Пережить каникулы. Открытое письмо мэру С.С.Собянину
Конец декабря. Приближается Новый год, а за ним – длительные каникулы. Этого времени, когда люди расслабляются, Москва пустеет, снижает свою бдительность пресса, и чиновники разъезжаются на отдых в далекие края, «Архнадзор» всегда ждет с тревогой. В новогодние каникулы уходящего года были окончательно уничтожены интерьеры «Детского мира». На этот раз в опасности Круговое депо Николаевской железной дороги – самое первое и некогда одно из самых эффектных железнодорожных зданий Москвы, выявленный объект культурного наследия, который все никак не станет полноценным памятником регионального значения.
Проекта реставрации депо нет; представленный владельцем здания ОАО «Российские железные дороги» проект отправлен Мосгорнаследием на доработку. На днях орган охраны памятников приостановил ведущиеся работы, обнаружив несогласованный демонтаж перегородок и отдельных стен здания. Обиженный владелец депо заявляет, что ничего не нарушал, и что «во время ремонта кровли была незначительно повреждена кладка советской постройки, не являющаяся объектом культурного наследия». Опасные работы прекращены, но надолго ли? Памятуя о приближении каникулярного безвременья, «Архнадзор» обратился с письмом на имя мэра Москвы Сергея Собянина.
Уважаемый Сергей Семенович!
19 декабря 2012 г. Инспекцией Департамента культурного наследия г. Москвы установлен факт ведения на выявленном объекте культурного наследия – здании Кругового депо Николаевской ж.д. (адрес: Комсомольская пл., д. 3/30 стр.1) строительных работ, проведение которых может ухудшить его состояние, нарушить его целостность и сохранность. На этом основании Инспекцией выдано предписание об остановке данных работ, о чём имеется официальное сообщение на сайте Департамента культурного наследия.
В 2012 г. Комиссией при Правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия было принято решение о реконструкции данного объекта культурного наследия со сносом около половины его объема в связи со строительством непосредственно на его территории нового главного пути. Учитывая, что в рамках историко-культурной экспертизы определен предмет охраны, включающий весь объем первоначальной круглой постройки, подобное решение не может рассматриваться как приемлемое с точки зрения законодательства об охране культурного наследия.
При этом мы вынуждены констатировать нежелание ОАО «РЖД» всерьез обсуждать возможность согласования планов строительства нового железнодорожного пути с сохранением памятника в полном его объёме. Между тем такие возможности существуют. Общественным движением «Архнадзор» совместно со специалистами подготовлено несколько вариантов передвижки здания Кругового депо (строительные технологии, в настоящее время применяемые в мире, позволяют осуществить подобную операцию) и несколько вариантов изменения трассы нового главного пути в районе горловины станции Москва Октябрьской железной дороги.
Мы убеждены, что во избежание нарушения закона и возникновения конфликта, который серьёзно ударит по репутации Правительства Москвы и ОАО «РЖД», необходимо отказаться от любых планов, предполагающих частичное или полное разрушение памятника, и найти решение, позволяющее обеспечить развитие пригородного пассажирского сообщения без ущерба для культурного наследия.
В связи с этим просим Вас оказать содействие в организации под эгидой Правительства Москвы всестороннего экспертного обсуждения вариантов строительства нового железнодорожного пути вблизи Кругового депо, предусматривающих его сохранение в полном объёме. Участие в данном обсуждении не только представителей ОАО «РЖД», но и независимых специалистов в области проектирования объектов железнодорожного транспорта, архитекторов и специалистов в области охраны культурного наследия, по нашему мнению, создаст возможность для выработки взаимоприемлемого решения.
Операция по сохранению Кругового депо Николаевской железной дороги, несомненно, может стать примером эффективного и плодотворного взаимодействия городской власти, крупной компании и общественности и образцом, на который смогут в культурном, интеллектуальном и техническом отношении ориентироваться транспортники и городские власти не только России, но и других стран.
Сохраненное, отреставрированное и приспособленное к современному использованию Круговое депо станет одним из украшений Москвы и послужит на благо ее жителей и гостей города.
Мы также обращаем Ваше внимание на тот факт, что с момента подписания 1 декабря 2011 года распоряжения № 165 о согласии Мосгорнаследия с актом государственной историко-культурной экспертизы по вопросу включения Кругового депо в реестр объектов культурного наследия регионального значения прошло более 1 года. С момента выпуска этого распоряжения здание депо получило статус выявленного объекта культурного наследия, однако, вопреки требованиям Федерального закона № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», решение Правительства Москвы о включении данного здания в реестр объектов культурного наследия регионального значения до сих пор не принято.
Учитывая, что отведённый законом срок уже пропущен, просим Вас ускорить выпуск соответствующего распорядительного документа.
Предвосхищая возможную дискуссию о реальной ценности здания Кругового депо как памятника (по нашему опыту, подобные дискуссии всегда возникают вокруг объектов, снос которых лоббируется влиятельными коммерческими структурами), мы публикуем историко-культурную экспертизу, подписанную профессором, доктором искусствоведения Андреем Леонидовичем Баталовым – одним из самых авторитетных экспертов России. С этим актом выразило свое согласие Мосгорнаследие. Слово за мэрией.
Полный текст экспертизы — здесь.
10 комментариев