Городские фонари: немалое значение малых архитектурных форм
Ирина Трубецкая
В продолжение разговора о Главной выставке, начатого в прошлой публикации, давайте осмотримся по сторонам и подробнее разглядим… фонари. Ведь они здесь отличаются от прочих городских собратьев, что бросается в глаза уже на подходе к ВВЦ-ВДНХ. Сразу оговоримся, что рассматривать будем больше фонарные колонны, так как их верхушки – кронштейны и светильники – менялись часто, а вот многие колонны стоят по сей день.
Большинство фонарных опор на территории ВДНХ – 1950-х годов, так как к торжественному послевоенному открытию в 1954 году реконструировали не только павильоны, но и малые архитектурные формы, к которым относят фонари. И всё же колонны периода 1939-1941 годов можно отыскать.
Например, десяток довольно высоких фонарей для четырёх светильников стоит на подступах к ВДНХ на улице Сергея Эйзенштейна, а когда-то такие же стояли и на аллее, ведущей к «Рабочему и колхознице». Ещё один вид фонарных опор этого периода – «чугунная литая колонна типа 343», разработанная Мосгорсветом в 1930-е годы для освещения улиц Москвы. В мастерских ВСХВ к ней спроектировали специальную серию кронштейнов и светильников, последние должны были быть продолговатой формы из гранёного стекла. Но, как гласит надпись на чертеже: «ввиду отсутствия возможности получить гранёные цилиндрические стёкла, согласован переход на сферические шары». Кронштейны и светильники меняли в 1950-е, и 1960-е годы, а также относительно недавно, а вот изящные колонны 1930-х до недавнего времени стояли в безопасности. К сожалению, в этом году их признали аварийными и начали демонтировать.
Демонтаж выглядит ошибкой, учитывая, что этот тип фонарных колонн, когда-то распространённый в городе, сегодня почти нигде не сохранился. Известно лишь о нескольких полузаброшенных колоннах этого же типа. На ВДНХ же их будет около 20 штук, выстроенных в ряд на аллее Малого северного кольца. В прошлой публикации упоминалась необходимость экспертного обсуждения будущего ВВЦ и выработки особого подхода к этой необычной территории, вмещающей разнообразные наслоения ХХ века. Сохранение малых архитектурных форм могло бы стать частью такого целостного подхода. Было бы познавательно пойти дальше и восстановить кронштейны и светильники 1930-х годов, чтобы дать посетителям почувствовать атмосферу города того времени.
А как обстоят дела с другими старыми фонарями в Москве? По словам специалистов, в городе около четырёхсот тысяч фонарей, из них около двух тысяч – старых. Рубежом, отделяющим старые от новых, являются 1950-е годы, когда началась борьба с «излишествами» в архитектуре.
Поиск в реестре культурного наследия показывает, что ни один отдельно стоящий фонарь пока не признан памятником, подлежащим госохране. Хотя несколько числятся «заявленными» и «выявленными» объектами, то есть находящимися на разных стадиях историко-культурной экспертизы, определяющей ценность потенциальных памятников. Самыми старинными из этого списка являются два фонаря усадьбы Усачёвых-Найдёновых на Земляном Валу. Это бывшие масляные светильники первой половины 19 века, которые сейчас приспособлены под электрические и находятся в рабочем состоянии. А вот их собратьям по эпохе – бывшим масляным фонарям у Новоекатерининской больницы не повезло – они пропали после недавнего начала реконструкции здания, на охрану их заявить не успели.
Настоящим заповедником старых фонарей является сад Эрмитаж, где можно увидеть три их разных вида. Самые старые – около пятидесяти колонн, на цоколях которых отлиты инициалы основателя парка Якова Щукина – «ЯЩ». Он закупил генераторы для освещения театра и устройства иллюминации в саду в 1895 году, тогда же и были установлены эти колонны. Их нижняя часть сейчас выглядит несколько массивно и контрастно по отношению к тонкой верхней, но дело в том, что изначально они несли более высокие колонны, непохожие на сегодняшние. Чтобы понять, как они выглядели когда-то, надо пойти в Кремль и рассмотреть фонари на Ивановской площади, где этот тип сохранился. Другой вид исторических фонарей в саду Эрмитаж дошёл до нас целиком – это единственный фонарь 1912-13 годов. Проект этого изящного фонаря разработан Отделом освещения Мосгордумы, а отлит он в польском городе Сосновицы (сохранилось клеймо изготовителя). Вероятно, сохранности этого раритета способствовало то, что он является выявленным памятником и занесён в реестр объектов культурного наследия. Третий вид – невысокие парковые торшеры, спроектированные в 1950-е годы специально для этого сада институтом «Мосгазпроект».
Как стало известно, в настоящий момент Департаментом топливно-энергетического хозяйства г. Москвы при участии музея «Огни Москвы» разрабатывается техническое задание на реставрацию всех перечисленных фонарей сада Эрмитаж. Реализация проекта может занять год, так как процесс трудоёмкий – предстоит вручную очищать чугунные части от многочисленных слоёв краски и ржавчины.
Пример уже проведённой реставрации – работы в Лужниках на аллее, ведущей к набережной. Здесь недавно были отреставрированы около пятидесяти фонарей, созданных в 1947 году, к 800-летию Москвы, по проекту архитектора М. Минкуса. Таких в городе сохраняется несколько сотен, но за последние годы они стали исчезать в процессе «благоустройства». Последний случай – Пушкинский сквер, где сейчас спешно проводятся работы по благоустройству, а подлинные фонари 1947 года вывезены. Вернут ли их, а не бледные копии, на место?
Сложность сохранения старых фонарей заключается ещё в том, что все они принадлежат разным ведомствам и целиком зависят от доброй воли и распоряжений руководителей организаций. Например, упомянутые фонари в Лужниках находятся на балансе городского Департамента энергетики. А фонари на ВВЦ – на балансе ОАО «ГАО ВВЦ». Захочет ли администрация Выставки взяться за реставрацию фонарных колонн 1930-х годов? Захотеть взяться означает и захотеть найти средства, и захотеть привлечь специалистов. Но попробовать стоит. Тем более что специалисты и общественность уже обратились с соответствующей просьбой к администрации сохранить для городской истории эти колонны in situ – ведь так приятно брести по аллее и разглядывать всякие «мелочи»!
Автор благодарит директора музея «Огни Москвы» Наталью Потапову за помощь в подготовке материала. Все фотографии предоставлены музеем.
Опубликовано с сокращениями на Ситибум
7 комментариев