ТЕРМообработка
Хроника разрушения дома причта армянской церкви в одноименном переулке, в картинках и цитатах из официальной переписки с Департаментом культурного наследия.
Впервые о неприятностях, творящихся по адресу Армянский переулок, дом 3-5 строение 1А, мы сообщали пять лет назад, в октябре 2008 года. Жители переулка сообщили нам о ведущемся разрушении памятника регионального значения «Дом причта с аркой и переходом, 1781г., 1832г., 1868г., архитектор Ю.М. Фельтен». Работы удалось остановить, но была частично разрушена самая интересная часть здания — означенный переход на крестовых сводах, соединявший когда-то дом причта с соседними палатами (ныне — музей «Огни Москвы»).
В течение короткого времени собственником здания (Юрий Думлер и ООО «ТЕРМ») были разобраны кровля перехода, один из двух сводов, задняя стена в уровне второго и этажа и первая до середины окон. Старый кирпич и белокаменные подоконники были сложены на участке, по крайней мере внешняя кладка перехода могла быть восстановлена — дальнейшее зависело от действий Департамента культурного наследия (ДКН).
В течение нескольких лет на все сигналы ДКН отвечал вполне оптимистично — ситуация под контролем, ведутся проектные изыскания. Эскизный проект реставрации был наконец согласован 12 января 2011, но никаких противоаварийных работ начато не было — старый кирпич и камень были вывезены, руины поросли деревьями.
Тем временем собственник здания полностью расчистил от перекрытий и перегородок само строение 1А (дворовая часть) и вырыл внутри периметра стен подвал, что привело и без того ветхое здание в крайне аварийное состояние. Вот так в результате выглядел задний, юго-восточный угол памятника год назад:
А так он выглядел в августе 2013-го, когда, судя по письмам ДКН, на объекте начались долгожданные и полностью согласованные ремонтно-реставрационные работы (исполнитель — ООО «Экспо»). Как видно, белокаменный карниз разобран, здание примерно на полтора метра надстроено блоками, лишенные штукатурного декора стены снаружи обшиты какими-то своеобразными панелями. Судя по ответу ДКН, это, видимо, утепление фасадов — внешнее.
Цитата из письма, датированного 04.09.2013: «Вопрос сохранения объекта находится на контроле Департамента, специалистами Департамента проводятся выезды на объект с целью осуществления контроля за проведением работ по его сохранению. Работы, проводимые на объекте, соответствуют требованиям законодательства в области охраны памятников истории и культуры».
Остатки окон внешней стены перехода разобраны, надстройка выходит во двор музея. Стоит также заметить, что в 2008 году был нанесен урон и зданию самого музея 1701 года постройки — разрушен примыкавший к переходу угол здания. Несмотря на многократные обращения дирекции музея, все годы этот угол стоял открытый дождям, протекая внутрь и продолжая разрушаться.
В заключение, несколько фраз из документа, подписанного 1 декабря 2011 года. В утверждённый предмет охраны памятника среди прочего входят следующие положения:
«- объемно-пространственная композиция здания XVIII – XIX веков, включая арочный проезд и помещения над ним, высотные отметки по венчающему карнизу;
— крыша XIX века, ее конфигурация, материал, конструкция, характер кровельного покрытия;
— композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов XVIII века — 1868 года, включая местоположение, форму, размеры, декоративное оформление оконных и дверных проемов, угловые пилястры, венчающий и междуэтажный карнизы;
— материал и характер обработки фасадных поверхностей XVIII — XIX веков (белокаменный цоколь, кирпич);
— пространственно-планировочная структура интерьеров в пределах капитальных стен, перегородок, дверных и иных проемов и перекрытий XVIII — XIX веков;
— конструкция, материал капитальных стен и перекрытий XVIII-XIX веков, включая арочный проезд;
— архитектурно-художественное оформление интерьеров XVIII- XIX веков;
— печи XIX века.»
Ремонтно-строительные работы, вследствие которых происходит утрата подлинных частей объектов культурного наследия, составляющих их предмет охраны, никак не должны согласовываться надзорными органами. Такие работы подлежат срочной остановке, а люди и организации, их проводящие, подлежат наказанию согласно законодательству РФ. Также согласно федеральному и городскому законодательству, Департамент культурного наследия должен способствовать сохранению подлинных памятников и проведению их качественной реставрации, а не согласовывать работы, искажающие эти здания.
«Архнадзор» обратился к руководству Департамента культурного наследия с просьбой провести служебную проверку сотрудников, согласовавших подобные «реставрационные» работы, а также остановить дальнейшее искажение указанного памятника, предотвратить его надстройку и обязать собственника вернуть фасадам их исторический облик.
Материал подготовили А.Можаев и И.Трубецкая. Использована картина В.Порошина, 2007.