Ночь под куполом
Хроника последних событий на Воздвиженке, 9
Евгения Твардовская
В ночь на 25 июня на Воздвиженке, 9 все-таки дошло до открытого противостояния строителей и градозащитников. Чтобы не допустить демонтажа исторического купола, Рустам Рахматуллин и еще двое активистов забрались на крышу здания и не дали крану вырвать деревянный остов. Посредством полиции удалось заставить строителей остановиться до утра. Сегодня «Архнадзор» еще раз обратится в мэрию с требованием вмешаться в ситуацию и прекратить незаконные работы.
Видео Рустама Рахматуллина на крыше дома Болконского:
К 24 июня на фасаде дома Болконского, мемориального и литературного адреса Льва Толстого, была разрушена уже треть венчающего белокаменного фриза. Изящное колье исторического здания, его завершение, все эти дни ломали отбойниками. «Центр развития межличностных коммуникаций» ежедневно откусывал по кусочку от Дома Болконского, демонстрируя высокие качества со знаком минус: удивительную волю — к разрушению; свободу и независимость – от любых мнений, кроме своего собственного; железную выдержку – позволяющую непринужденно встречать и провожать наряды полиции, которые приезжали по вызову активистов «Архнадзора» на стройплощадку — по несколько раз в день.
Что уж говорить про каких-то несколько десятков человек, которые толкутся себе и толкутся у подножия стройки, выражают какое-то недовольство, что-то рассказывают прохожим — вот уже с марта. Вниманием общественности «Центр» не смутить – он к коммуникациям привык, равно как и к их отсутствию.
17 июня, когда произошло обрушение фасада и двое рабочих попали в больницу, материалы о ЧП были переданы в прокуратуру. Говорят, что несчастные случаи на стройках порой даже и в бюджет закладывают. Все-таки, очевидно, что будут простои, время на какие-то следственные действия, объяснения. В общем, разрыв производственной цепочки возможен. Но только не в случае с домом Болконского. Сообщения СМИ об обрушении фасада по Крестовоздвиженскому переулку сначала прорвали информационную блокаду, в которую начала погружаться тема дома на Воздвиженке. А потом – все затихло. И уже в прошлую пятницу, 21 июня, работа закипела с новой силой.
Рабочие вышли на фасад на Воздвиженке и начали ломать самое дорогое и ценное в доме — сначала карниз, потом подобрались и к белокаменному фризу, венчающему здание. Как известно, по проекту будет понижена историческая высота второго этажа и на него насажены еще два.
Наши волонтеры следили за происходящим на доме в неусыпном режиме. Интересно, что и рабочие – тоже следили. Как только понимали, что людей больше, чем двое – прекращали работать. Такие казаки-разбойники продолжались недолго. В воскресенье стало ясно, что терпение «Центра» на исходе. Работы, начиная с пятницы, по несколько раз в день останавливала полиция. Но как обычно – под честное слово, которое тут же забывалось, как только наряд уезжал.
Дело в том, что ситуация с разрешительными документами на эту стройку – непонятна и удивительна. Стражам порядка обычно показывают общее разрешение на строительство, там нет ни слова ни про демонтаж купола, ни про снос стен 18 века, ни про долбежку исторического фриза отбойниками. А вот положенных разрешений на каждый вид этих работ … никто и не видел. Полиции строители говорят, что все есть, но – в офисе. Полиция приостанавливает работы – иногда из-за того, что работы идут в выходной день, иногда из-за отсутствия документов. Уезжает. Работы начинаются – сначала потихоньку, потом сильнее. «Архнадзор» опять звонит 02. Документы – опять в офисе, а там уже все ушли. Замкнутый круг.
В понедельник в ОАТИ нам удалось выяснить, что после ЧП 17 июня все-таки был выписан ордер на остановку работ. Однако показать нам его вот так прям сразу не могут, так как он уже в архиве. Но он есть. Есть он и у строителей на Воздвиженке. Но они его, видимо, тоже вот так прям сразу показывать полиции и общественности — не спешат.
Зато спешат закончить начатое, сделать последствия сноса уже необратимыми. Вечером в понедельник активисты «Архнадзора» блокировали въезд компрессора на стройплощадку. «Газель» пыталась прорваться с одних ворот, потом – с других. Не пустили.
Но через несколько часов все началось вновь.
Подогнали кран, который должен был снять купол. Фактически, активисты, забравшиеся под купол, блокировали снос собой.
Уезжая со стройки, обозленный прораб бросил нам: «Мы хотели купол снять и на надстроенные этажи аккуратненько поставить. Ну, а раз вы так – мы его просто вырвем».
Вот такая борьба, у кого — за, у кого — против исторического облика.
Дом Болконского стоит. Взирает мудро: видел на своем веку — и войну, и мир. Но вот войну в мирное время – наверное, в первый раз.
P.S. Утром 25 июня активисты «Архнадзора» по требованию сотрудников полиции покинули свой пост. Работы тут же возобновились. Сейчас деревянный остов купола пилят вручную. До сих пор Рустам Рахматуллин и еще два человека удерживаются в ОВД «Арбат». Юристов «Архнадзора» к общению с ними не допустили. Также неизвестно, что конкретно инкриминируют нашим координаторам.
4 комментария