Заговор насекомых
Александр Можаев
Опубликовано Вести.ру
Последние пару лет Александровский сад регулярно подвергается всякого рода улучшениям, и с каждым разом логика его улучшителей становится всё более странной. В этом году парк обрел один новый и один «старый новый» памятник. Подробности преображений сада дают широкий творческий простор любителям конспирологических теорий.
Для начала по сторонам Кутафьей башни (памятник ЮНЕСКО) были построены нарядные пластмассовые КПП, закрывшие её боковые фасады. КПП вещь, что ни говори, практичная – если принимать во внимание, что Московский Кремль по сию пору носит гордое звание «крупнейшей действующей крепости Европы». В общем, это понять по-человечески можно.
Дальше больше: осенью 2012-го в саду была вырублена липовая аллея, посаженная к 800-летию Москвы. Эта история имела гораздо больший резонанс, потому что Александровский парк – одно из самых общих общественных мест столицы. И когда некие федеральные службы берутся его корректировать, не считая нужным даже сообщить москвичам о своих планах, это, как бы сказать, настораживает. А отсутствие видимого практического смысла и вовсе пугает – в народе тут же пошли разговоры о том, что действующей крепости необходима простреливаемая эспланада, значит, рубят оттого, что ждут неприятеля. По этой логике, нелепый густой ельник, насаженный в те же дни вдоль кремлевской стены в Среднем Александровском саду, должен играть роль маскировки. Несмотря на идиотизм обеих теорий, опровергнуть их непросто, потому что иного смысла (даже в рамках практики «освоения сумм») в глумлении над знаменитым садом не наблюдается.
В мае этого года сад был, условно говоря, украшен памятником патриарху Гермогену. Место для памятника было указано сверху ещё до начала конкурса. Почему именно это — аккурат напротив фонтана с конями и выпускницами, поперек классической оси меж воротами и гротом – никто не знает. Победитель конкурса профессор Салават Щербаков, похоже, и не пытался справиться со сложностью назначенной площадки. Мы обсуждали памятник Гермогену с другим скульптором, Николаем Аввакумовым, стараясь предельно абстрагироваться от собственных «нравится – не нравится». Николай долго перечислял совершенно очевидные проколы: «Как известно, произведение искусства судят согласно законам, по которым оно создано. Этот памятник – фасадная композиция, которая рассчитана на восприятие с одной стороны. Стоит, при этом, в центре клумбы с круговым обзором, лицом к «яме» у подземного перехода, спиной к центральной аллее». И так далее.
Кроме того, крайне пафосный Гермоген оказался в компании церетелиевских зверюшек с одной стороны, а с другой – мыслителей-социалистов, чьи имена выбиты на ленинском обелиске у грота. О том, чтобы подвинуть любимое народом произведение «нашего везде» не может быть речи, а вот обелиск явно мозолит глаза. Мнение Галины Ананьиной, должность которой на сайте фонда постановки памятника Гермогену означена как «самая главная»: «Конечно, можно было бы не поднимать этот вопрос, но раз уж установлен памятник Патриарху, приведшему саму династию Романовых на трон, то может ли он оставаться с Марксом, Плехановым, вот со всем этим…?»
Мнения мнениями, но обелиск, установленный в 1914-м и творчески переработанный в 1918 году по указу Ленина, действительно исчез 30 июня сего года. Задним числом руководитель пресс-службы Управления делами президента Виктор Хреков разъяснил, что обелиск-де был крив и угрожал падением, потому резко демонтирован. А также обещал, что вскоре обелиск вернется на место в том же виде.
Напомню историю этого монумента: едва понаехав в Москву, Владимир Ленин попросил удалить с гранитной поверхности имена тиранов и геральдику поверженного режима, а вместо неё поместить надписи «Р.С.Ф.С.Р.» (возможно, первое появление этой аббревиатуры в граните) и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». А также лично им утвержденный список имен правильных мыслителей, от Кампанеллы и Чернышевского до Маркса и Энгельса. И поскольку «романовская» резная декорация не была удалена полностью, получилось то, что теперь принято называть палимпсестом – странное и многозначительное наслоение смыслов, последний памятник царизма, спрятанный внутри первого монумента советской власти, правда истории как она есть.
Стало быть, если кому кажется, что присутствие Чернышевского за спиной Гермогена нежелательно, то есть только два законных способа устранить затруднение. Правильный, оптимальный: сдать означенный палимпсест, сам по себе уникальный исторический памятник, в архив (скажем, в парк Музеон, в гости к Железному Феликсу), а в Александровском саду соорудить точную копию Романовского обелиска. Думаю, против такого решения протестовали бы только самые увлеченные ленинисты. И второй способ, не очень правильный: имитировать сбитые дореволюционные элементы накладными деталями, поскольку восстановить их иначе, не нарушив целостность исторического подлинника, невозможно – это камень.
Благоустроители выбрали третий вариант, дикий во всех отношениях. Они развернули монумент на 90 градусов (по оси Гермогена, но боком к Аллее городов-героев), стесали напрочь надписи 1918 года (отчего верхняя часть обелиска стала тоньше), а поверх приклеили не то чтобы грубую, а заведомо лживую имитацию «романовского» декора. «Церковный вестник» опубликовал материал, где со слов авторов проекта говорится о том, что декор восстановлен «в полном соответствии с исторической правдой». Снова вранье, потому что Николай Аввакумов подобрал сравнительные фотографии предреволюционного обелиска и его как бы реставрации – полное непопадание! Не тот орел, не тот святой Георгий, не тот шрифт, всё не то. Очевидно, что надписи в оригинале — ручной работы, а в версии Щербакова это компьютерная разметка, посаженная не по краям поля, а отчего-то по центру, притом с грамматическими ошибками (Ъ вместо Ь). Как сказал Николай, «я бы им простил Энгельса, если бы это была честная работа, но я догадываюсь, почему «реставрацией» занимались неучи – у настоящего реставратора никогда рука бы рука не поднялась калечить подлинник».
Статья в «Вестнике» заканчивается словами: «Остается надеяться, что больше никому не придет в голову обтесывать исторический гранит, чтобы написать на нем что-нибудь иное». А почему нет?! Что было дважды, то может быть трижды. Ленин кромсал выстроенный четырьмя годами ранее, с точки зрения того момента художественно посредственный символ прежнего режима (поступить иначе он мог разве что заложив динамиту). Профессор Щербаков прошелся по вполне состоявшемуся, государственно как бы охраняемому памятнику. Так что это не восстановление справедливости, а всё тот же треклятый замкнутый круг русской истории, отказывающейся учиться на своих ошибках.
…А теперь самое интересное: одновременно, в этом октябре, всплыл скандал с другими обелисками, ровесниками Романовского. Лишь год спустя после 200-летней годовщины Бородинского сражения так называемые блогеры заметили факт подмены — на этот раз уже полной — ряда памятников, поставленных в Бородино в 1912 году (UPD: снесенных или покалеченных после революции, но потом грамотно восстановленных). Вместо прежних монументов — копии из другого камня, степень попадания в оригинал – ещё меньше, чем в Александровском саду. На сайте госзакупок нашлось подтверждение того, что замена материала была заранее предусмотрена заказом Министерства культуры. Как будто происходит нарочный мухлёж, подмена живой истории коварной фальшивкой — вроде похожей, но в то же время намеренно искаженной, чтоб никто не догадался.
Вот как хотите, а я не могу найти этому логических оправданий — ни родное головотяпство, ни забвение профессиональной совести, ни система распилов и откатов здесь ни при чём. Никогда не верил в теорию заговора, но всё чаще вспоминаю цитату из «Людей в черном»: «Юноша, представь себе гигантского таракана с жутким комплексом неполноценности, который шляется по Манхеттену в человечьем обличьи. Что, нравится?»
А если вы не верите, что меж нами бродят переодетые патриотами и реставраторами космические тараканы, то вот вам ещё один сенсационный пасьянс от скульптора Аввакумова. Ровно напротив Романовского обелиска стоит восстановленный после пожара Манеж (номинация «Лучший реализованный проект 2005 года»). Его ампирные фасады не пострадали от огня и нуждались только в ремонте. Но сравнивая старые и новые фотографии, мы вдруг понимаем, что внешний декор был заменен на похожий, но расположенный в ином порядке – лепнина фриза развернута зеркально, филенки дверей поменялись местами. Зачем? А чтоб никто не догадался. Ваше слово, господа конспирологи.
Иллюстрации: hitrovka.livejournal.com, drugoi.livejournal.com, junet.livejournal.com, Lilya Palveleva.
11 комментариев