарным проектам. За последние 80 лет на этих склонах пошли прахом сотни смелых архитектурных идей и начинаний. Градостроительство — точная наука, а проектирование «с чистого листа» губительно для любого старого города: в процессе участвует слишком много факторов, веками сраставшихся в единый организм. Древний каркас столицы так крепок, так глубока, драматична и насыщена её память, что дух прежней Москвы дает себя знать даже там, где исторические кварталы уничтожены до основания.

Так вот: новые конкурсные проекты по-прежнему фантазийны и авторитарны, никак не связаны с традицией места. Лишь в одном из них есть игра в наложение контуров исторических планировок на поверхность парка – впрочем, довольно поверхностно. Лишь один предполагает воссоздание крепостной стены (момент дискуссионный, но говорящий о знакомстве авторов с исторической структурой места). Решения прочих совершенно произвольны – где-нибудь здесь пруд, там павильоны, паркинги, холмы или рощи. Болота, как без них. Проект-победитель особенно показателен в этом смысле: в центре участка изображена гора, скрывающая палаты Романовых, практически на месте храма Николы Мокрого – ресторан, а панорамные развертки столь условны, что в них уместилось сразу два Больших кремлёвских дворца рядом.

Понятно, что проект будет дорабатываться, что всё это лишь концепции, но показательно, что проектировщики в очередной раз навязывают Зарядью некие совершенно выдуманные идеи. Пару лет назад один из телеканалов провел уличный опрос горожан на тему «что бы вы хотели видеть в новом Зарядье». Практически все пожелания носили глубоко личный характер: деятели искусств просили филармонию, футболисты требовали стадион, нимфетки мечтали о гигантских танцполах. То же произошло и с конкурсом – его участники исходили из своего видения темы, а не из обоснованных исходных данных.

забор

Беда в том, что город не знает и не чувствует Зарядья, скрытого за глухим строительным забором. На протяжении шести лет (с начала сноса гостиницы) забор имел высоту вдвое больше Кремлёвской стены, в 2012 его понизили до трех метров. Взорам москвичей впервые открылась потрясающая панорама Кремля и его окрестностей, которую ранее не видел никто и никогда – уже в 19 веке вид был искажен строительством высоких (выше трех этажей) зданий. Но сама территория, освободившаяся после сноса гостиницы, по-прежнему остается terra incognita. Участники профессионального конкурса были допущены за ограду, но все остальные – и критики, и просто горожане — совершенно не представляют себе, что там скрывается. Как говаривал Лао-Цзы, «кто слышит мелодию пустоты, владеет музыкой жизни», но у Москвы нет возможности расслышать мелодию опустевшего Зарядья. Минувшей весной архитектурная общественность обращалась к чиновникам с предложением сократить огороженную территорию до пятна руин гостиницы, но просьба осталась без ответа.

Однако место наверняка могло бы подсказать свою дальнейшую историю. Вот например: исходной составной Зарядья является Москва-река, ныне отрезанная от склона транспортной магистралью набережной. Но выясняется, что здесь есть ещё одна река, о существовании которой прежде знали лишь диггеры. Как известно, Неглинка в 19 веке была убрана в подземную трубу под нынешним Александровским садом, но в 1970-е годы зачем-то был построен коллектор, который перенаправил нижнее течение реки к Китай-городу. Сейчас Неглинка впадает в Москву у Москворецкого моста, почти в Зарядье. В прошлом году, во время круглого стола с участием зарубежных специалистов по планированию парков, прозвучала мысль о том, что парку необходим полноценный водоём с естественным источником. Тогда и вспомнился забытый коллектор. Идея выхода Неглинки на поверхность парка использована в нескольких конкурсных проектах и это, пожалуй, можно считать следованием намекам самой Москвы.

Что ещё есть в Зарядье сейчас и что может быть добавлено согласно логике места, а не чьей-либо импровизации? По замечанию археолога Владимира Дукельского, в данный момент на пустыре «есть только археология и нет более ничего, и абсолютно правильно вести проектирование, отталкиваясь от неё, как от базового элемента». Но уже семь лет археологи тщетно напоминают о необходимости проведения предварительных, а не охранных (в процессе строительства) работ. Речь идет о культурном слое, не попавшем в пятно котлована гостиницы, а это 25-30% свободной территории! При этом ни один из конкурсных проектов не имеет акцента на экспонировании археологических архитектурных объектов даже там, где их наличие несомненно. Археология должна определять и некоторые принципиальные проектные решения – скажем, от сохранности подземной части южной крепостной стены зависят варианты устройства подземных переходов из парка к Москве-реке.

Зарядье до сноса

Кроме того, есть большое количество нематериальных свидетельств Зарядской истории — архивные чертежи, фотографии, которые также могут в той или иной степени быть использованы в работе над его новым образом. Охранный статус этой территории допускает только регенерацию, то есть «восстановление утраченных элементов архитектурных или градостроительных ансамблей», но как трактовать это положение в ситуации, когда ансамбль утрачен почти полностью – вопрос открытый. «Программа максимум» — воссоздание исторической застройки по «варшавскому принципу», с обсуждаемой степенью условности — не нашла поддержки, не в последнюю очередь из-за печального опыта лужковского «новоделания». Но архитектурные символы прежнего Зарядья, проявляющие глубину истории этого места, могут быть выражены разными приемами, проверенными европейской практикой. Сигнация мест утраченных памятников и трасс улиц, сохранение исходного рельефа. Воссоздание структурно важных элементов, таких как крепостная стена, не обязательно буквально (убрать транспорт с набережной, примыкающей к парку, невозможно, а значит, некая разграничительная линия всё равно понадобится). Использование мотивов, ассоциирующихся с традицией места (например, тема галерей). Сохранение фрагментов стилобата, свидетельствующих о 20 столетии, и так далее.

Главные условия – внимание и тактичность, подчинение идеологических и творческих амбиций характеру района. Как сказал один из участников давешней интернет-дискуссии: «Зарядье — гиблое место для всех честолюбивых планов. Проверено временем».

Опубликовано Вести.ру

 

16 комментариев

А я за "Варшавский" сценарий. Просто нужны специалисты соответствующего уровня, а не лужковское убожество. На мой взгляд, такие специалисты есть. Хоть и не без огрехов, но восстановлены Воскресенские ворота и другие фрагменты Китай-городской стены. Смотрится органично. А храм у ворот вообще как будто подлиный. Можно было бы привлечь специалистов из Восточной Европы, ведь не только Варшаву восстанавливали. Много исторических городов было воссоздано из руин. Никто уже об этом и не вспоминает. Можно сказать, "раны залечены".
Уважаемый Архнадзор прошу прощения,что не по теме парка,но хотелось бы узнать информацию о доме по адресу Вознесенский переулок дом 11 стр 1. там уже снята крыша и частично демонтирована стена второго этажа,планируется мансарда и сохранение планировки.
Конечно, парк тут нужен особенный. Почему бы не подумать о реконструкции средневекового Зарядья? Древнерусский город и был по описаниям городом-садом. Мы можем любоваться средневековыми городами Европы и Азии, но не менее уникальное явление - деревянный город Древней Руси доступен нам только в виде графических реконструкций. Хорошо бы его иметь ещё и материализованным. Лучшего места для него, чем Зарядье, найти трудно - рядом с подлинным Кремлём и собором Покрова. Единственное серьёзное возражение - два-три десятка теремов, мостовые из тёса, даже с восстановлением обоих храмов и китай-городской стены с Замоскворецкими воротами даже близко не подойдут к цене хайтековской тундры. Если пилить тут будет только брёвна, кого в мэрии это заинтересует?
Забор - долой!
Очень надеюсь что ключевые моменты этой статьи уже переведены на английский и отправлены победителям конкурса. Ежели нет, то вступить в переписку просто-таки необходимо!
Снова получится распил бюджета, как в Сочи. Зачем конкурсы? Просто расчистить территорию и высадить деревья. Главное сейчас спасти Зарядье от застройки. Кусочек то уж больно лакомый.
Как измайловский вернисаж получится. Балаган.
коммент про измайловский вернисаж - был ответом на коммент про деревянные терема
Андрей Волыхов больше года назад   Изменить
Вы с Неглинкой поаккуратнее. Там жуткая грязища. Её ведь хотели выпустить в церетелевские пруды на Манежке, в районе исторического русла, но понюхали и передумали. А если в целом - мне кажется, вначале нужны серьёзнейшие археологические работы, а уж потом необходимо принимать какие-либо решения о планировке.
Измайлово и есть балаган, в самом прямом смысле, и ничего плохого в этом нет. А что будет в Зарядье, Дмитрий, зависит от тех, кому это небезразлично. Будет народ пассивен - выйдет Манежка-2. Просто засадить деревьями - не дадут, слишком знаковый объект. Вариант с реконструкцией Средневековья - наименее травматичный для археологии и рельефа, и способный быть знаковым. А что выйдет плохо, нетрудно будет через некоторое время переделать. Что вполне соответствует духу древнерусского города, который регулярно горел и восстанавливался.
Я не архитектор и в конкурсе не участвовал. Но неоднократно на страницах обсуждений этого проекта предлагал парк, распланированный в соответствии с планировкой Зарядья: аллеи-улицы, только вместо домов — деревья и кусты, а разного рода объекты парковой инфраструктуры — кафе, равлечения, прочие объекты — разместить максимально приближенно к местонахождению таковых в Зарядье. Но меня не послушали... А было бы интересно.
"Хорошо бы его иметь ещё и материализованным" Волкодав-ленд, или как там...Коловрат-ленд. Аминь:(
Е.В.Гений: Такой проект и был, в точности практически. Самый правильный ход мысли, но в результате предполагалось что-то эээ однослойное и статичное, вот вам дорожки, а вот - деревья, ходить подано. Интриги и вызова нету, вот и провалился.
«Хорошо бы его иметь ещё и материализованным» Волкодав-ленд, или как там…Коловрат-ленд. Аминь:( Просто Зарядье, сэр Зоошурик. Былым англичанам нравилось.
Павел, Зарядья - не будет (по крайней мере до тех пор, пока не станет экономически возможной "воронья слободка" напротив Кремля) . Ну и если Вы не постигаете такого дискурса, как "подлинность", то при чём здесь вообще градозащита и Архнадзор? Конечно всё можно восстановить как было, через любой промежуток времени и даже лучше прежнего!
Зачем же Вы, уважаемый ЗооАлександр, за меня расписываетесь? Подлинность - бесценна, и именно за неё выступает Архнадзор. Нет большинства стен Зарядья, так сохранить подлинные фундаменты, визуальные связи, рельеф, которые напрочь убивает новый мега-проект. Реконструкция средневекового Зарядья - один из возможных вариантов сохранения остатков подлинности, считайте это обрамлением существующих памятников по Варварке, приданием им исторического фона. Реконструкция старины - вещь всегда проблематичная, но есть и немало удачных примеров - лондонский "Глобус", Фрауэрнкирхе в Дрездене. Вот, в Берлине разворачивается проект восстановления фасадов королевского дворца. Кстати Зарядье в 16-17 вв. был аристократическим районом, а вовсе не "вороньей слободкой".

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *