ВДНХ: океанариум вместо теплиц, что дальше?
Ирина Трубецкая
Последний раз «Архнадзор» писал о ВДНХ полтора года назад. Что происходило на Главной Выставке всё это время? Прошлый год был периодом затишья, но этот уже стал показательным началом заявленного ещё в 2011-м «возрождения». Если коротко, то: снесли комплекс теплиц, без всяких объяснений развернули на их месте масштабную стройку, начали демонтаж фонарных столбов 1930-х годов.
О том, что на ВДНХ уже в 2014 году откроется развлекательный центр с океанариумом и театром ластоногих, мы узнали в начале июля. Это подтверждает и официальный пресс-релиз на сайте ВВЦ, сообщающий «о старте уникального проекта, который предполагает создание на территории Выставки крупнейшего в Европе многофункционального океанического парка развлечений».
Можно было бы только порадоваться проекту, гордо именуемому авторами «дворцом морей и океанов», если бы речь не шла о масштабном строительстве на территории ВСХВ-ВДНХ, являющейся объектом культурного наследия федерального значения. Напомним, её архитектурная и историческая ценность была признана федеральными и городскими властями в 1993 году, когда комплекс Выставки был взят на госохрану распоряжением Совмина РФ; позже были утверждены границы объединённой охранной зоны №302 Б.
Охранные зоны и статусы устанавливают, как известно, для сохранения того, что признаётся обладающим особой ценностью. Они неизбежно влекут за собой ряд ограничений на хозяйственное использование.
В частности, в охранных зонах, устанавливаемых вокруг памятников для сохранения исторического контекста и масштаба окружающей застройки, разрешена регенерация – то есть воссоздание ранее утраченных объёмов, но запрещено новое строительство. При следовании этому правилу памятник сохраняется в его исторической среде. Но дальше зачастую начинается сопротивление владельцев зданий и желание эти ограничения обойти. К сожалению, происходящее на ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ именно такой случай.
Что они хотят?
Напомним, концепция развития Выставки была презентована администрацией ВВЦ осенью 2011 года. Её основные положения: реставрация павильонов-памятников на Главной аллее, реконструкция и строительство на боковых участках, снятие с территории статуса охранной зоны и замена его на статус достопримечательного места. Последнее называлось «актуализацией» и было необходимо как раз в силу ограничений, которые охранная зона налагает, а достместо – нет. За прошедшие два года в Москве статус достопримечательного места получил только стадион «Динамо» — после чего его стало возможно спешно снести.
О том, что может случиться с Выставкой в случае снятия с её территории статуса охранной зоны, красноречиво свидетельствует павильон №75, выстроенный к осени 2008 года. Возможно, сам по себе это отличный современный павильон, но он буквально втиснут между аркой Северного входа (памятником 1939 года), Монреальским (выявленный памятник 1967 года) и павильоном №69.
Вы никогда не задумывались – почему новый павильон так странно изгибается? Разгадка проста – он выстроен ровно по внешней границе охранной зоны, в которую северо-восточный угол не входит. Заказчики и проектировщики нового павильона были так увлечены «развитием» территории, что напрочь убили сложившиеся здесь перспективы – виды арки 1939 года. До этого строительства лёгкая трёхпролётная арка располагалась на открытом участке, позволявшем обозревать это одно из старейших сооружений Выставки с разных точек. Теперь же она ведёт в стеклянную стену нового павильона. И вот что интересно: недавно мне в руки попал один документ – проект зон охраны ВВЦ, который предлагал зафиксировать два коридора свободного пространства «в целях обеспечения раскрытий на памятники истории и культуры (Северный и Южный вход)». Судя по тому, как обошлись с видовым раскрытием арки Северного входа, эти коридоры установлены не были.
Сегодня речь идёт не об одном новом сооружении, здесь запланированы выставочно-конгрессный, культурно-досуговый, административно-офисный и прочие центры, крытый парк развлечений, апартаменты, парк-отель. Набор подобных словосочетаний на одной исторической территории, богатой затейливыми постройками и зелёными уголками, настораживает. Тем более что на схемах места предполагаемых апартаментов и центров помечены как «участки развития» и «участки компенсационного строительства». Например, океанариум нарисован поверх павильона «Теплицестроение», а конноспортивный комплекс – поверх построек животноводческого городка. Ещё в 2011 году возникли опасения – как бы при подобном «развитии» не исчезли не то что виды, но и часть исторических сооружений ВСХВ-ВДНХ.
Правда, реставрацию авторы все же полагали первоочередной задачей, а утверждение нового генплана с объектами строительства – второстепенной. Было заявлено, что предстоит создание «общественного экспертного совета, который бы курировал деятельность инвесторов, реставрацию исторической части выставки. Эта структура могла бы объединить представителей международных экспертных организаций, российских профильных творческих союзов (МСХ, СД, САР), авторитетных общественных деятелей, историков и другие активные силы, помогающие развитию и восстановлению ВВЦ».
Что сохранять?
Чтобы действительно сохранить эту самобытную городскую территорию, необходимо понимать и учитывать её историческое зонирование и планировку, взаимосвязь архитектуры и ландшафта, степень их сохранности и утрат. Важной и сложной особенностью также являются архитектурные наслоения, когда один павильон может заключать в себе основу 1939 года, декор 1950-х и модернистский фасад или пристройки 1960-80х годов.
Из 615 зданий, находящихся на территории ВВЦ сегодня на госохране полноценно состоит всего 29, хотя не менее двухсот — исторические объекты, связанные с разными периодами жизни выставки.
Ещё у 4-х зданий в список охраняемых попали лишь главные фасады – например, у ресторана «Золотой колос» на охране только главный фасад, а у павильона «Транспорт СССР» (бывший «Земледелие») – только портик. При этом в последнем за портиком сохранился объём 1939 года с декором интерьера 1950х. Почему статус объекта культурного наследия только у портика – непонятно. Кроме выставочных павильонов, памятниками признаны три входных и четыре фонтанных сооружения, планировочная структура 1939-1954 годов, дубовая и каштановые рощи, Мичуринский сад, каскад прудов с прилегающей территорией и система цветочных партеров. Наличие в списке зелёных участков неслучайно, так как ВСХВ с самого начала являлась воплощением идеи города-сада, где ландшафт был тщательно продуман и также разнообразен, как и национальные павильоны республик.
Исторически Выставка делилась на разделы, расположение и планировка которых хорошо сохранились. Зона республиканских павильонов – лишь её самая известная, парадная часть, дальше которой многие посетители не ходят. И зря. Много интересного находится по бокам – в бывших разделах Растениеводства, Животноводства и Новой советской деревни. Плодовые сады, цветники и обширное тепличное хозяйство первого занимало левую часть Выставки. Понять, где вы находитесь здесь помогает фигура мужчины в шляпе – памятник Мичурину.
Разделы Животноводства и Советской деревни находятся в противоположной, правой части, их постройки напоминают одновременно провинциальный городок, пионерлагерь из детства и старорежимные крымские санатории. Даже отрезки Кольцевой дороги в сельском разделе названы Грушевой и Тополевой аллеями, осенью здесь бывает богатый урожай диких груш. Эти части не менее самобытны и интересны, чем парадная, более того, без их зелёных пространств и сельских домиков торжественность и регулярность Главной аллеи чрезмерны.
Но именно эти участки находятся под угрозой в случае, если будет реализована заявленная в 2011 году концепция, встроены намеченные новые объёмы, искажены и утрачены исторические периферийные павильоны.
Что происходит?
Так как начатая когда-то постановка сооружений ВСХВ-ВДНХ на госохрану официальными органами охраны памятников продолжена не была, полтора года назад общественное движение «Архнадзор» вместе со специалистом по архитектуре ХХ века, доцентом МАрхИ Анной Броновицкой провело масштабную инвентаризацию построек Выставки. Было выявлено около сотни ценных сооружений, они были описаны и официальным обращением рекомендованы Министерству культуры к постановке на госохрану.
Не имея возможности провести полноценную историко-культурную экспертизу такого количества построек, мы рассчитывали на то, что Министерство культуры прислушается к мнению общественности и экспертов и инициирует дальнейшую работу за государственный бюджет. Но этого не произошло.
Обещанный администрацией ВВЦ экспертный совет за полтора года создан не был. Между тем была начата реставрация павильона «Металлургия» (бывший «Казахстан»), которая подразумевает снятие модернистского слоя, воссоздание купола и декора середины 1950-х годов, замену заднего стеклянного объёма на новый. Реставрация бывших павильонов Казахской и Белорусской ССР проводится за счёт их новых пользователей, соответствующих независимых государств, то есть говорить о том, что на ВВЦ начата обещанная первоочередная программа реставрации, пока не приходится. Состояние таких памятников, как павильон «Космос» или «Зелёный театр» по-прежнему удручающее.
Не появилось и нового генплана Выставки, а также подробностей о намеченных досугово-развлекательных и прочих центрах. К счастью, охранная зона «актуализирована» тоже не была, но с её наличием перестали считаться. Зимой этого года без лишней огласки был снесён павильон «Теплицестроение» со всем прилегающим к нему тепличным хозяйством. На образовавшуюся обширную площадку завезли строительную технику и начали работы по рытью котлована и возведению чего-то масштабного, что является нарушением режима охранной зоны, то есть нарушением законодательства по охране памятников. Как теперь известно, строят океанариум, архитектурный проект которого никому неизвестен и нигде не обсуждался!
Вдобавок весной этого года был начат демонтаж исторических фонарей. На площади Дружбы народов снято несколько чугунных фонарных опор, относящихся к раннему периоду ВСХВ 1939-1941 годов. Подобные фонари, например, пока можно увидеть на Малом (северном) кольце, переходящем в Липовую аллею, но и здесь они вскоре могут быть утрачены. Причина проста – опоры указанного периода признаны аварийными, но ставился ли вопрос об их реставрации? Малые архитектурные формы только по названию малые, на деле же их роль в визуальном образе места велика.
Чтобы в этом убедиться, стоит немного присмотреться и обнаружить, что сегодня на ВДНХ сохраняется несколько типов старых фонарных опор. Например, в большом количестве имеются опоры 1950-х годов, у которых в основании столба стилизованные лепестки лотоса. Опор конца 1930-х гораздо меньше, их отличает более тонкая каннелированная колонна и стилизованные листья аканта в декоре. Кое-где можно отыскать совсем затерявшиеся раритеты из 1930-х, которые уже давно не используются и неумолимо ржавеют. Даже в таком виде они гораздо более соответствуют архитектуре Выставки, чем их безликие современные собраться. Старые фонари надо реставрировать и беречь хотя бы потому, что их в городе сохранилось очень мало.
Замена теплиц на океанариум и демонтаж старых фонарей – лишь первые шаги в искажении исторического облика Выставки. Почему решение о подобных изменениях администрация ВВЦ принимает единолично, почему не привлекается Научно-методический совет Министерства культуры, другие эксперты и общественность? Необходимо широкое обсуждение и поиск альтернативных вариантов развития, во главе которых будет заявлен приоритет сохранения ВСХВ-ВДНХ как единого ансамбля. Сегодня уже непривычно наблюдать, что ни управляющие подобной исторической территорией, ни город не инициируют ни одной дискуссии – ни общественной, ни экспертной, и не сообщают никаких деталей проекта развития, будто предстоит застройка анонимного участка Луны.
А ведь речь об уникальном архитектурно-ландшафтном ансамбле, не имеющего аналогов и достойного пополнить список объектов Всемирного наследия.
С сокращениями статья опубликована на сайте «Ситибум»
16 комментариев