Литейный цех, который нам нельзя потерять

Литейный-фото застройщика

Сегодня мы начинаем публикацию исследований специалиста по промышленной архитектуре России ХХ века, преподавателя МАрхИ Маргариты Бассе об ансамбле московского Завода имени Лихачева. И тем самым продолжаем дискуссию о судьбе памятников ЗИЛа, открытую на нашем сайте статьей «Сны о полуострове ЗИЛ». Первый рассказ — о Литейном цехе — одном из самых эффектных и ярких зданий ЗИЛовского комплекса. Увы, именно Литейный находится сегодня под угрозой гибели. Цех не эксплуатируется несколько лет, пришел в запустение, конструкции его ветшают. 
Литейный цех-сегодня1

Литейный цех-сегодня2

9 февраля произошло частичное обрушение кровли, и на ЗИЛе сразу заговорили о необходимости разборки «аварийного» здания, якобы угрожающего падением прямо на Третье кольцо. Наготове и соответствующие инженерные заключения. Прошло два месяца, но никаких следов укрепления и противоаварийных работ в Литейном не наблюдается.
Литейный цех-сегодня3

А между тем любого, кому доведется попасть внутрь брошенного здания, ждет настоящее открытие. Величественные колонны, соединенные арками, уходящие вдаль коридоры-нефы, удивительное, завораживающее пространство. Дух захватывает — ощущение такое, что ты оказался не то под сводами готического собора, не то в «Хрустальном дворце» Пэкстона. Но нет, это в Москве, на Третьем кольце, и никто не знает, не видит этой красоты. Литейный цех ЗИЛа Москве никак нельзя потерять. Почему — читайте статью Маргариты Бассе.
Рис. 2. Строительство литейного цеха. 1916 г.

Рис. 1. Строительство литейного цеха. 1916 г.

История литейного цеха ЗИЛа начинается одновременно с историей самого завода. Трехпролетное одноэтажное здание было возведено в 1916 году в комплексе АМО Авторемонтных мастерских братьев Рябушинских. Авторами проекта для братьев Рябушинских были Кузнецов А.В., Лолейт А.Ф., при участии Мельникова К.С.

Рис. 1. Схема развития территории АМО ЗИЛ в довоенный период.

 

Рис. 2. Схема развития территории АМО ЗИЛ в довоенный период

Являясь одним из комплекса производственных зданий, цех был решен в едином архитектурном стиле с остальными строениями. Отличительной чертой стали полукруглые арки, этот прием был применен во всех зданиях, включая здание заводоуправления. Для создания лучших условий освещенности внутри цеха, вдоль трех пролетов были сооружены треугольные продольные зенитные фонари. Эти фонари в сочетании со сплошным остеклением боковых стен и арок подчеркивали промышленный характер архитектуры. Основу здания формировал железобетонный каркас, пролеты (по 13 м) были перекрыты арочными фермами. Наружные ограждающие конструкции выполнены из кирпича.

Рис. 3. Интерьер производственного здания АМО. Продольный зенитный фонарь. 1916 г.

Рис. 3. Интерьер производственного здания АМО. Продольный зенитный фонарь. 1916 г.

В период первой реконструкции территории завода в 1928 году здание не было существенно перестроено, была сооружена пристройка в торце здания. Ко второй реконструкции 1934 года подошло в виде близком к первоначальному.

Вторая реконструкция завода стала периодом рождения одного из гигантов отечественной автомобильной промышленности. Территория завода была существенно расширена. В ходе этого расширения был сформирован новый облик завода. Проект реконструкции территории завода был разработан в проектном институте Промстройпроект, главный инженер Волчегорский М.С., главный архитектор Титов М.М., автор архитектурного оформления Попов Е.М. (мастерская №1 НКТП).

Широкие заводские аллеи, благоустройство территории, новые огромные корпуса завода, решенные в едином стиле, характерная промышленная архитектура периода перехода от конструктивизма к соцреализму.

Основные производственные здания старого АМО были реконструированы и включены в новую структуру завода. Литейные цех был также реконструирован. Проектом было предусмотрено расширение цеха с сохранением его функционального назначения в старой части здания и размещением новой функции в новой его части. Цех совместил две функции: литейную и модельную.

Рис. 4. Проект расширения литейного цеха. План. 1934 г.

Рис. 4. Проект расширения литейного цеха. План. 1934 г.

Авторы проекта максимально использовали конструкции дореволюционных лет. В ходе реконструкции в «исторической» зоне были заменены зенитные фонари. Применение трапециевидных светоаэрационных фонарей создавало лучшие санитарно-гигиенические условия в горячем цехе. Крайний (со стороны заводской территории) пролет был покрыт продольным трапециевидным светоаэрационным фонарем, оснащен крановым оборудованием. В части здания, выходящей фасадами на Автозаводскую улицу, освещенность рабочих зон обеспечивалась преимущественно боковым светом, сквозь сплошное остекление фасада цеха. Все светоаэрационные фонари оборудовались системой открывания створок для проветривания производственных помещений.

Проект расширения литейного цеха был реализован не в полном объеме. Пристройка в торце цеха 1928 года, предполагавшаяся к демонтажу, не была снесена. Также не в полном объеме было выполнено декоративное оформление цеха со стороны Автозаводской улицы.

Рис. 5. Проект расширения литейного цеха. Поперечный разрез. 1934 г.

Рис. 5. Проект расширения литейного цеха. Поперечный разрез. 1934 г.

Архитектура заводского комплекса в целом теперь коренным образом отличалась от дореволюционной. Здания цехов сплошной застройки имели значительные размеры, требовали применения новых архитектурных решений. Архитектура цехов была построена, с одной стороны, на динамичных силуэтах зданий, сформированных профилями светоаэрационных фонарей, с другой стороны, на ритме пилонов и сплошного остекления вдоль протяженных фасадов производственных зданий. Учитывая специфику восприятия при движении на транспорте и пешком, архитекторы акцентировали разномасштабные членения пилонов и импостов с мелким заполнением остекленных поверхностей.

Рис. 6. Проект реконструкции ЗИС. Перспектива литейного цеха. 1934 г.

Рис. 6. Проект реконструкции ЗИС. Перспектива литейного цеха. 1934 г.

Проектом была предусмотрена отделка фасадов зданий природным камнем. Конструкции сплошного остекления выполнялись из металла. Несущие остовы зданий конструировались на основе железобетонных несущих конструкций, светоаэрационные фонари выполнялись на основе металлических ферм.

Рис. 7. Проект расширения литейного цеха. Фрагмент фасада, сечения по стенам. 1934 г.

Рис. 7. Проект расширения литейного цеха. Фрагмент фасада, сечения по стенам. 1934 г.

Здесь очень важно отметить, что архитекторы в период второй реконструкции работали на основе глубокого анализа передовой зарубежной практики и отечественного опыта промышленного строительства в период первой пятилетки. На этой основе применялись наиболее перспективные и эффективные конструктивные и технические решения. Не менее существенно, что только в этот период при проектировании промышленных комплексов ведущая роль в разработке проектов принадлежала архитектору.

Сегодня очевиден глубокий профессионализм и дальновидность авторов проекта. Примененные в проекте приемы и решения до сих пор являются одними из наиболее современных средств в промышленной архитектуре. Реконструкции, проводимые на ряде промышленных предприятий в Америке и Германии направлены на более широкое применение естественного освещения и вентиляции, которые в полной мере использовались в период 1930-х годов в отечественной практике.

 

8 комментариев

Пускай сносят, я разрешаю.
От ведь какой котяра решительный...
Все стоящие внимания промышленные здания сохранить не удастся. Их реставрация и поддержание требует воистину крупных средств, а как окупить ? А оставлять на десятилетия в ценральной часте города такую помойку как напр. Завод Динамо не приемлемо.
Литейный цех - одно из самых узнаваемых по арх.путеводителям зданий в Москве. И действительно имеет весьма высокую историко-культурную и ФИЗИЧЕСКУЮ, ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ценность само по себе, как здание. Это факт. Но вопрос не только и не сколько о конкретном здании, данном или каком-либо ещё. Вопрос предстаёт иной и весьма остро. А именно: ЧЕМ, КАКИМИ ФИНАНСАМИ БУДЕТ ЖИТЬ МОСКВА В САМОМ БЛИЖАЙШЕМ (БОЛЕЕ БЛИЖАЙШЕМ, ЧЕМ МОГУТ ПРЕДПОЛОЖИТЬ РОТОЗЕИ) И БОЛЕЕ ОТДАЛЁННОМ ВРЕМЕНИ? ЗА СЧЁТ ЧЕГО ОНА БУДЕТ ПИТАТЬСЯ И НА КАКИЕ ШИШИ??? ЗА СЧЁТ ЧЕГО, КОГДА СОБСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА ГОРОДА ПРАКТИЧЕСКИ ПОЛНОСТЬЮ ИСКУССТВЕННО УНИЧТОЖЕНА ЗА ПОСЛЕДНИЕ 20 ЛЕТ (КАК ВЫШЕУПОМЯНУТЫЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЦЕХ), ПРИЧЁМ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМИ УСИЛИЯМИ СОБСТВЕННОГО ГОРОДСКОГО РУКОВОДСТВА??? ГДЕ БУДУТ ДОБЫВАТЬ ФИНАНСЫ НЕ ТОЛЬКО НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ МОСКОВСКОЙ "ЖИЗНИ НА ШИРОКУЮ НОГУ", ГЛАВНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ СНОСЫ, НО И ФИНАНСЫ СОБСТВЕННО НА ПОДДЕРЖАНИЕ "ВЕСЬМА СКРОМНОГО" СУЩЕСТВОВАНИЯ ВСЕГО АППАРАТА??? УЖЕ СЕЙЧАС БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВ, ПРОКРУЧИВАЮЩИХСЯ В МОСКВЕ, В Т.Ч. В ЕЁ БЮДЖЕТЕ, МЯГКО ГОВОРЯ, СОЗДАВАЛИСЬ НЕ В МОСКВЕ И НЕ ЗА СЧЁТ ЕЁ РЕСУРСОВ. И это касается даже самых успешных в Москве отраслей. Даже ЖКХ, кажущееся бездонным источником финансов, пополняемым за счёт средств собственного городского населения, исправно оплачивающего любые выставляемые счета, "бездонно" только в условиях постоянно выплачиваемых зарплат и пенсий, а зарплаты и пенсии могут существовать только в реально существующей экономике, а не такой, какую "построили" в Москве. Даже торговля живёт за счёт постоянно прибывающих в Москву иногородних граждан. А следствием того, что значительная часть обрабатывающей пищевой промышленности, продукция которой потребляется в Москве, находится не в Москве, стало то, что вся прибавочная стоимость от неё уходит из Москвы, уходит вместе с деньгами. Единственное, что спасает московские финансы - и потенциально бюджетные городские средства, и средства, оборачивающиеся в частной бизнес-сфере (даже в отраслях связанных непосредственно только с Москвой) - регистрация львиной доли российских предприятий (НЕ московских!) на территории Москвы, с соответствующими налоговыми и оборотными поступлениями, в т.ч. от нефтегаза и других "магистральных" направлений экономики страны. Но как же быть московскому аппарату? Не забыть московским управ-городам про "ужасные" потери московского бюджета во время кратковременного и не очень значительного снижения цен на нефтегаз. Как же обеспечить себе сытое будущее? Превратить Москву в центр транзитов международных грузов! В центр транзита ВСЕЙ евразийской торговли (нет - евразийской не в смысле постсоветской, а настоящей евразийской - от Евросоюза до Китая, а то и до Австралии через порты). Для этого - СРОЧНО!!! - построить новые транзитные дороги в Москве, нарастить имеющиеся, изменив существующую улично-дорожную сеть. А в самой Москве наладить систему растаможки транзитных грузов. СРОЧНО!!! Московский аппарат должен позаботиться о своём будущем! С международных транзитных грузов будут "снимать пенки" и вся экономика Москвы будет питаться только за счёт этих "пенок". Но, КТО и ЧТО мешает и будет мешать успешному функционированию всего этого? Конечно собственная промышленность! В первую очередь московская - она мешает просто физически: её корпуса встали поперёк дороги реализации планов, а если их ещё займут какие-нибудь мелкие и средние новые пром.предпрития других отраслей, то тогда вообще катастрофа - в Москве создастся какая-нибудь другая экономика, не связанная с главными и единственными, имеющими право на существование "магистральными" направлениями - индустрией сноса и международного транзита. СРОЧНО ФИЗИЧЕСКИ УСТРАНИТЬ все промышленные здания Москвы, иначе плану "светлого будущего" - хана! Но помешает и ОЧЕНЬ СИЛЬНО и наличие собственной российской промышленности ЗА ПРЕДЕЛАМИ Москвы. Мешает промышленность вся и любая - от насущного пищепрома до хилой текстильной, от высоких технологий до отрасли сфер искусства... И всё это подлежит уничтожению, иначе помешает реализации "светлого будущего" московского аппарата, отнимет у него кусок изо рта. За 20 с небольшим лет Москва из в буквальном смысле экономического кормильца и двигателя экономики СССР и всего восточного блока, интеллектуального и культурного центра мирового значения превратилась в подлинном смысле этого слова экономического (финансовые потоки, пагубное влияние на экономику и её структуру) и физического ("пылесос" человеческих и трудовых ресурсов, условия труда и жизненных ценностей в котором значительно ухудшает качество этих ресурсов) ВАМПИРА по отношению даже не только к России, но и ко всему постсовесткому пространству. Пускай никто не обижается, но это правда и ей надо взглянуть в лицо: Москва сегодня - ПАРАЗИТ, высасывающий все соки из России, и паразит весьма опасный, т.к. влияющий на жизнь и дальнейшее существование ВСЕЙ страны. И, если не искоренить этот ПАРАЗИТИЧЕСКИЙ образ деятельности в Москве, т.е. не преодолеть течение конъюнктуры планов и не сохранять такие вот "мелочи", как Литейный цех или ещё какие-нибудь пром. или культурные объекты, а наоборот потворстсвовать их сносам и уничтожениям, ничего хорошего в будущем ждать уже никому не придётся, т.к. будущее "центра международного транзита" без признаков иной - собственной экономики - весьма плачевно ДЛЯ ВСЕХ.
И вообще, вот собираются сломать Литейный цех, а ЧТО они будут туда пихать вместо него? Очередную финансово-строительную пирамиду? За счёт КАКИХ средств собираются "реконструировать" ЗИЛ? И во ЧТО превратятся результаты всех этих "реконструкций" пром.зон? В очередные зловонные клоаки и без того отравленного московского бытия? И КОМУ они будут нужны? Чёрная дыра - одно название московским "градостроительным" (градоразрушительным) планам! И это - правда
А как осуществлялась светомаскировка такого большого остеклённого цеха?
А нет ли в Нагатино какой еврейской или другой национальной общины? А то Бахметьевскому гаражу как счастливо повезло!
Какой кошмар! Ни одно из зиловских зданий вдоль 3 кольца трогать нельзя, эти здания — символ 20 века, такой же важный, как мухинская скульптура. Между прочим, на другой стороне Автозаводской улицы, как раз напротив обсуждаемого здания уже снесли старые (и как теперь начинаешь понимаеть, красивые) корпуса и уже 2 года строят огромный ТЦ. Хватит, пожалуй, разрушений в Даниловском районе. Как вообще тут можно что-то сносить, когда рядом такой красноречивый пример в виде Симонова монастыря!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *