Таинственное превращение виллы Беллик
Евгения Твардовская
Большинство москвичей наверняка много лет ходили мимо и не замечали уютный неоклассический дом на Ленинградском проспекте, 20 (1915-1917 гг., арх. Д.П.Сухов): от оживленной трассы здание отделяли старые высокие деревья и решетчатая ограда. Здесь располагался Болгарский культурный центр. Проводились классические концерты, поэтические вечера и, конечно же, выступления звезд такой близкой и понятной нам болгарской эстрады. Несколько месяцев назад на ограде появилась зеленая строительная сетка. А жители окрестных домов смогли «мазок за мазком» наблюдать картину реконструкции исторического здания — фактически до полной «замазки» первоначального облика.
Квадратных метров существенно прибавилось. Надстроена мансарда, на месте полукруглого крыльца с балюстрадами сооружена уродливая пристройка черного цвета, исказившая парковый фасад здания, еще одно черное страшилище уселось на некогда открытой террасе второго этажа. Из образца неоклассики дом превратился в образец эклектики новейшего времени: простоит, наверное, долго (как-никак материалы — современные, крыша – медная, добротная, ремонт – евро), но говорить о том, что это строил почтенный Д.П.Сухов – как-то даже неприлично… Вот каким будет здание – по версии проектировщика.
В краеведческой литературе почти не найти упоминаний об этом доме. Построенный за несколько лет до Октябрьской революции, он недолго просуществовал в качестве частновладельческого жилища, а затем на долгие годы оказался в статусе дипломатического особняка, куда не было доступа посторонним. Между тем крупнейший специалист по архитектурному наследию модерна и неоклассицизма, М.В. Нащокина, считает эту постройку одной из лучших работ Сухова.
Дмитрий Петрович Сухов больше известен в качестве реставратора, одного из основателей отечественной школы научной реставрации. Он работал на ценнейших памятниках русского зодчества, таких как Московский Кремль, собор Василия Блаженного, Троице-Сергиева Лавра. Вкус и фантазия, а также художественные пристрастия мастера (он был еще и прекрасным художником) счастливо совпали с финансовыми возможностями заказчика — семейства Беллик. Результатом стала дорогая вилла с замечательными интерьерами и красивой композицией фасадов. С одной стороны, этот дом – городской особняк, но по композиции – загородное поместье (с террасы можно было в тишине и покое наблюдать за проезжающими по шоссе в Петровский парк).
Интерьеры дома отличаются роскошью обстановки и высокохудожественными качествами отделки. Оформление и обстановка также выдержаны в неоклассическом ключе: парадная лестница, большая гостиная, концертный зал, каминный зал.
Несомненную художественную ценность представляют: расписные потолки в залах и на парадной лестнице, потолочная лепнина, искусственный мрамор, колонны и пилястры в одном из парадных залов.
Судя по фотографиям, сохранялись подлинные предметы интерьера, декора и мебели.
Безусловно, авторство Д. П. Сухова придает дополнительную ценность особняку. Ведь кроме виллы Беллик в Москве из его жилых построек сохранился только дом И. И. Матвеева в стиле модерн (1912-1913гг., пл. Журавлева, 12, бывшая Введенская площадь).
Проект загородного дома Сухову заказала Ксения Александровна Беллик – жена штабс-ротмистра Петра Петровича Беллика. Ее супруг происходил из богатой семьи, владевшей нефтяными промыслами в Чечне – нынешним знаменитым Новогрозненским нефтяным месторождением. Землю неподалеку от Грозного приобрел его отец Петр Гаврилович – один из самых колоритных персонажей эпохи Кавказской войны, в 1850-1860-х гг. в чине полковника занимавший должность начальника Чеченского округа с титулом «начальника чеченского народа». Оставила свой след в истории и его жена Марфа Потапьевна (урожденная Феньева); оказавшись на старости лет в эмиграции вместе с одним из своих сыновей, она вложила много личных средств в поддержку Добровольческой армии Деникина. А накануне великих исторических потрясений материальное положение семьи казалось незыблемым, и Беллики задумали построить великолепную виллу на Петербургском шоссе по соседству с загородными резиденциями многих московских богачей.
В советское время изящный неоклассический дом был надстроен третьим этажом, что привело к искажению его силуэта, однако декор фасадов и парадные интерьеры остались целы. Можно сказать, что ему повезло: он не был разорен и быстро попал в руки новых хозяев, превратившись в резиденцию новой советской элиты. А затем на протяжении более полувека этот дом был связан с Болгарией.
В 1944-1945 гг., там жил Георгий Димитров – лидер болгарской компартии и по совместительству заведующий отделом международной (внешней) политики ЦК ВКП(б). С 1945 г., когда Димитров вернулся на родину, и до 1988 г. здесь располагалось Посольство Республики Болгария в СССР. В 1988 году диппредставительство переехало в новый посольский комплекс на Мосфильмовской улице, а на Ленинградском проспекте, 20, начал работу Культурно-информационный центр Болгарии, который находился здесь до 2010 года.
О том, чтобы поставить на охрану уникальную виллу, ее пользователи не позаботились. Не задумалось об этом и Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России, на балансе которого находятся здания, в которых размещаются диппредставительства, не проявили инициативы московские органы охраны памятников. Единственной защитой для здания был режим объединенной охранной зоны, расположенной вдоль Ленинградского шоссе, на территории которой оказалось владение 20.
Невероятно, но прекрасный памятник неоклассицизма – вилла Беллик – был забыт, что, конечно, никак не умаляет исторической и культурной ценности произведения Д.П.Сухова. «Архнадзору» часто приходится сталкиваться с такими ситуациями. То, что, как кажется, не может не быть памятником, на самом деле – на бумаге – не имеет никакой ценности, а значит, и госзащиты.
О том, что с виллой Беллик происходит что-то неладное мы узнали от жителей окрестных домов. Выезд на место подтвердил худшие опасения – особняк был изуродован. Экспресс-проверка показала, что никаких согласований реконструктивных работ по данному объекту уполномоченные городские органы не выдавали. Зато нашлась информация о том, что рабочие, сооружавшие мансарду, нашли в здании схрон со взрывчаткой…
Кто и зачем производил реконструкцию здания, откуда выехал Болгарский культурный центр, было неясно. Чтобы разобраться, мы обратились в посольство Болгарии. Нас приняли и познакомили с подрядчиком – тоже болгарским. И дипломаты, и строители были, казалось, удивлены происходящим: мы хотели как лучше, а вы… Мы выслушали стандартный набор аргументов: здание было в аварийном состоянии, теперь же оно простоит сто лет, внутри все делают лучшие болгарские специалисты, все останется, как было, только лучше и по-новому — но покажем, только когда закончим. И, наконец, нам это здание Россия подарила, это дипсобственность, делаем, что хотим.
В 1999 году здание, действительно, было передано мэрии города София (Болгария) для организации в нем Дома Софии (Постановление Правительства Москвы от 17.08.1999 №738 об обмене недвижимостью между Правительством Москвы и мэрией Софии). В апреле 2001 года на здание зарегистрировано право собственности Общины города Софии (Свидетельства от 9 апреля 2001 г. 77 НН №№ 092198 и 092199).
Однако иностранный собственник, не являющийся дипломатическим представительством, не пользуется экстерриториальностью, и тем более не освобожден от соблюдения российских законов. Госорганы, в которые мы обратились: ОАТИ, Мосгосстройнадзор, Департамент культурного наследия, подтвердили, что все происходящее – не санкционировалось ничем и никем и является, по сути, самостроем.
Чего же во всей этой ситуации мы хотим добиться? Спасти то ценное историческое, что еще возможно спасти. Поставить виллу Беллик на госохрану. Перевести ремонт в режим реставрации. Убрать те из уродующих ее надстроек, которые возможно убрать. Ввести виллу Беллик работы Дмитрия Сухова в «научный оборот» и увидеть, как она займет наконец достойное ее место в культурной жизни Москвы.
Однако арендатором здания сейчас, судя по официальным ответам, является «Болгария Эйр». Неужели авиаперевозчик будет устраивать «Дом Софии»? Допустим. Но почему тогда заказчик ремонта — «Культурно-информационный Болгарский центр» еще в прошлом марте объявил о новом «месте прописки» — во Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино? Выходит, заказчик реконструкции – по странной прихоти — плодами реконструкции пользоваться не будет.
Но это уже прозаическая хозяйственная сторона вопроса. А хочется вернуться к классике, точнее, московской неоклассике и вилле Беллик. В ответе ОАТИ «черным по белому»: «выдано предписание на приостановку работ». Работы продолжаются…
8 комментариев