За забором
С момента окончания демонтажа надземной части гостиницы «Россия» прошло почти семь лет. Безотносительно плюсов и минусов объявленного конкурса, очевидно, что работа над проектом, а тем более его реализация, займет ещё некоторое время жизни города. Тем временем Зарядье продолжает быть отрезанным от мира забором, который охватывает неоправданно большую территорию. Помимо руин гостиницы им отчеркнута церковь Зачатия Анны и газоны, согласно Генплану, имеющие статус общедоступного городского сквера.
Семь лет Зарядье «отдыхает».
Кто хочет получить все и сразу, получает ничего и потом — годы за забором красноречиво иллюстрируют этот принцип. Но каждый маленький шаг убеждает, что обещанный сказочный сад вполне достижим. Главное делать такие шаги.
Сняли рекламу, и все заметили грязный жестяной лист, закрывающий горизонт. Срезали забор — город стал проницаем и доступен для взгляда. Теперь пришло время попробовать его на ощупь.
Пройти вдоль набережной и увидеть не только тысячу окон гостиницы, а целый город на возвышенности над рекой – ощупать глазами. Срезать угол по пути от метро на Москворецкий мост – ощутить ногами. Конечно, впустить археологов, столько лет мечтавших освоить эту землю руками.
На наш взгляд, состояние площадки вполне позволяет уже сегодня открыть её значительную часть для москвичей, гостей столицы и для профессиональных архитекторов. Необходимо отодвинуть забор по всему периметру, освободив проход вдоль набережной, западный и восточный скверы, а также смотровые террасы вдоль Варварки и на сохранившейся южной галерее стилобата (стилобат лишен облицовки, но не разрушен, возможность доступа на его террасу требует инженерного подтверждения).
В данный момент забор ограничивает доступ к памятникам Варварки, фактически, на семь лет улица вырезана из туристического обихода: проход меж заборами сужается до одного метра, затруднен вход в филиал Музея Москвы — палаты Старого Английского двора. Просьбу о переносе забора горячо поддерживают сотрудники и администрация Музея Москвы и Палат Романовых (филиал ГИМ).
Также совершенно необходимо вновь открыть доступ людей в церковь Зачатия Анны (один из древнейших храмов Москвы, принадлежащий Патриаршему подворью на Варварке) и на фрагмент стены Китай-города, униженной сегодня до состояния строительного забора. После минимального благоустройства (установка новых ограждений, уборка мусора, сооружение временных пешеходных настилов) Зарядье может быть открыто для доступа уже в этом сезоне.
И тогда у Москвы появится возможность не торопясь вспомнить, изучить, рассмотреть и почувствовать это место – древнее, знакомое и одновременно небывало новое. И, может быть, Зарядье само подскажет свою дальнейшую судьбу. Надеемся, что городские власти как можно скорее рассмотрят вопрос о важнейшей городской территории, семь лет находящейся внутри забора недействующей стройки.
Московские архитекторы поддерживают призыв и выражают готовность в любой момент приступить к творческому осмыслению освобожденных просторов. Предварительные соображения были высказаны на последней АрхМоскве в рамках коллективной клаузуры, публикуемой ниже с комментариями авторов (АБ Рождественка, А-Б студия, АБ XYZ, АБ Meral и другие).
Андрей Чельцов предлагает развернуть у Москворецкого моста этакую Масленицу.
Светлана Зезюкина: «Я помню те ощущения радости, когда в детстве брала монетку, клала ее под лист бумаги, а затем заштриховывала карандашом. Монетка проявлялась. Этот же способ я использовала в этом рисунке. Нет необходимости удерживать территорию Зарядья закрытой от людей. У нас уже все есть, осталось лишь это проявить!»
Евгений Полянцев: «Жестокость истории заключается в том, что города меняются. Даже серьезные охранные мероприятия не в состоянии остановить течение времени. К сожалению, в Зарядье подобное «течение времени» проявилось с особой, почти бессмысленной яростью. Начиная с 30-ых гг. XX века территория срывается в какой-то драматический круговорот перемен, переживает одну болезненную метаморфозу за другой. Сносятся не просто дома, улицы, Китайгородская стена, уничтожается — и видимо будет дальше уничтожаться — городская культура, развивавшаяся здесь на протяжении восьми столетий. Я против того, чтобы один из древнейших районов Москвы превратился просто в газон и парк, в развлекательно-рекреационный придаток центра города».
Александр Можаев как бы намекает на то, что город существует своей собственной, зримой и не вполне зримой жизнью, и наше дело не навязывать ему новые векторы развития, а по возможности не мешать и учиться следовать его собственному плавному теченью. У прохожих на виду, разумеется.
Евгений Асс: «Наверное почти никто из ныне живущих москвичей уже не помнит силуэта Зарядья со стороны реки. Наверное это очень красиво! Хорошо бы взглянуть!»
Светлана Головина: «Рисунок называется «Листопад». Листопад на нём выражен буквально, хотя образ места и ситуация, которая сложилась вокруг этого места неоднозначны. Контекст и историческая плотность застройки, потерянные безвозвратно, навевают много разных «историй». Эта история про романтизм, осень, настроение… Существующий «забор» создает настроение увядания, также выраженное вполне буквально. Хотелось бы напомнить, что листопад это процесс естественный, а «забор» — временная мера, которая очевидно затянулась.»
Пётр Попов: «Богатство России — это её просторы. Устроить в центре России цветущий луг — демонстрация широты и силы духа. Позволить себе ничего не строить на своей земле, оставить её «под паром» — удел сильных.»
Николай Лызлов предлагает вспомнить о временах, когда на брегах Москвы-реки возвышался благородный бор: это тоже наша традиция.
Наринэ Тютчева сопровождает врисовку с профилем Китайгородского проезда, рискующего быть отданного под строительство 20-метровой филармонии, цитатой заграничного мудреца Лао Цзы: «Кто слышит мелодию пустоты, владеет музыкой жизни.»
Зарядье «отдыхает» за забором семь лет. Москвичам пора наконец с ним познакомиться.
Материал подготовили А.Можаев, П.Мирошник, Р.Цеханский.
7 комментариев