Разрушение Кругового депо как пример «цивилизованной европейской практики»
Ночной кошмар Европы
Юрий Егоров, Евгения Твардовская
29 мая 2013 года ОАО «РЖД» опубликовало пресс-релиз относительно участи, которая ожидает Круговое депо Николаевской железной дороги. Перспективы памятника архитектуры оцениваются в тексте высоко, без ложной скромности: «Реализация проекта реставрации и приспособления к современному использованию здания Кругового депо будет являться достойным примером цивилизованной европейской практики по сохранению и использованию объектов культурного наследия мирового значения». Началом европрактики стал снос в ночь с 30 на 31 мая 2013 года девяти из 22 стойл XIX века.
Предлагаем вашему вниманию видеокадры «реставрационных работ» и рассказ об их начале.
Итак, ОАО «РЖД» довело до конца давно задуманное. Была уничтожена практически половина уникального Кругового депо Николаевской железной дороги — первого паровозного депо Москвы и едва ли не первого железнодорожного здания, построенного в столице в 40-е годы XIX века; единственного уцелевшего депо в мире с перекрытиями паровозных стойл, выполненных в форме «парусных» сводов; единственного депо авторства выдающегося зодчего – Константина Тона (в других случаях документально его «рука» не доказана).
Снос произошел вопреки устным договоренностям с Северной транспортной прокуратурой. Ведомство намеревалось разобраться в разрешительных документах и объявило мораторий до утра пятницы, 31 мая. Но ОАО «РЖД» точно следует только своему собственному расписанию. Это не всегда расписание движения поездов. Зато режим работы экскаваторов соблюдается неукоснительно. Когда мы, узнав о начавшемся сносе, примчались ночью к депо и спросили прораба: «Как же так, ведь вы же обещали подождать?», то получили лаконичный ответ, на который возразить, по сути, нечего: «А вы докажите, что мы обещали…»
Уничтожена половина памятника архитектуры, еще недавно пребывавшего в абсолютной целости и уникальной степени сохранности.
Из девяти депо Николаевской железной дороги — первой магистрали России — форму полного круга сохраняли всего пять. 31 мая их стало еще на одно меньше. Но самое печальное, что как минимум два из «пострадавших» депо (депо Клин и Бологое) были разрушены в войну: есть сведения о попадании фашистских авиабомб в эти здания. Депо Любань тоже находилось в зоне ожесточённых боёв и лишилось примерно половины своего объёма. Возможно, также по этой причине.
А в Москве дело решил экскаватор, пущенный в мирное время на разрушение ценнейшего памятника российской архитектуры и истории по приказу президента ОАО «РЖД», председателя Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного – В.И. Якунина. Как говорится, почувствуйте разницу. Война, бомбёжки, артобстрелы, с одной стороны, и начальственный приказ снести здание, несмотря ни на что, – с другой.
Круговое депо представляло собой два завершённых, идеально выверенных кольца стен, внутри которых – арена для паровозов, словно реплика римского Колизея. Теперь – это огрызок яблока, на который даже и смотреть как-то неловко. Словно мастер отвлёкся на что-то и оставил своё творение незавершенным, а мы его случайно увидели. Устоит ли этот огрызок? О проекте укрепления оставшейся части депо ничего не известно. А между тем, экскаваторы роковой ночью стучали и по тем стенам, которые, надеемся, велено было сохранить.
Сносили стойла депо позорно, по-воровски. Ночью, чтобы никто не увидел, да ещё и с усиленной охраной. Молодчики буквально хватали за руки всех, кто пытался достать фотоаппарат или телефон. Сопровождая свою нескрываемую агрессию лексикой — явно не из словаря Даля. В какой-то момент начальник охраны, он же прораб, руководивший сносом, поговорил с кем-то по телефону, и изрёк: «Радуйтесь! Вам позволили стоять на платформе и снимать!» Заметим, мы стояли даже не под стенами депо (там, под падающими кирпичами, до глубокой ночи ходили электрички), а на пассажирской платформе, откуда людей не имеет права прогонять никто – ни собственная охрана РЖД, которой, кстати, не было на месте работ, ни полиция, тоже проигнорировавшая три наших вызова. Никто, ведь платформа – общедоступное место, городское пространство.
Часа в два или полтретьего ночи к нам подошёл человек в железнодорожной форме – как оказалось позже, машинист-инструктор из московского депо. Он просто проходил мимо. «Жаль «Макет», — сказал машинист, имея в виду, конечно, Круговое депо: многие помнят его уже как завод «Макет». Разговорились немного. Дед этого человека водил паровозы между Москвой и Питером, часто бывал в Круговом депо. «Сколько лет простояло, всё видело, и вот – ломают. Хорошо, что дед этого уже не застал», — продолжил машинист.
А наутро нам сказали, что снос памятника произведен, оказывается, во имя его сохранения. И пример Кругового депо должен стать наукой европейским реставраторам.
Вот как выглядело депо до сноса, после того, как силами того же ОАО «РЖД» памятник «очистили» от советских напластований.
А вот — фото сноса, начавшегося 29 мая.
Итак, какова же цивилизованная практика, о которой сообщает пресс-релиз ОАО «РЖД»? Заранее приносим извинения за качество ночной съемки.
Стены XIX века валили сразу двумя экскаваторами. Пыль стояла столбом.
В момент сноса, как ни в чем не бывало, в нескольких метрах шли электрички:
Правда, к историческому кирпичу отнеслись по-доброму. Складывали аккуратно, видимо, потом будут использовать для вычинки. Чудовищный цинизм, учитывая, что это – останки снесенных крепких стойл.
Вот как выглядело Круговое депо утром 31 мая.
А вот — фото конца декабря.
Налицо – спасение памятника архитектуры путем сноса. Не правда ли?
Европейские специалисты от подобной практики поспешили откреститься.
Британский архитектор Эйдан Поттер, директор знаменитого бюро Джона МакАслана, осуществивший реконструкцию лондонского Roundhouse 1846 года постройки (аналог нашего Кругового депо) под общественный и культурный центр, так прокомментировал случившееся в письме координатору «Архнадзора» Марине Хрусталевой:
«Потеря Кругового депо — общественная трагедия. Невозможно понять, каким образом уважающая себя система охраны наследия могла допустить разрушение одного из наиболее совершенных и уникальных памятников железнодорожного наследия в городе. Была потеряна замечательная возможность вдохнуть новую жизнь в тело старого друга. Это провал и абсолютное неуважение к усилиям, стремлениям, работе и достижениям всех наших предшественников. Эта неспособность ценить свое прошлое обрекает нас на позор в глазах наших детей и всех будущих поколений».
Эйдан Поттер, Директор проектного бюро «Джон МакАслан и партнеры», Российское представительство
——————————
«The loss of Moscow’s Roundhouse is a civic tragedy. It is beyond understanding that any creditable heritage legislation could permit the demolition of one of the City’s most perfect and unique remnants of its precious railway heritage. A wonderful opportunity to create an new life for an old friend has been lost and with it a break and utter disrespect for the efforts, endeavours, work and achievement of all our ancestors. This failure to respect the past will condemn us all to the dishonour of our children and all future generations».
Aidan Potter, Director of Design, John McAslan+Partners, Russia Studio
——————————
Еще раньше лично В.И. Якунину писали президент ИКОМОС-Германия (Международный совет по охране памятников и исторических мест) Йорг Хаспель, а также представитель Германии в Международном Комитете по сохранению технологического наследия Норберт Темпель. Они просили президента ОАО «РЖД» не допустить утраты уникального памятника.
Теперь ОАО «РЖД» сообщает, что все готово для начала реставрационных работ: «Эти работы необходимо начать в ближайшее время, принимая во внимание взятые на себя охранные обязательства ОАО «РЖД», а также утвержденные сроки реализации проекта».
Таким как Roundhouse в Лондоне наше Круговое депо никогда не станет, хотя еще несколько дней назад были все шансы.
Не упало бы в процессе цивилизованной реставрации то, что еще уцелело.
Видео — Ю. Гребенниковой
Фотографии — Ю. Егорова, С. Клычкова, П. Мирошника, М. Подъяпольской
30 комментариев