Разгромный ремонт
Ирина Трубецкая
В Москве на улице Достоевского разрушается памятник. Он разрушается по заказу его собственника силами наёмных рабочих, которые с мая успели снять крышу, разобрать большую часть перегородок и перекрытий и нанести значительный урон зданию, которое и на дом теперь мало похоже, скорее на руину.
Большинство источников называет первым владельцем особняка адвоката И.М. Мануйлова, а архитектором, его выстроившим, известного московского мастера Николая Ивановича Жерихова. Двухэтажное здание является ярким образцом неоклассики 1910-х годов, что прекрасно отражено в его фасадной декорации, богатой стилизованными неоклассическими элементами – здесь нашли себе место конные всадники и пальметты, венки и лира. Компактный объём особняка органично вписан в окружающую застройку и является изящным дополнением архитектурной темы улицы, тон которой задают расположенные напротив комплексы Александровского института и Мариинской больницы постройки И.Д. Жилярди. И хотя современные жилые дома подступают близко, улицу всё же «держит» классицистический стержень – классика двух комплексов начала 19 века, неоклассика нашего особняка и завершающая точка, ампирная советская звезда театра Советской армии.
Когда адвокат Мануйлов выстроил свой особняк, здесь уже ходил трамвай, а нечётная сторона улицы (тогда носившей название Божедомской) была застроена деревянными домами. Трамвай ходит по сей день, но малоэтажная застройка постепенно уступила место масштабным жилым домам. Правда, стоит свернуть в переулок Чернышевского (бывший 2-й Мариинский), на пересечении которого с улицей и стоит дом, и пройти немного вперёд, как любознательному прохожему откроется череда небольших особняков, в цепочке которых дом Мануйлова только начальное звено. Здесь постройки архитектора М.К. Геппенера, включая его собственный дом, и деревянные дома Н.Д. Морозова Пока эти здания имеют статус заявленных и выявленных памятников и ожидают полноценного приёма на госохрану. Для нас же важно, что в этой части города, хотя и застроенной в последние 30-40 лет, остаются островки старой Москвы, где можно увидеть её былое лицо и масштаб, почувствовать атмосферу старины.
Особняк Мануйлова уже несколько лет состоит на госохране как памятник регионального значения, что означает, что любые ремонтно-реставрационные работы его владелец должен проводить в соответствии с реставрационным заданием Департамента культурного наследия г. Москвы. Владелец же обращается со зданием как с рядовой постройкой, получив ордер ОАТИ на обычный ремонт фасада. Каким образом ордер на ремонтные работы по объекту культурного наследия был выдан ОАТИ в обход Мосгорнаследия, ещё предстоит выяснить. Списать действия на незнание здесь не получится: на доме на видном месте висит табличка «памятник истории и культуры, охраняется государством».
При этом происходящее невозможно назвать ремонтом фасада, так как вместо обозначенного ремонта ведётся работа по уничтожению внутренней планировки, перегородок и перекрытий, на прошлой неделе была снята кровля. В интерьере пока ещё сохраняются остатки лепного декора и зеркало одной печи (остальные недавно сломаны), подлинные двери сняты, но ещё не вывезены и не уничтожены.
Инспекция Архнадзора обратила внимание на этот особняк в конце мая, мы написали запрос в Департамент культурного наследия. В июне, когда темп работ в доме увеличился, мы обратились на «горячую линию» Департамента и в ОАТИ. На «горячую линию» обращались и местные жители. Побывавшие на прошлой неделе на месте инспектора обеих инстанций остановили работы, подтвердив их незаконность. Несмотря на это, в выходные работы возобновились и останавливать их пришлось с помощью полиции. Прибывший же вечером в субботу владелец здания сообщил, что останавливаться не собирается.
Разгромный «ремонт» продолжился и сегодня. Положение усугубляется тем, что отозвать ордер ОАТИ на ремонт оказалось сложнее, чем его выдать. Несмотря на то что он выдан с явным нарушением, без принятия во внимания ценности фасада особняка, ордер пока не отозван. Предписание об остановке работ от Мосгорнаследия пока даже не вручено владельцу.
В сложившейся ситуации мы ожидаем, что Мосгорнаследие исполнит свои прямые обязанности по надзору за объектами культурного наследия, а именно:
— вручит предписание об остановке всех несогласованных работ владельцу здания и возьмёт объект под свой постоянный контроль;
— накажет владельца здания за частичное уничтожение памятника;
— обяжет его разработать и согласовать надлежащий проект реставрации, а на время разработки документации обяжет его владельца срочно возвести временную кровлю.
Общественным инспекторам Архнадзора также очень поможет, если Мосгорнаследие обнародует на своём сайте предписание о приостановке работ и перечень ценных архитектурных элементов, входящих в предмет охраны данного памятника регионального значения. Со своей стороны мы продолжим наблюдение за состоянием особняка.
P.S. 2 июля, после публикации этой статьи и очередного сигнала Архнадзора на «горячую линию» Мосгорнаследия
Однако в устных беседах строители говорят о намерениях продолжать работы.
Архнадзор вынужден констатировать
14 комментариев