Сны о полуострове ЗИЛ
Юрий Григорян, руководитель архитектурного бюро «Проект Меганом»: «Если власть примет разумные решения по процессу реализации, то ЗИЛ может стать действительно пилотным проектом новой градостроительной политики. Но пока неясно, как именно он будет реализован».
Крупнейшую промзону Москвы ожидает новая жизнь. Мэр столицы Сергей Собянин утвердил эскизный проект планировки территории ЗИЛа в 400 га (что равняется, например, территории Еревана, для которой в 1920-х годах А.И.Таманян разрабатывал свой знаменитый генеральный план). Звучат и другие поражающие воображение цифры: построят 2 млн кв. м офисов, магазинов, галерей, спортивных клубов; еще 1,5 млн кв. м – жилья, оживет набережная Москвы-реки, появится большой парк, два пешеходных моста и еще два автомобильных. Уцелевшие в ходе реконструкции здания заводских цехов, которые являются впечатляющими образцами архитектуры советского конструктивизма, будут вписаны в новые кварталы.
Грандиозные планы, однако, уже вызвали критику экспертов. Например, специалист по промышленной архитектуре, преподаватель МАрхИ Маргарита Бассе (ее статья с анализом концепции реконструкции территории ЗИЛа опубликована на сайте Московского общества охраны архитектурного наследия) считает, что «Представленная в проекте реконструкции территории промзоны ЗИЛ схема сохранения исторических цехов не выполняет своей задачи, поскольку цехи вдоль главной заводской магистрали разрушаются практически полностью, сохраняются только фасады, выходящие на аллею». Кроме того, совершенно неясно, что именно и когда будет построено, в какой стадии проект, кто будут инвесторы и девелоперы, которые придут на ЗИЛ?
По просьбе нашего сайта ситуацию на полуострове и перспективы его развития комментирует Юрий Григорян, руководитель архитектурного бюро «Проект Меганом». «Проект Меганом» вышел в финал конкурса на концепцию развития территории ЗИЛа, а также участвовал в разработке концепции, утвержденной С.С. Собяниным и представленной на Втором Московском Урбанистическом форуме.
«Эскизная концепция планировки ЗИЛа закончена. Сейчас НИиПИ Генплана делает из нее проект планировки»
— То, что утвердил мэр – это эскизный проект планировки ЗИЛа. Он и был представлен на Урбанистическом форуме. В его разработке участвовали Москомархитектура, НИиПИ Генплана и «Проект Меганом». Добавлю, что проект, представленный на форуме, на мой взгляд, в определенном смысле идеальный. Идеальный – с точки зрения политической ситуации, которая существует сейчас, с точки зрения сотрудничества и интеграции госструктур и частного бюро и еще просто потому, что такой совместный проект вообще сушествует. Конечно, можно и, возможно, не поздно сделать проект еще лучше, но, подчеркиваю: в других политических условиях. А других у нас нет.
Сейчас НИиПИ Генплана занимается тем, что из эскизного варианта создает проект, с выпуском соответствующих томов – все как положено. Наше бюро много сил и души вложило в эту территорию. В прошлом году новый главный архитектор города Сергей Кузнецов, скажем так, приставил нас к НИиПИ Генплана в качестве кураторов для разработки эскизной части проекта планировки. Это был интересный и во многом уникальный опыт, за это приглашение я ему по-настоящему благодарен. Правда, на сегодняшний день мы все еще не имеем никакого официального статуса в этой работе, хотя и в этом году периодически нас приглашают на разного рода совещания. Вот совсем недавно удалось избежать сноса советского заводского корпуса 80-х годов. На его месте хотели делать парковку для хоккейного стадиона и спорткомплекса. На совещании все вместе нашли вариант, как сноса избежать. Но к той основной работе, которую сейчас ведет Институт Генплана, нас не вполне допускают, или, точнее сказать, у нас нет никаких оснований в ней полноценно участвовать и контролировать процесс.
«На сегодня у проекта ЗИЛа нет единого заказчика. Город не смог пока создать единую команду, которая бы эффективно занималась развитием такой грандиозной территории»
— Изначально процесс освоения территории ЗИЛа – это даже не один процесс, а несколько, причем между собой они не были согласованы. Важно понимать начало, чтобы не удивляться развитию и возможному финалу. Первоначально рассматривался вариант просто застроить территорию недорогим жильем или даже панельными домами. Тогда заместитель мэра по вопросам экономической политики Андрей Шаронов и Булат Столяров (IRP Group), понимая потенциал и ценность территории для города, настояли на том, чтобы провести конкурс концепций, в финал которого вышли команда Ueberbau (проект “ЗИЛ-Пионер”) и «Проект Меганом» с концепцией «Полуостров ЗИЛ». Конкурс закончился, в принципе, ничем. Мы вышли в финал, получили консультации на стратегической сессии, все было очень хорошо, а потом … тишина. Скорее всего, идея конкурса — это был жест, попытка показать ценность, возможности развития территории. Ведь в случае грамотной реализации проект преобразования ЗИЛа – действительно настоящая архитектурная и градостроительная сенсация, бомба. И в этом смысле конкурс вполне добился поставленных целей.
Но окончательное предложение по концепции развития готовит только стройкомплекс, у которого есть действенный рабочий механизм – Институт Генплана. Так вот, все это время институт также работал над концепцией и анализировал непростую транспортную ситуацию на участке. С организаторами конкурса и участниками никто никакой информацией, конечно же, не делился. Казалось также целесообразным создать в Стройкомплексе рабочую структуру совместно с московским Департаментом экономического развития (ДЭПР) и Департаментом промышленности, которая могла бы эффективно заниматься таким сложным проектом.
Проект при желании можно было повернуть в любую сторону и при этом сделать его нужным и выгодным для города. Существовало на момент проведения конкурса две основные концепции: технополис, который продвигали зиловцы и департамент промышленности, и «mixed-use», которую поддерживало IRP после стратегической сессии на первом этапе конкурса. Это идея сбалансированной застройки: покупая квартиру определенного класса, в этом же районе приобретаешь офис – такой же ценовой категории и уровня. На данный момент жилье – единственный инструмент в Москве, который позволяет и посредством которого умеют более-менее эффективно и гарантированно окупать вложения в инфраструктуру и общественное пространство. В конце прошлого года руководством города принято решение развивать территорию полуострова по второму сценарию с максимальным количеством жилой застройки.
Вообще на всем «полуострове» должно быть учтено несколько содержательных компонентов: бизнес-парк Nagatino-I-Land, часть территории – под развитие Московской кольцевой железной дороги, парки, бульвар, жилье и автопроизводство. Сохранить автопроизводство – это было пожелание Владимира Путина, когда он еще был премьер-министром. Это было политическое решение, и под это обещаны были деньги. Сначала многим показалось, что это полностью ошибочное решение с точки зрения развития территории, но за год работы мы поняли: да, сборочные цеха в центре города при определенных условиях вполне могут быть. Мы даже придумали концепцию «производство как спектакль». То есть в цехах делаются прозрачные стены, и проходящие люди могут наблюдать, что внутри завода происходит, как из отдельных деталей получается готовый автомобиль.
Проект ЗИЛа должен и может постоянно углубляться и усложняться. В конкурсном проекте было много идей по организации жизни на полуострове, что не менее важно для успешной реализации проекта: самоуправление и кураторство, деление жилой застройки на небольшие участки для создания разнообразия и конкуренции среди некрупных застройщиков, первоочередное создание культурного кластера как двигателя процесса ревитализации и особенное внимание к общественному пространству – улицам, набережной, бульвару и паркам.
Это работа лет на двадцать, постепенный метаболизм, перерождение территории. Пока эти идеи в утвержденной концепции развития не отражены, и есть опасность, что «в глазах» города , наоборот, проект и подход будет упрощаться. Если просто продать проект целиком или по частям, не удастся сохранить контроль над качеством городского пространства. В то же время у города нет опыта создания управляющей компании, которая с желанием смогла бы рулить таким долгосрочным и сложным проектом. Поэтому всерьез обсуждать и критиковать принятую концепцию можно, но практического смысла в этом нет.
«Сохранение архитектурного наследия ЗИЛа – зона ответственности Института Генплана»
На данный момент вопрос архитектурного наследия на ЗИЛе – зона ответственности НИиПИ Генплана, этим занимается мастерская Е.Соловьевой. Есть целый отдельный том проекта, посвященный сохранению наследия, который проходит все необходимые согласования. С самого начала существует «ядро охраны», перечень охраняемых зданий, и ни одно из них не сносится в проекте. Скорее наоборот, предложено сохранить и другие здания, не входящие в основной перечень. К сожалению, вариант сохранения всех производственных корпусов не рассматривается вообще.
Для этого есть объективные причины: под это никто не может предложить эффективную программу использования этих колоссальных зданий, кроме мастерских для студентов и складов. В этом случае непонятно, откуда взять средства на развитие инфраструктуры полуострова и как создать привлекательное и безопасное городское пространство. Это можно сделать только при почти полностью некоммерческом варианте развития территории с городским финансированием, а такой вариант не рассматривается руководством города с самого начала.
Наиболее интересные в историко-архитектурном отношении объекты ЗИЛа расположены вдоль Третьего транспортного кольца и бульвара, идущего вглубь территории. Но надо понимать, что они собой представляют. Когда говорят, что сохраняются только фасады, это совершенно не соответствует истине. Фасад зиловского здания – это фактически целый корпус, имеющий глубину. А к нему пристроен «циклоп» – собственно производственные площади. В некоторых случаях это уже поздние советские здания. Поэтому сохраняются не только фасады, но и прилегающие к ним части корпусов, как и предписано заданием на сохранение. Затем – на расстоянии 10-15 метров от памятника — начинается новая застройка, которая «не выпирает» с дальних точек обзора и формирует необходимую для общественной зоны плотность вокруг бульвара. Конечно, ее можно было рассредоточить по территории. Но очень важно иметь на полуострове единый полноценный парк, не разрезанный постройками. Создается такой парк – 27 гектаров – в основном не за счет сносов, а за счет освоения пустырей у железной дороги. На «носу» полуострова – высотка «Планета ЗИЛ», симметричная Лужникам, которую было бы здорово предложить ВШЭ под вертикальный кампус или другой важный городской объект.
Есть одна очень серьезная проблема сохранения зданий – это чрезвычайно сильная и глубокая загрязненность грунтов и конструкций всеми видами отравляющих веществ. Мы наложили карту загрязнений на сохраняемые здания. Выяснилось, что нет ни одного незараженного дома. Грунт прямо под зданием заражен на глубину 5-10 метров. Это означает, что здание невозможно приспособить ни подо что вообще. Зараженный грунт сам по себе можно снять и санировать, но как это делать, когда на нем стоит массивное здание? Кто будет вкладываться в санацию зданий и подо что их можно использовать – пока нет ответа на этот вопрос.
Подводя итоги: ЗИЛ – это очень странный и таинственный продукт на рынке инвестиций. В то же время, поэтапное развитие полуострова само по себе могло бы стать интересным социальным и культурным пилотным проектом новой градостроительной политики. Здесь, к сожалению, пока просто нет такого измерения. На сегодняшний день это проект градостроительный, строительный и экономический. Конечно, можно надеяться, что огромной территорией город распорядится очень грамотно, эффективно и красиво, что реконструированный ЗИЛ станет гордостью Москвы, как был когда-то предметом гордости машиностроительный завод.
Записала Евгения Твардовская
Использованные иллюстрации являются частью презентации «Концепция развития территории АМО ЗИЛ», утвержденной мэром С.С.Собяниным.
Предлагаем нашим читателям уникальную возможность «полистать» статьи об автозаводе имени Сталина, опубликованные в 1930-е годы. За предоставленные материалы благодарим А.Броновицкую.
Е. М. Попов. Реконструкция автозавода им. Сталина. «Строительство Москвы» № 18, 1936.
Е. М. Попов. Архитектура завода им. Сталина в Москве. «Архитектура СССР» № 12, 1937.
18 комментариев