Хартия охраны исторического города Москвы
Приближается день выборов Мэра Москвы. Вне зависимости от того, какого кандидата поддержат москвичи — градостроительная политика, сохранение культурного и природного наследия, охрана Москвы как исторического города останутся одной из сложных и неотложных проблем, которые обязаны будут решать новые городские власти. Власти нынешние провозгласили т.н. «новую градостроительную политику», но не смогли следовать ее принципам.
Сделано многое важное (ограничено новое строительство в центре, разработаны градостроительные регламенты, закрепляющие существующие габариты застройки, отменены либо откорректированы десятки инвестконрактов, отправлены на новое рассмотрение более 200 решений прежних лет о сносе исторических зданий). Однако разрушение исторического города продолжается, и последствия многих действий (либо бездействия) городских властей не менее катастрофичны, нежели в 2000-е годы.
Не прекращаются сносы, в том числе несанкционированные, ценных исторических зданий и объектов историко-градостроительной среды (только в 2013 г. снесены Литейный цех ЗИЛа, усадебный дом первой половины XIX века на Пятницкой ул., 58, три исторических здания комплекса Ново-Екатерининской больницы на Страстном бульваре, ценные образцы архитектуры ХХ в. – здания Донских и Можайских бань и др.)
Под видом «приспособления» или даже «реставрации» охраняемых государством объектов культурного наследия – они сносятся ради удовлетворения нужд влиятельных девелоперов (так уничтожены 3/4 стадиона «Динамо» в Петровском парке, 9 из 22 секций Кругового депо на Ленинградском вокзале, интерьеры универмага «Детский мир»). Продолжается несанкционированные разрушительные работы в Типографии Лисицкого. Под угрозой новой диссонирующей застройки находится значительная часть территории ВВЦ-ВДНХ.
Беззащитна историческая застройка в зонах охраны объектов культурного наследия – городские власти санкционируют ее реконструкцию либо замену новостройками, искажающими облик старинных кварталов и улиц. Варварская реконструкция дома Волконских на Воздвиженке, 9, которую мэрия не решилась остановить, хотя имела для этого все правовые и моральные основания – лишь один из многих подобных примеров. Строительные работы в охранной зоне на Арбате привели к новым повреждениям всемирно известного памятника конструктивизма – Дома Мельникова.
Наконец, городские власти сами инициируют строительные проекты в охранных зонах, причем не останавливаются перед нарушением ими же утвержденных градрегламентов: строительство нового здания Мосгордумы на месте снесенных корпусов Ново-Екатерининской больницы (Страстной бульвар, 15/29, стр. 3, 4, 8) уже начато, несмотря на то, что утвержденный Правительством Москвы градрегламент прямо запрещает новое строительство по этим адресам. Апофеозом градостроительной политики двойных стандартов стал недавний визит С.С. Собянина на стройплощадку нового здания «Геликон-оперы» на Большой Никитской ул. — в охранной зоне, на месте снесенных флигелей городской усадьбы XVIII-XIX вв.; это строительство еще в 2011 г. было признано Прокуратурой Москвы противозаконным.
Угрозы историческому наследию Москвы требуют разработки и исполнения программы системных мер по охране и развитию исторического города. Эта программа может быть реализована только совместными усилиями городских властей, экспертных корпораций и общественных организаций сферы охраны исторического наследия.
Исходя из этого, «Архнадзор» предлагает всем зарегистрированным кандидатам на пост Мэра Москвы подписать нижеследующую
Хартию охраны исторического города Москвы.
Ее исполнение любым кандидатом, победившим на выборах, станет залогом сохранения лица и сердца нашего родного и любимого города.
1. Правовой статус “Старой Москвы”
Необходимо установить особый статус территории исторического города Москвы. Она должна иметь четко установленные границы, особый режим застройки и охранный статус.
2. Вице-мэр по культурному наследию
Сохранение наследия, управление его объектами – целая отрасль городского хозяйства и управления, в сферу ее входят несколько тысяч объектов исторической недвижимости и обширные территории более 100 объединенных охранных зон. Эта деятельность требует координации работы Департамента культурного наследия, Москомархитектуры, департаментов городского имущества, градостроительной политики, культуры, туризма, рекламы и др. Необходимо ввести должность заместителя Мэра Москвы, непосредственно отвечающего за сохранение наследия и развитие исторического города.
3. Гражданское общество и градостроительная политика
Вопросы градостроительства, связанные с сохранением культурного наследия, не могут решаться, как сейчас, на закрытых для экспертов и представителей общественных организаций заседаниях Градостроительно-земельной комиссии или в кулуарах Мосгорнаследия. Судьбы памятников и их зон охраны должны определять компетентные и независимые профессионалы. Для рассмотрения принципиальных вопросов, связанных с объектами культурного наследия, а также важнейших градостроительных и реставрационных проектов необходимо создать городской Совет по культурному наследию. В нем, на равных правах с представителями властей, должны участвовать представители экспертных корпораций и общественных организаций сферы охраны культурного наследия. Без одобрения таким Советом реализация градостроительных и реставрационных проектов не допускается.
4. Гласность и прозрачность
Вопросы, связанные с сохранением и развитием исторической Москвы, являются предметом общегородского интереса. Недопустимо принятие и исполнение “секретных”, не опубликованных в надлежащем порядке, распорядительных и иных документов, связанных с судьбами памятников и исторических зданий.
В обязательном порядке должны публиковаться и предварительно обсуждаться с представителями экспертного сообщества и общественности:
— решения Правительства Москвы и Мосгорнаследия об определении статуса и предмета охраны объектов культурного наследия, ценных градоформирующих объектов, объектов историко-градостроительной среды, границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия;
— протоколы заседаний, на которых принимаются эти решения;
— материалы государственной историко-культурной экспертизы, на основании которых принимаются эти решения;
— проекты реставраций объектов культурного наследия, любые проекты, связанные с градостроительной деятельностью на территории зон охраны объектов культурного наследия;
— градостроительные режимы и регламенты, касающиеся территории исторической Москвы.
5. Прекращение сноса исторической застройки Москвы
На территории исторического города Москвы, в первую очередь, на территориях зон охраны объектов культурного наследия и достопримечательных мест, запрещается снос (разборка, демонтаж) объектов историко-градостроительной среды – зданий и сооружений, построенных до 1955 года. Снос таких объектов допустим только в исключительных случаях (с обязательным публичным рассмотрением вопроса экспертами и городским Советом по культурному наследию) либо в целях восстановления исторического облика объектов культурного наследия (при их реставрации). Вопросы сноса объектов историко-градостроительной среды, построенных после 1955 года, должны решаться с участием представителей экспертных корпораций и общественных организаций сферы охраны исторического наследия.
6. Контроль за градостроительной деятельностью в зонах охраны объектов культурного наследия
Требования городского законодательства Москвы о контроле за градостроительной деятельностью в зонах охраны объектов культурного наследия, фактически не исполняемые сегодня, должны быть неукоснительно воплощены в жизнь. Проекты нового строительства и реконструкции на этих территориях должны проходить согласование в Мосгорнаследии. Допускаемые законом строительство и реконструкция «в рамках специальных мер по регенерации историко-градостроительной среды» возможны исключительно как восстановление утраченных ранее объектов, но ни в коем случае как снос сохранившихся исторических зданий и новое строительство на их месте.
7. Ответственность нарушителей
Разрушение либо повреждение охраняемых государством объектов культурного наследия должно приводить не только к административной, но и, в соответствии с Уголовным Кодексом РФ, к уголовной ответственности виновных. В структурах городской прокуратуры и полиции необходимо создать специализированные подразделения, обеспечивающие соблюдение законодательства об объектах культурного наследия и о градостроительной деятельности в зонах охраны объектов культурного наследия.
Несанкционированный снос исторических зданий должен приводить: для заказчиков работ – к расторжению инвестконтрактов, договоров об аренде земельных участков и зданий, отзыву градостроительных планов земельных участков, разрешений и ордеров на строительство; для исполнителей работ – к возбуждению процедуры отзыва лицензий и прав на работы на территории г. Москвы.
Координационный Совет
Общественного движения «Архнадзор»
21 августа 2013 года
18 комментариев