Круговое депо: прокуратура продолжает проверку, снос остановлен до 31 мая
Общественное движение «Архнадзор» сообщает:
29 мая на стройплощадке у Кругового депо состоялось рабочее совещание с участием представителей Северной транспортной прокуратуры Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, Дирекции по комплексной реконструкции и строительству (ДКРС) ОАО “РДЖ”, Мосгорнаследия, “Архнадзора”.
На совещании было констатировано, что Мосгорнаследием не представлен официальный документ Департамента культурного наследия Москвы о согласии с актом государственной историко-культурной экспертизы по проекту “приспособления” объекта культурного наследия к современному использованию. Северная транспортная прокуратура продолжает проверку правомерности выдачи Мосгорнаследием разрешения на производство работ по этому проекту, предусматривающему снос 9 из 22 секций здания. Работы по сносу приостановлены до утра пятницы, 31 мая.
Как уже сообщал «Архнадзор», 27 мая ОАО «Российские железные дороги» начало снос Кругового депо Николаевского (Ленинградского) вокзала в Москве – выявленного памятника архитектуры, построенного выдающимся архитектором Константином Тоном в 1846-1851 годах (проезд Комсомольской пл., 3/30). В течение нескольких часов разрушены своды семи паровозных стойл из девяти, предназначенных к сносу. Всего, согласно проекту, уничтожается 2/5 здания.
В понедельник, 27 мая, снос был остановлен Северной транспортной прокуратурой по заявлению координатора «Архнадзора». На строительной площадке не оказалось ни одного документа, санкционирующего снос. Особый цинизм ситуации в том, что сносные работы согласованы Мосгорнаследием под вывеской реставрации памятника и его «приспособления к современным условиям».
Проект реставрации Депо существует отдельно от проекта приспособления. Первый предусматривает сохранение всего памятника, второй – снос 9 стойл из 22-х. И оба согласованы Мосгорнаследием! Вероятно, на всякий случай.
Во-вторых, Мосгорнаследие согласовало несовместимые акты государственной историко-культурной экспертизы – акт доктора искусствоведения А.Л. Баталова о целесообразности включения Кругового депо в Реестр объектов культурного наследия – и акт В.А. Виноградова, А.Б. Тренина, О.В. Савельева на проект «приспособления» памятника. В первом акте предмет охраны памятника описывает здание целиком, и Мосгорнаследие утвердило его. Проект «приспособления», предусматривающий снос, прямо противоречит предмету охраны, но Мосгорнаследие согласилось и с этим.
Эксперты Виноградов, Тренин и Савельев прямо пишут в своем акте, что проект противоречит утвержденному предмету охраны, но его надо одобрить ввиду нужд железнодорожного строительства, а также потому, что проект утвержден Градостроительной комиссией Правительства Москвы. Напомним, это межведомственная комиссия, решения которой не могут противоречить требованиям законодательства.
Эксперты Виноградов, Тренин и Савельев прямо отмечают в акте, что статья 38 Федерального закона «Об объектах культурного наследия…» запрещает или ограничивает движение транспортных средств по территории памятника, если это несет угрозу его существования. И далее делают вывод: раз эти два «постулата» противоречат друг другу, следует предпочесть нужды железной дороги. Чуть ниже Виноградов, Тренин и Савельев пишут, что «при изменении градостроительной ситуации» все можно будет восстановить. По этой логике можно снести любой памятник.
Экспертиза Виноградова, Тренина и Савельева содержит и прямо недостоверные утверждения. Например, утверждение, что «Многие своды разобраны и заменены на плоские перекрытия». На самом деле, до начала сноса сохранились сводчатые перекрытия над всеми паровозными стойлами.
Напомним, что статья 29 Федерального закона «Об объектах культурного наследия…» утверждает принципом историко-культурной экспертизы презумпцию сохранности памятника при любой намечаемой хозяйственной деятельности. Статья 44 того же Закона гласит, что приспособление объекта культурного наследия для современного использования производится без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Совершенно очевидно, что и проект, и одобряющий его акт «экспертизы» Виноградова – Тренина — Савельева противоречат закону. Однако Департамент культурного наследия согласовал проект.
«Архнадзор» сообщает, что в Замоскворецкий суд Москвы направлены заявление и ходатайство с требованиями:
1. Признать незаконным решение Департамента культурного наследия от 16 апреля 2013 г. № 16-09-285/3-6 о согласии с актом Государственной историко-культурной экспертизы на проект приспособления к современному использованию выявленного объекта культурного наследия «Круговое депо Николаевской железной дороги, 1846-1851 гг., арх. К.А. Тон, Р.А. Желязевич, кон. 1860-х гг., XX в.», расположенного по адресу: г. Москва, Комсомольская пл., д. 3/30, стр. 1;
2. Признать незаконным разрешение и задание Департамента культурного наследия Москвы от 25 апреля 2013 г. № 146065-2013 на проведение работ;
3. Обязать Департамент культурного наследия Москвы назначить повторную экспертизу проекта.
4. Обеспечить остановку работ по частичному сносу памятника.
Ввиду одобрения экспертами проекта, который ими же признан противоречащим предмету охраны памятника и требованиям законодательства — «Архнадзор» обращается к Министру культуры Российской Федерации В.Р. Мединскому с предложением отозвать государственную аттестацию экспертов В.А. Виноградова, А.Б. Тренина и О.В. Савельева.
Ввиду выдачи Мосгорнаследием разрешений на проведение работ по проекту, который противоречит закону, работ, которые нанесли очевидный ущерб объекту культурного наследия — мы обращаемся к мэру Москвы С.С. Собянину и министру культуры РФ В.Р. Мединскому с предложением провести проверку законности действий Мосгорнаследия при согласовании проекта «приспособления» Кругового депо и проверку соответствия занимаемой должности руководителя Департамента культурного наследия Москвы, министра правительства Москвы А.В. Кибовского.
Акт Государственной и историко-культурной экспертизы авторства Виноградова, Тренина и Савельева по Депо, а также Проект приспособления и документы Мосгорнаследия можно найти — здесь.
18 комментариев