Архитектурные ценности ЗИЛа. Продолжение.
Сайт АН продолжает публикацию исследований специалиста по промышленной архитектуре России ХХ века, преподавателя МАрхИ Маргариты Бассе об ансамбле московского Завода имени Лихачева. Мы начали с уникального Литейного цеха, образующего вместе со зданием Заводоуправления и Модельным цехом знакомую нам ленту фасадов вдоль Третьего транспортного кольца. С другой стороны советской проходной ее продолжает Инструментальный цех, строительство которого было завершено до начала Великой отечественной войны.
Маргарита Бассе
Инструментальный цех ЗИЛа. Историко-архитектурная справка.
Инструментальный корпус был возведен в ходе реализации проекта второй реконструкции территории ЗИС в 1934 году. Над проектом работали специалисты проектного института Промстойпроект, главный инженер Волчегорский М.С., главный архитектор Титов М.М., автор архитектурного оформления Попов Е.М. (мастерская №1 НКТП).
Рис. 1. Проект расширения ЗИС. Фрагмент ГП. Инструментальный цех. 1934 г.
Здание цеха, построенное в 1934 году, является характерным примером многопролетного здания с повторяющимися пролетами. На Автозаводскую улицу обращена пятиэтажная административно-бытовая часть здания. В средней части перпендикулярно расположены повторяющиеся пролеты по 12 метров основного производственного назначения. Замыкают композицию продольные пролеты: 14 метровый с крановым оборудованием и пролет 7,5 метров для подсобных помещений.
Рис. 2. Инструментальный цех. План кровли. 1934 г.
Особо интересно решение конструкций повторяющихся пролетов основного производственного назначения. 12-метровые пролеты формировались с применением Т-образных железобетонных колонн и металлическими конструкциями светоаэрационных трапециевидных фонарей. Система открывания створок фонарей, заимствованная из американской практики промышленного строительства, обеспечивала оптимальные условия проветривания в рабочих зонах без дополнительных энергозатрат. Использование легких металлических конструкций фонарей позволяло добиться максимальной освещенности рабочих зон естественным светом.
Рис. 3. Инструментальный цех. Разрез продольный. 1934 г.
Такое конструктивное решение холодных цехов получило широкое распространение благодаря своей конструктивной простоте и эффективности как на территории ЗИС, так и на некоторых других заводах этого периода (например, ГАЗ).
Рис. 4. Механосборочный цех ЗИЛ. 1950-е гг.
Замыкающий продольный пролет покрыт фонарем типа «баттерфляй», по высоте превосходит основные пролеты. Образ цеха построен на динамичном силуэте, контрасте высоких продольных частей здания и более низких центральных пролетах.
Рис. 5. Инструментальный цех. Разрез поперечный. 1934 г.
Архитектура и наружная отделка цеха решена в едином стиле с литейной №1. Симметричные пилоны цехов формируют акцент и обрамляют въезд на территорию, ведущий на центральную заводскую аллею.
Рис. 6. Проект расширения ЗИС. Перспектива со стороны Автозаводской улицы. 1934 г.
А теперь перейдем к цехам, образующим ансамбль Главной аллеи завода.
Ремонтно-механический и рессорно-пружинный цехи ЗИЛа. Историко-архитектурная справка.
Ремонтно-механический цех ЗИЛа был сооружен в 1939 году в рамках реализации проекта второй реконструкции и расширения территории ЗИС. Проект был разработан в проектном институте Промстройпроект в период с 1934 по 1937 годы, главный инженер Волчегорский М.С., главный архитектор Титов М.М., автор архитектурного оформления Попов Е.М. (мастерская №1 НКТП).
Здание цеха представляет собой многопролетное здание с повторяющимися пролетами. Пролеты основных производственных помещений покрыты продольными светоаэрационными трапециевидными фонарями. Вдоль основных пролетов по обеим сторонам здания имеются пролеты вспомогательного назначения без верхнего освещения.
Бытовые помещения размещены в многоэтажной пристройке, выходящей на главную заводскую аллею.
Конструктивное решение основных производственных пролетов является примером удачной комбинации различных типов конструкций. Основные стойки выполнены в железобетоне, несут крановые балки. Фермы покрытия и конструкции светоаэрационных фонарей выполнены из металла. Применение металла для верхнего пояса конструкций обеспечивает визуальную легкость при восприятии внутреннего пространства цеха и равномерную освещенность рабочих зон.
Рис. 1. Конструктивный разрез. (Аналог конструкции ремонтно-механического цеха ЗИЛа). 1936 г.
Рис. 2. Ремонтно-механический цех. Интерьер основных производственных помещений. Современное состояние.
Другим примером применения комбинированных конструкций является Рессорно-пружинный цех ЗИЛа, строительство которого было запланировано и начато в довоенные годы, завершено в 1950 году.
Рис. 3. Проект расширения ЗИС. Фрагмент ГП. Рессорный цех. 1936 г.
Это здание с четырьмя основными производственными пролетами, два боковых покрыты трапециевидными продольными светоаэрационными фонарями, два центральных вместе покрыты крупным продольным фонарем типа «понд» (М-образным). Размещение фонаря «понд» в створе двух пролетов определяет его значительные габариты и достаточную кратность естественной вентиляции. Такие фонари получили широкое распространение в горячих цехах в довоенный период.
Рис. 4. Рессорно-пружинный цех. Светоаэрационный фонарь типа «понд» (М-образный). Современное состояние.
Рис. 5. Рессорно-пружинный цех. Трапециевидный светоаэрационный фонарь. Современное состояние.
Продолжение следует…