Хозяйственная деятельность

Тверской бульвар 2009 год

Наталья Самовер

Завершается реконструкция Тверского бульвара. Формально проект называется, конечно, не так радикально – «комплексное благоустройство», а как оно на само деле, судите сами. Из Распоряжения Правительства Москвы от 11 мая 2012 года № 341-р «Об утверждении проектно-сметной документации комплексного благоустройства Тверского бульвара» мы узнаем, что город планировал работы «в целях сохранения исторически сложившегося облика Бульварного кольца г. Москвы, повышения экологического состояния города и создания условий для полноценного отдыха москвичей и гостей столицы».

«Тверской бульвар – это один из символов Москвы, о котором пишут, поют и снимают кино. Наш долг — максимально сохранить его исторический облик и характер», — вторил мэрии префект ЦАО Сергей Байдаков. По мере приближения к моменту сдачи объекта, обещания сохранить исторический облик сменились уверенными утверждениями. «Основные работы связаны с реставрацией и воссозданием — практически не предполагается никаких изменений», — цитируют СМИ слова префекта.

Информационный баннер на бульваре

Рассмотрим, как выглядят реставрация и воссоздание на демонстрационном участке бульвара, торжественно открытом в начале сентября.

Площадка в начале бульвара — парадный вход со стороны Пушкинской площади, место исторического расположения памятника Пушкину работы Александра Опекушина. В 1950 году любимый всей Москвой памятник был перемещен на противоположную сторону Тверской; вместе с ним переехали окружавшие постамент фонари-торшеры по проекту архитектора Ивана Богомолова, а опустевшее место на бульваре было оформлено парой новых чугунных торшеров.

Тверской бульвар 1953 год

Точно такие же монументальных пятиплафонные торшеры фланкируют парадные входы Яузского, Покровского и Гоголевского бульваров; в немного упрощенном виде они повторены в Новопушкинском сквере, разбитом в 1977 году. Все они являются копиями светильников, созданных архитектором Михаилом Минкусом в 1950 году для сквера с фонтаном на Пушкинской площади.

Фонари Минкуса на Пушкинской площади

Проектируя их, Минкус поставил перед собой задачу связать новый сквер в единый архитектурный ансамбль с памятником; отсюда перекличка художественного решения его торшеров с решением фонарей Богомолова. На смену витиеватой эклектике пришла величавость сталинского «ампира», но отзвук «пушкинского» замысла нетрудно заметить в постановке фонаря на гранитный постамент, торжественно приподнимающий источник света над пылью и слякотью земли, в символах славы — литых гирляндах, и в завершении в форме классической вазы.

Постаменты фонарей Богомолова и Минкуса
Завершения фонарей Богомолова и Минкуса

Тема поэзии как национальной славы, рожденная в 1880 г. на Тверском бульваре, обогащенная в 1950-м на Пушкинской площади триумфальными послевоенными мотивами, благодаря установке торшеров Минкуса в зонах парадных входов других бульваров, стала единой темой художественного оформления Бульварного кольца. В том же стиле оказались решены и менее помпезные одноплафонные фонари, размещенные на аллеях по всему кольцу.

Фонари Минкуса - Гоголевский и Яузский бульвары

А собственно на Тверском бульваре торшеры Минкуса неожиданно оказались своего рода памятниками памятнику; они не просто украшали вход на бульвар, а еще и напоминали о том, что именно здесь изначально располагался памятник Пушкину со своими старинными фонарями – источником вдохновения советского архитектора.
Сегодня все исторические светильники Тверского бульвара уничтожены. Торшеры Минкуса, скорее всего, отправились в металлолом; на их мощные постаменты вскарабкались худосочные произведения безымянного современного мастера, стилизованные «под старину».

Тверской бульвар 2012 год
Новые фонари закуплены у компании «Архимет», снабжающей типовыми изделиями всю страну от Калининграда до Владивостока. Вдоль бульвара место послевоенных фонарей заняли одноплафонные светильники из той же серии. Точно такие же украшают двор элитного жилого комплекса «Четыре солнца» на Большой Татарской.
Трудно сказать, что это значит – то ли придомовой территории комплекса «Четыре солнца» таким образом придан «исторический облик», то ли Тверской бульвар оформлен в стиле придомовой территории московской «элитки»…

Фонари на Тверском бульваре и в комплексе Четыре солнца
В этой связи нельзя не процитировать замечательный диалог, который состоялся в блоге префекта ЦАО Сергея Байдакова между самим префектом и архитектором Борисом Кондаковым:

Б.К: Уважаемый Сергей Львович! Вчера на Пушкинской площади в начале бульвара были замечены новые фонари сомнительного качества «под старину» вместо послевоенных оригинальных, великолепных ампирных фонарей. Как это расценивать, если Вы говорите, что никаких существенных изменений в архитектурное оформление вноситься не будет? Надеюсь, то же самое не коснется остальных высококлассных элементов послевоенного благоустройства работы таких мастеров, как Г.И. Луцкий.

С.Б.: Фонари на протяжении всего времени, что существует бульвар, менялись неоднократно, в том числе и в советское время, и не являются предметом охраны. Выбор был сделан из того ассортимента, что предлагает сегодня рынок. Поэтому если вы считаете, что фонари были историческими, то глубоко заблуждаетесь.

Старые и новые фонари

Б.К: Нет, я как раз не заблуждаюсь, а наоборот. По закону, все объекты старше 40 лет уже представляют историческую ценность и являются как минимум объектами среды. В данном случае мы имеем дело с фонарями авторской (небезымянной) работы и об этом говорят же развешанные по бульвару плакаты, да и еще представляющими художественный интерес. Ну, это уже мое скромное мнение как бы дилетанта.

В существующей логике, отдельные аутентичные (исторические, подчеркиваю!) объекты убираются, чтобы быть замененными «историческими» из «рыночного ассортимента» (это из икейного, что ли?). Подобную же логику мы видели в Парке Горького чуть ранее, когда оригинальные сталинские фонари 1950-х менялись (ну, они же не всегда там стояли, значит, они не исторические) на рыночные типа «Виконт», потому что они как бы похожи… а чего заморачиваться-то? Но сейчас в ЦПКиО пришло мудрое руководство, и они прислушались к реставраторам, и решили оставить фонари, и даже отремонтировать их. И, вообще говоря, Бульварное кольцо — охранная зона, поэтому я и спрашиваю про проект реконструкции. И еще: где можно посмотреть проект реставрации?

С.Б.: На открытии после реставрации.

Вот так. Сказал — как отрезал. Потому что не дело обычным гражданам навязывать руководству свои субъективные вкусы, да еще и ссылаться при этом на законы, ибо давно уже сказано другим крупным чиновником: «Только в государственной службе познаешь истину!»

Впрочем, раздражение префекта можно понять. Чуть ранее в том же блоге он уже разъяснял москвичам, что именно планируется сделать с Тверским бульваром: «Как я уже говорил, не будет никаких экспериментов с дизайном, новых памятников или иных объектов. Принципиальные новшества — автоматическая система полива и увеличение освещенности, установим классические светильники и торшеры нового улучшенного дизайна».

То есть то, что многие москвичи по недопониманию восприняли как уничтожение исторического облика бульвара, на самом деле представляет собой «улучшение дизайна».

Манежная площадь
Улучшение дизайна общественных пространств – любимое занятие властей нашего города. Такому нетворческому занятию как ремонт они предпочитают масштабную реконструкцию с освоением солидных бюджетов. Считаться с особенностями исторической городской среды, советоваться со специалистами и уж тем более предварительно представлять проект общественности в таких случаях не принято. И никаких экспериментов! Все делается сразу набело, решительно и без малейших колебаний. Начало этому процессу положил еще Юрий Лужков, радикально улучшив дизайн Манежной площади у самых стен Кремля. С тех пор улучшители развернули свою деятельность по всему историческому центру. Вот недавно та же префектура ЦАО попыталась улучшить дизайн мощения на улице Баррикадной. Еле отбились. Теперь улучшен Тверской бульвар, развернулись работы на Кузнецком мосту. Все меньше и меньше остается в Москве неулучшенных мест, которые пока еще можно узнать.

Реконструкция Кузнецкого моста
Но Бульварное кольцо как-то особенно жалко.

7 сентября 1947 года – ровно за 65 лет и один день до презентации демонстрационного участка «улучшенного» Тверского бульвара — Москва торжественно отпраздновала свое 800-летие. Это был второй праздник Победы: выживший и победивший врага город, обратясь к своей истории, праздновал праздник жизни. Еще свежа была боль утрат, еще не высохли слезы о погибших. Москва отоваривала карточки, донашивала гимнастерки и довоенные платьица, но именно тогда, вопреки всему, было принято решение украсить ее пышным венком бульваров. За несколько лет в конце 1940-х московские бульвары приобрели тот вид, к которому мы привыкли. Единое художественное решение малых архитектурных форм – оград и гранитных тумб, чугунных фонарей и скамеек — превратило их в стилистически целостный ансамбль.
Бульварное кольцо было самым масштабным градостроительным памятником Победе, реализованным в Москве и до недавнего времени сохранявшемся хоть и в запущенном, но в почти неискаженном виде.

Этот памятник по частям уничтожается на наших глазах. Делает это сама городская власть за счет средств городского бюджета.

Бульдозер на бульваре
«Но позвольте! – воскликнет постоянный читатель сайта «Архнадзора», искушенный в тонкостях охраны памятников. – Ведь Бульварное кольцо – памятник садово-паркового искусства, объект культурного наследия регионального значения. Его подлинность и исторический облик охраняются государством, для него должен быть определен предмет охраны, работы на любой его части должны быть согласованы Мосгорнаследием». Совершенно правильно. И здесь начинаются загадки.

Летом 2011 года город объявил конкурс на разработку проектно-сметной документации комплексного благоустройства Тверского бульвара. Заказчиком выступило ГУП «Генеральная дирекция по ремонту и эксплуатации дорог, благоустройству и озеленению Центрального административного округа г. Москвы». Конкурс был ориентирован на субъекты малого предпринимательства.

Как ни странно, престижный городской заказ не вызвал у малого бизнеса интереса. Единственным участником конкурса стало никому не известное ООО «Риллен» — с ним и был заключен госконтракт. Отважный субъект малого предпринимательства принял на себя обязательство в срок не более 15 рабочих дней с момента заключения госконтракта провести весь комплекс предпроектных изысканий, параллельно разрабатывая проектно-сметную документацию на реконструкцию дорожек, системы освещения, полива, реставрацию чугунной ограды, установку детских площадок и озеленение бульвара. На эту основную работу проектировщика отводилось не более 20 рабочих дней с момента заключения госконтракта. Учитывая сложность подготовительных работ и объем документации, которую необходимо было разработать, неудивительно, что желающих заняться этим на предлагаемых городом условиях оказалось так мало. Удивительно, что на это вообще кто-то решился.

Разгадку феномена ООО «Риллен» находим в комментарии генерального директора этой компании Любови Илленко, данном газете «Известия». Проект, по ее словам, вовсе не создавался ударными темпами за двадцать дней, а был разработан еще два с половиной года назад. Остается только сделать вывод, что городской конкурс представлял собой фикцию, рассчитанную на заведомо известного победителя, чем-то особенно милого сердцу заказчика.

Подобное эксклюзивное положение, безусловно, обязывает. Однако публично взять на себя ответственность за собственные проектные решения руководство «Риллена» оказалось неготово. После того как группа местных жителей и краеведов обратилась в мэрию с претензиями относительно изменения исторического облика бульвара и, в частности, по поводу исчезновения подлинных фонарей, Людмила Илленко поспешила заявить, что проект предусматривал «точно такие же элементы благоустройства, что были на бульваре до сих пор, вплоть до материалов и веса». «Все отступления – на совести исполнителей», — открестилась проектировщица. Странно прозвучала эта беспомощная ссылка на произвол исполнителей в устах главы организации, осуществляющей авторский надзор за реализацией проекта. Тем более странно, что информация о закупке современных фонарей в соответствии с разработанной самим «Рилленом» проектно-сметной документацией, доступна всем желающим в составе конкурсной документации на сайте госзакупок . Но удивляться неспособности отличить серийные изделия фирмы «Архимет» от авторских работ середины прошлого века в данном случае не стоит, поскольку ООО «Риллен», по всей видимости, никогда ранее не имело дела с историческими объектами. Информации о наличии у него опыта реставрации памятников садово-паркового искусства или вообще какой-нибудь реставрации, равно как и информации о наличии у него реставрационной лицензии обнаружить не удалось. Впрочем, конкурсная документация и не содержала требования наличия у исполнителя какой-то особой квалификации и лицензии. Техническое задание на проектирование было сформулировано таким образом, что только название объекта – Тверской бульвар – напоминало о том, что речь идет о работах, затрагивающих памятник регионального значения.

В состав необходимых исследований, предшествующих проектированию, вошли исследования грунтов и дендрологические изыскания, но никаких исторических изысканий «Риллен» делать не заставляли. Таким образом, полнейшее неведение проектировщика в вопросах, касающихся истории Тверского бульвара, если не простительно, то, во всяком случае, понятно.

Лишь дремучим невежеством может быть объяснено шокировавшее многих изменение вида площадки, на которой когда-то стоял памятник Пушкину. Фигурное мощение, художественными средствами обозначавшее местоположение памятника и его фонарей, представляло собой изящный культурный жест – своего рода извинение властей города за ошибку, совершенную их предшественниками в 1950 году. Это перекрестье служило обязательным объектом показа для всех экскурсий по району Пушкинской площади. Только, видно, мало провели экскурсий и не тех, видно, экскурсантов водили. Проектировщик и городской заказчик единым махом разделались с памятью места, которая явно ни о чем не говорила им обоим. Сегодня на месте мемориального знака – безжизненная поверхность гранитной брусчатки.

Мощение на месте памятника Пушкину старое и новое

Декоративное покрытие, выполненное в недавнее время, находилось в хорошем состоянии и совершенно не нуждалось в замене. Новое мощение на его месте уложено кое-как. Так оно выглядело в день торжественного открытия демонстрационного участка бульвара:

Новое мощение на Тверском бульваре

Прошедшие с тех пор дожди забили грязью щели между камнями, но им не смыть неряшливые разводы белого герметика на гранитных бортах клумб – творческий вклад в обезображивание бульвара, внесенный выполнявшим работы подрядчиком.

Следы герметика на бортах клумбы
Стоило префектуре ЦАО в начале сентября предъявить москвичам первый участок бульвара, как упреки посыпались со всех сторон. Префектура защищалась, ссылаясь на то, что проект получил согласование Департамента культурного наследия Москвы.

Чистая правда. Согласование выглядит так:

Согласование Мосгорнаследия
Согласовав проект ООО «Риллен» «в рамках хозяйственной деятельности на территории Тверского бульвара», Мосгорнаследие фактически умыло руки, как если бы речь шла о рутинном кошении газонов или мытье запылившихся плафонов фонарей. Эта формулировка выводит все происходящее на территории памятника за рамки регулирования, обязательного для объектов культурного наследия.

Статья 35 Федерального закона «Об объектах культурного наследия» запрещает на территории памятника проектирование и проведение любых работ, за исключением работ по сохранению данного памятника. «Работы по сохранению», включая ремонт и реставрацию, как известно, в обязательном порядке контролируются органами охраны памятников. Однако та же статья разрешает «хозяйственную деятельность, не нарушающую целостность памятника или ансамбля и не создающую угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения». Вот тут-то и кроется подвох.

Возможно, городскому заказчику казалось, что он ловко обошел требования закона, оформив свои действия на Тверском бульваре как обычную хозяйственную деятельность. Это избавило его от необходимости заниматься сложными исследованиями, сопровождающими любую реставрацию, пользоваться услугами лицензированного проектировщика, проводить историко-культурную экспертизу проекта и сдавать выполненные работы специалистам Мосгорнаследия. Мосгорнаследие, поддержав эту игру, тоже минимизировало собственные усилия.

Но как согласовать это с прописанным в техзадании требованием осуществлять разработку проектных решений на основании планового (реставрационного) задания Мосгорнаследия? Подобные задания выдаются органом охраны памятников заказчику именно на работы (в том числе научно-проектные) по сохранению объектов культурного наследия, а вовсе не на рутинную хозяйственную деятельность. Было ли в действительности выдано Мосгорнаследием такое задание, какие требования и ограничения в нем содержались – неведомо, но итоговый результат оказался гораздо более похожим на масштабный вандализм, нежели на сохранение наследия.
Но на этапе проектирования странности не закончились.

При проведении следующего конкурса – собственно на выполнение работ по комплексному благоустройству Тверского бульвара, от подрядчика, претендующего на госконтракт, все-таки потребовали наличия реставрационной лицензии, хотя проект, на основании которого ему предстояло работать, не имел ничего общего с реставрацией. Приемки выполненных работ Мосгорнаследием техзадание также не предполагало. Да и что там принимать? Результаты хозяйственной деятельности?..
После уничтожения послевоенных фонарей следовало ожидать, что с лица земли будут стерты и все остальные малые архитектурные формы Тверского бульвара, однако гранитным вазонам – ровесникам злосчастных торшеров Минкуса, неожиданно повезло. Несгибаемые пушкинисты из префектуры ЦАО почему-то пощадили произведения сталинского «ампира», хотя рынок наверняка мог предложить им замену, не менее достойную, чем та, что была найдена фонарям.

 Сергей Байдаков у вазона

Вазоны на Тверском бульваре не просто сохранены, они даже носят на себе следы реставрации – в том специфическом понимании смысла этого слова, которое свойственно крепким хозяйственникам нашего города. Теперь «ухоженность» этих малых архитектурных форм издалека бросается в глаза.

Вазон на Тверском бульваре

Расколотое каменное основание заменено на новое — другого сорта гранита, но похожего цвета. Швы промазаны герметиком контрастного цвета – вероятно, кому-то показалось, что так наряднее. Но самое остроумное решение горе-реставраторы применили при работе с металлом. Утраченные элементы литых гирлянд, обрамляющих верхнюю часть обоих вазонов, докомпонованы распиленной вдоль водопроводной трубой, на поверхность которой с помощью сварки нанесены косые штрихи, имитирующие листики гирлянды. Издалека даже похоже. И мало ли, что листья сохранившейся части гирлянды направлены в одну сторону, а штрихи – в противоположную. Не придирайтесь! Главное, что покрашено аккуратно.

Вазон, имитация реставрации-1

Вазон, имитация реставрации-2

Таковы основные итоги бурной хозяйственной деятельности, охватившей минувшим летом объект культурного наследия регионального значения – Тверской бульвар.
Но ведь даже хозяйственная деятельность на памятнике, согласно закону, обставлена некоторым ограничениями. Она, напомним, не должна нарушать целостность памятника или ансамбля и не должна создавать угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

Проблема в том, что, по букве закона, охраняемым памятником являются только те части и характеристики исторических объектов, которые включены в официально установленный предмет охраны. Именно предмет охраны должен оставаться неизменным в процессе хозяйственной деятельности на памятнике. Беда в том, что подавляющее большинство наших памятников установленного предмета охраны не имеют. Увы, о наличии предмета охраны у Бульварного кольца, с 1978 года имеющего статус памятника садово-паркового искусства, ничего не известно. А коли нет предмета охраны, невозможно провести формальную грань, за которой невинная хозяйственная деятельность превращается в злостный вандализм.

Тверской бульвар – историко-культурный опорный план

Что касается отдельно взятого Тверского бульвара, то единственным источником информации о его предмете охраны является все тот же префект ЦАО Сергей Байдаков. Если верить ему, в предмет охраны бульвара включены чугунные ограждения, но не включены малые архитектурные формы, в том числе фонари. Если верить… Хотя как-то не верится. Но как бы то ни было, ставя себе в заслугу сохранение оград, префектура агрессивно настаивает на своем праве уничтожить исторические фонари «для максимального сохранения исторического облика и характера бульвара».

Полноте! Никогда в истории Тверского бульвара не было момента, когда в его облике «сталинские» ограды сосуществовали бы с «пушкинскими» фонарями. Возникновение подобного химерического образования, слепленного из произвольно подобранных элементов, — продукт сугубо нашего времени, эпохи слабого государственного контроля и разнузданного освоения бюджетных средств.

Проектирование обошлось городу в 9,6 миллиона рублей. Работы по реализации проекта, включая закупку 94 новых светильников – более чем в 330 млн рублей. За эти деньги по объекту культурного наследия был нанесен столь мощный удар, подобного которому Тверской бульвар не переживал с момента переноса памятника Пушкину.
Финальный – уже символический — штрих в образ реконструкции бульвара внесло новое озеленение. Крупномерные саженцы колоновидного дуба (Quercus robur Fastigiata) и сирени-венгерки (Syringa josikaea) стоимостью десятки тысяч рублей, воткнутые в землю уже мертвыми, но еще покрытыми увядшей листвой, к сегодняшнему дню окончательно превратились в сухие веники. Зато больные и полузасохшие старые деревья остались на своих местах, что, несомненно, позволит префектуре уже в следующем году возобновить хозяйственную деятельность по озеленению Тверского бульвара.

Тверской бульвар, засохшие саженцы дуба

И все же чудеса бывают. У свежеокрашенной ограды незаметно притулился самый старый (не считая Пушкинского дуба) объект бульвара — поврежденный, но не уничтоженный улучшителями. Жив, курилка! Чугунное чудо-юдо, диковинный металлический гриб, проросший из пропитанной автомобильными выхлопами почвы бульвара, — вытяжное устройство первой московской канализации, пущенной в эксплуатацию в 1898 году.

Канализационная вытяжка

Этот объект появился на Тверском бульваре тогда, когда его уже украшал опекушинский памятник. Он видел революционные бои и военные бомбежки, был свидетелем сноса Страстного монастыря и послевоенного расцвета бульвара, перепланированного по проекту Виталия Долганова и украшенного чугунным литьем Георгия Луцкого. При нем памятник переехал, а на его месте появились монументальные торшеры и вазоны. Он видел блеск и славу Тверского бульвара. Сегодня к его богатой исторической памяти добавилась новая страница — постыдная.

24 комментария

Вчера проходил, светильники (извините за такие слова) дрянь порядочная, я вначале подумал что они из пластика, у меня просто около дома такие же стоят только пластиковые. Меня поражает как ребята в наглую поменяли качество на ширпотреб, при том глаз режет от такой замены. Байдакова истинный ученик Лужкова и лужковщины
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Не ученик, а просто часть лужковщины - плоть от плоти, благополучно пережившая все верхушечные потрясения. Приемы "хозяйствования" остались те же самые, ничего не изменилось. Поразительно при этом, что крест на месте памятника был сделан как раз при Лужкове. А при Собянине уничтожен. Одно такое наглядное действие стоит сотни красивых слов о "новой градостроительной политике". Васька слушает, да ест. В одном можно не сомневаться - если город выделит деньги теперь уже на научную реставрацию Тверского бульвара, на ликвидацию последствий того, что там наворотили подчиненные Байдакова, и, в частности, на воссоздание исторических фонарей, префектура ЦАО с удовольствием организует и эти работы тоже. Опыт организации работ - колоссальный.
Как добиться возвращения старых фонарей?
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Боюсь, подлинные старые фонари уже утилизированы. Остается только поставить перед городом вопрос о проведении научной реставрации Тверского бульвара с соблюдением всех предусмотренных законом процедур, которые обеспечивают сохранность наследия. Фонари придется воссоздать - отлить заново по сохранившимся аналогам. Обращатся с этим надо, я думаю, к Собянину. Префектура ЦАО и Мосгорнаследие уже показали, на что они способны, будучи предоставлены сами себе.
Наталья, а можно подать в суд на это ООО и ответственных лиц, требуя их к ответу за уничтожение фонарей? Нельзя же настолько безнаказанно воровать (или все-таки уничтожать?). Я вот думаю, что большинство из них по дачам развезли.
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Я думаю, следует начать с обращения в прокуратуру для проверки законности всей этой сложносочиненной операции. Думаю, ООО сыграло там далеко не главную роль. У меня больше всего вопросов к Мосгорнаследию. Это оно допустило, что на памятнике велись работы, которые привели к уничтожению его исторических и мемориальных элементов. С дикарей что взять? Им бы лишь деньги освоить. Если им не препятствовать, они могут уничтожать и заменять дешевкой все, до чего у них руки дотянутся. А органы охраны памятников уполномочены сохранять объекты культурного наследия. Мосгорнаследие в этой ситуации самоустранилось - довольно странный способ исполнения государственных полномочий.
Ответ по фото дубам. Уважаемый Фомучане. Я лично участовал в посадке ДУБОВ на тверском бульваре отбирал их в питомнике и сажал на бульваре и готов каждому предоставит фото и видео материалы посадки дубов. Высаженые деревья были по всем правилам посадки зеленых насаждений г.Москве. Но иза конфликта ген.подрядчика с цыганами (которые там торгуют возле проежающих автомобилей) Этими плохими людми были Дубы и кусты на первой очереди чемто облиты. Сечас мы проводим экспертизу почвы. И если уменя не получится до весны их вылечить то придется обращатся в полицию. Прикрипить фото не получается.пишите на электроный адрес вышлю материалы.Для размещения на сайте.Мой электроный адрес [email protected]
Ирина,Владимир больше года назад   Изменить
Куда смотрел технический надзор заказчика,если представлялись проектные материалы реставрации светильников, покрытият и т.д.? Генеральный проектировщик не согласовывал проектную документацию в Госэкспертизе на памятник! Ну, это просто... Подрядчик не согласовывал изменения в проекте у заказчика? Хороший заказ подрядчик поимел, сытный.
Ирина,Владимир больше года назад   Изменить
Кстати, пройдите по Александровскому саду. Новые "подсадки" угнетают, особенно чубушников с бирками. Это воссоздание, реставрация или новодел в ладшафте? Александровский сад 21 века: Тополь-великан.
Люди, давайте что-то делать. Я так понимаю, единственное за что мы сейчас можем уцепиться - это несоответствие выполненных работ проекту и отсутствие надзора заказчика? Можем ли мы официально запросить, что является предметом охраны бульвара? Этих ребят сейчас волнуют только две вещи: можно ли подкопаться со стороны закона и "имидж". Собянину пытаются нарисовать образ антипода варвара-Лужкова. Вот сюда и надо бить в том числе.
А имеет смысл подать на них в суд, что бы не повадно было.. Они же должны отвечать за свои "художества"!!?
ха ха!))) СТАРЫЕ ФОНАРИ НАВЕРНЯКА УЖЕ "ЮТЯТСЯ" НА "НУЖНЫХ" ДАЧАХ И КОМФОРТНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ЗАГОРОДНИХ РЕЗИДЕНЦИЙ ...)))
Тот самый "Пушкинский Дуб" оставили? никто не знает? Понятно о каком Дубе идет речь
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Оставили. Около него, слава богу, была табличка, так что даже в отсутствие предмета охраны бульвара проектировщик догадался, что это старое растение обладает какой-то ценностью.
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Насколько я понимаю, там как раз все по проекту. Проект с самого начала предполагал уничтожение фонарей и художественного мощения. А вот, что может сделать любой человек, так это просто позвонить на горячую линию Мосгорнаследия по телефону +7 (916) 146-53-27 и высказать возмущение по поводу того, что сделали с бульваром, или написать письмо и отнести на Пятницкую, 19 в "одно окно". Для того, чтобы орган охраны памятников начал работать и проверять, все ли на объекте было сделано как следует, ему нужен "сигнал". Если все недовольные следают по звонку на горячую линию, сигналов будет достаточно, чтобы Мосгорнаследие зашевелилось. А пока этого не будет, оно будет продолжать делать вид, что на Тверском бульваре имела место невинная хозяйственная деятельность.
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Ничего себе. Сочувствую вам, Иван. Раньше я видела, как сажают совершенно мертвые саженцы в Семеновском парке, вот и предположила, что тут то же самое, а тут вон что - диверсия... Жаль растения. Хотя решение проектировщика выбрать именно этот сорт мне не понятно. Растет медленно, силуэт нехарактерный для традиционного озеленения московских бульваров... На старых фотографиях видны какие-то растения пирамидальной формы вокруг памятника, но там они образовывали живые кулисы, а тут... А вот сирень приветствую, как и вообще любые наши родные цветущие кустарники.
Нет, со всем этим "благо-"устройством, "реконструкцией" и т.п. надо что-то делать! 1- возмущённые граждане должны не просто много жаловаться на такое "благо-"устройство Тверского бульвара, требовать возврата фонарей, но и вообще не забывать это делать на протяжении долгого времени, стойко напоминая о необходимости восстановления прежнего вида Тверского бульвара, всё время настаивать на возвращении (воссоздании) фонарей Минкуса (и делать это на протяжении лет!) , потому что только так - медленно, но верно удастся добиться своего. 2- суды (и прокуратура, и счётная палата) должны быть просто завалены исками от возмущённых жителей по поводу каждой такой реконструкции или "благо-"устройтсва. И упор следует делать в т.ч. на неоправданную расходность сих операций по "благо-"устройствам и "реконструкциям". Упор также следует делать на неоправданно огромный расход средств ЖКХ, а также (что очень важно!) на неоправданно завышенные платежи населения за ЖКУ (а, следовательно, и беспрецедентно огромные величины сборов средств с населения - средств для ЖКУ излишних, которые просто буквально девать некуда - вот и придумывают всякие там расходы по разрушительным "благо-"устройтсвам на широкую ногу). 3- совершенно давно назрела реформа администрирования налоговых платежей.Сейчас все подоходные налоги за своих работников платит как налоговый агент работодатель, но через свою же территориальную налоговую инспекцию, а значит - в пользу того с.ф. и того н.п., где он(работодатель) зарегистрирован (по юр.адресу). Такое положение дел уже привело к избыточному притоку налоговых денег в Московский регион и Санкт-Петербург, славящихся не в последнюю очередь именно из-за этого строительным и "благо-"устроительным вандализмом. Ужасающие последствия такого неправильного распределения налоговых отчислений особенно губительны для н.п. Московской области: например печален известный пример г.Химки, бюджет которого буквально наводнён денежными потоками от 13% зарплаты всех многочисленных работников (из Москвы, Зеленограда, Солнечногорска да и вообще всей России) несметного количества фирм, зарегистрированных на территории этого сравнительно небольшого жилого района; химкинская городская администрация уже много лет как просто не знает куда и на что девать все эти деньги, придумывая каждый раз всё более и более "сногшибательные" идеи по вложению этих действительно лишних денег. На мой взгляд вся эта вакханалия с "благо-"устройствами, реконструкциями, сносами и т.п. будет продолжаться пока:А)не будет введена для Московского региона принципиально иная схема сбора и распределения налоговых отчислений физ. и юр. лиц, а именно - все собираемые на территории Москвы и Московской области налоги должны суммироваться между собой (как единый регион, без деления на с.ф. и н.п.) и изыматься в федеральный бюджет и лишь малая доля (причём значительно меньшая, чем полагается сейчас) из этой суммы должна распределяться (пропорционально территории и населению) в бюджеты данных с.ф.; Б) пока не будет введена оплата подоходного налога физ.лиц. по месту ИХ регистрации, а НЕ работодателя (помоему, это можно осуществить при сохранении схемы оплаты налога через налогового агента-работодателя физ.лица - путём перечисления наловой службой этих средств в адрес налогового органа по месту регистрации физ.лица). 4- суть проводимых в Москве "благо-"устройтсв отвратительна и уже по крайней мере несколько лет подряд (около десяти). Т.е. при Собянине в этом деле ничего не изменилось, определённое затишье было только при кризисе. С точки зрения иллюстрации таких ущербных (в смысле и наносящих ущерб, и ущербных по духу) "благо-"устройств "на широкую ногу" приведу два примера - 2008года и 2012года (всё в районе Преображенское). В 2008г., т.е. в году, когда с налёта совершенно безобразно и варварски было вырублено огромное количество деревьев на берегу Черкизовского пруда и было положено практическое начало эксперименту (вредительскому - не скроем) по переустройству ("очистке") самого пруда, в том самом году "работящие" "благо-"устроители из "ЮНИ" и ГУИСа как обычно, решили во всех дворах устроить побольше автостоянок, не гнушаясь при этом неожиданными для жителей вырубками множества прекрасных деревьев - так было у д.18 по Большой Черкизовской и соседнего д.3 по 2-й Пугачёвской, но дальше по Большой Черкизовской было хлеще - жильцы нескольких домов, узнав о планиреумом сооружении во дворах крытых автостоянок написали протест в управу и мэрию, аргументированно возражая против уничтожения зелёных насаждений. Оказалось, что никаких разрешений на вырубки и сооружение автостоянок у "благо-"устроителей нет, но последние пошли дальше - для целей замены "бортов" (бортового камня) фирма-подрядчик (МНР-Строй) использовала вовсе не привычную машину для сверления асфальта с ручным приводом (как это происходило всего годом ранее), а (чтобы вы думали?) громадный Катер-пиллер - бульдозер-ковш (нет, не ковшик на длинной "руке" для ковыряния земли - а громадный ковш-совок, шириной метра 3,5 - вроде тех, какими разгребают снег зимой, но , кажется, даже больше). Этим ковшом, якобы, только для целей выковыривания бортиков, подрядчики вырыли громадный ров, глубиной сантиметров 80 и шириной 1,5 метра (все было измерено), через который жители, понятно, уже не все могли перепрыгивать. Но главное в другом - в первые же часы "работы" таким "инструментом" подрядчики свалили (корни они, конечно же подрыли, но свалили не без помощи многотонного ковша) разом целый ряд из 8 прекрасных взрослых деревьев, на которые порубочных билетов так и не получили. К счастью, приехавшая милиция лишила подрядчиков права управления опасным инструментом-бульдозером на несколько дней, а жителям удалось отстоять хотя бы эту часть газона. Потом (к счастью!) случился кризис, но в 2011 и 2012гг. всё продолжилось в прежнем духе. Дом 3 по 2-й Пугачёвской уже буквально "обложили" никогда не запоняемыми (т.к. нечем)автостоянками - причём против воли жителей его и соседних домов, которые в своём дворе регулярнор сажали цветы (но теперь собственно газонов на придомовой территории практически уже не осталось)... В этом году же (2012г.), дабы продолжить сооружение "каскада автостоянок" от 2-й Пугачёвской "благо-"устроители пошли на потрясающее по наглости ухищрение (правда, ничего удивительного - вспомните: голь на выдумки хитра) - вместо обещанного обустройства (в смысле частичной замены существующих снарядов и скамеек) крохотной детской площадки у д.20 по Большой Черкизовской (в народе по старой памяти всё ещё называемым домом "Известий") подрядчик ГУИСа - ООО "Ремдорсервис-94" в тихаря, начав было первый этап по "обрезиниванию" детской площадки, заасфальтировал её поверхность, да так и бросил, предоставив территорию детской площадки - любимого места отдыха многочисленных жителей огромного дома - под размещение автостоянки - очередного звена "каскада стоянок". Теперь на этой новоявленной стоянке помещаются в буквальном смысле 3 машиноместа - потому, что больше не влезает - такая крохотная была площадка, где в былые времена всего-то помещались пару скамеечек, снаряд-"залезалка", да остатки качелей, но любима она была столькими людьми, такое большое количество жителей посещало площадку - в тысячи раз больше, чем машиномест на новоявленной стоянке.А приготовленные для размещения на бывшей детской площадке новые скамейки оказались разбросаны как попало ("размещены") в окрУге... Спрашивается, зачем нужно было площадку для отдыха многих жителей превращать в очередную автостоянку на 3 машиноместа (особенно, если вспомнить обилие капитальных гаражей поблизости,в которых жильцы свои машины и держат)? Ответ столь же очевиден, как и двояк: следует учесть и бОльшую трату лакомых средств на "благо-"устройство стоянок (заасфальтировать стоянку, видимо, дороже, чем разместить обещанные скамейки на детской площадке, да и ещё морально поощряется наказами мун.депов...), и замаячившую вновь, но уже вполне реально, перспективу привинтивного взимания абон.платы со всех жильцов за наличие у них во дворах машиномест (парковок). Кстати, о "Ремдорсервисе-94".В этом году саму по себе ущербную идею "обрезинивания" детских площадок эта подрядная организация талантливо довела до полного абсурда.Площадки, которые массово резинило это ООО, хоть и прошли данную процедуру в самый разгар лета воняли (в противоположность площадкам, обрезиненным не вонючим клеем руками других подрядчиков) отравляющими веществами, казалось на всю улицу, аж до самых сентябрьских холодов, но и после них воняли и продолжают вонять до сих пор всякий раз, как пойдёт дождь и тепло (клей растворяется, видимо?). Извините за многословность (накипело).
Сделал следующее: 1. позвонил на горячую линию мосгорнаследия, обращение приняли; 2. позвонил в центр мониторинга общественного мнения (можно найти через mos.ru), изложил суть вопроса; 3. написал обращение через электронную приемную правительства Москвы: Предлагаю вам обратить внимание на произошедшее на Тверском бульваре в связи с его "реставрацией-реконструкцией". Бесследно исчезли исторические фонари (архитектора Минкуса, фото прилагается), вместо них установлена дешевая "штамповка". Причина замены фонарей не ясна, об их местонахождении сегодня не сообщается. Кроме того, чрезвычайное варварство совершено по отношению к гранитным вазам. Верхнюю часть ваз украшало литье с гирляндами. При "реставрации" утраченную часть гирлянд, видимо, решили заменить некой железкой, сделанной чуть ли не на месте неквалифицированными (мягко говоря) рабочими (фото прилагается). Это абсолютное позорище. Также обращаю ваше внимание на "туманную" ситуацию с конкурсом по выбору организации для проведения этих работ, имеющую явные признаки фальсификации, в частности очевидно заниженные сроки на разработку всей проектной документации для подобного объекта. Прошу сообщить, проводились ли общественные слушания по вопросу реконструкции (или "реставрации") бульвара с демонстрацией проекта общественности. Если проводились, то где и когда. Хочу отметить, что качество произведенных работ, в целом, низкое, что непозволительно для подобных мест исторической части города. Наиболее полную и подробную информацию по описанному вопросу мне удалось найти на сайте движения "Архнадзор": http://www.archnadzor.ru/2012/10/19/hozyaystvennaya-deyatelnost/. В связи с изложенными мной обстоятельствами, прошу провести проверку. Кроме того, прошу подтвердить или опровергнуть комментарии префекта ЦАО Байдакова в его блоге о том, что "фонари на протяжении всего времени, что существует бульвар, менялись неоднократно, в том числе и в советское время". Имеет ли префект точные данные об этом? http://baidakov-s-l.livejournal.com/74204.html Посмотрим.
Наталья Потапова больше года назад   Изменить
Наталья, это Наталья из музея "Огни Москвы". Помните летом я Вам говорила про московские фонари, что они требуют внимания и защиты. Мы сейчас реализуем исследовательский проект "Фонари Москвы". Цель - собрать в единый каталог все что сохранилось. Параллельно пытаемся решить вопрос сохранности и реставрации фонарей. В парке Горького мы успели отстоять фонари, которые стоят вдоль набережной. За бульварными не уследили. С автором проекта - Ленарой Гадельшиной мы были на приеме в Департаменте топливно-энергетического хозяйства Москвы у Евгения Викторовича Склярова. Он нас услышал, просил, чтобы мы ему сбрасывали информацию о сохранившихся фонарях. Со своей стороны обещал, что выявленные нами фонари будут отреставрированы. Поэтому будет хорошо, если Архнадзор поможет нам в выявлении фонарей, требующих реставрации или находящихся под угрозой уничтожения. В настоящее время мы очень переживаем еще за несколько объектов: два торшера (похожих на уничтоженные с Тверского бульвара) стоят на Ленинском проспекте, д. 18., 6 колонн образца 1913 года стоят у памятника Москва-Петушки. Две являются частью памятника, остальные совсем ничем не защищены от сборщиков металлолома.
Наталья Потапова больше года назад   Изменить
За продвижением проекта "Фонари Москвы" можно следить на сайте конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире", там же можно оставить информацию о московских фонарях. Надеемся на помощь! http://museum.fondpotanin.ru/diaries/detail/16766/17222/diary/
Х на месте памятника на самом деле не на его месте. Просто в геометрическом центре верхней площадки, разбитой по проекту 50-х годов ХХ века. На фото начала того же века видно, что раньше боковая аллея, которая сейчас заканчивается у детской площадки, продолжалась почти до Тверской улицы параллельно главной. Бульвар в месте примыкания к Тверской был шире и памятник стоял по центру площадки совсем другой формы и месторасположения. Куды табличку-то (новую Хэ) лепить? Как по правде или туда где была уже. В целом, довольно странно, что памятники садово-паркового искусства (бульвары) находятся на балансе Дирекции жилищно-коммунального хозяйства. Где коммунальное хозяйство, а где садово-парковое искусство - ничего ведь общего. То, что фонари, во всяком случае плафоны, уже менялись с 50-х годов видно даже по фото, приведенным в статье. Конусовидная форма и чугунные (? темные на фото) "шишечки" на макушке фонарей 50-х и бочкообразные плафоны фонарей, сфотографированных в 2009 визуально отличаются. Новый пятирожковый фонарь комично тонконог, тут не поспоришь.
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Конечно же, фонари Минкуса на своем веку пережили разные стихийные и вандальные воздействия, и вряд ли могли дойти до нас в совершенно неизменном виде. Стеклянные плафоны, конечно, страдают в первую очередь. Если пройтись по бульварам, можно увидеть, например, у Яузских ворот фонари-инвалиды, у которых даже рожков неполный комплект. Но это повод для реставрации, а не для замены чем-то совершенно несусветным.
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Нам поступил ответ из Мосгорнаследия на запрос, касающийся охраны Бульварного кольца как памятника регионального значения. Из этого документа следует, что для Тверского бульвара предмет охраны до сих пор не определен. Его разработка за счет средств города планируется только в 2013 году. Поздно. Остались, как говорится, от козлика рожки, да ножки... Кроме того, Мосгорнаследие сообщает, что выдало планово-реставрационное задание "на разработку научно-проектной документации для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия", а потом согласовало проектную документацию в рамках хозяйственной деятельности "учитывая отсутствие утвержденного предмета охраны". То есть проект разрабатывался как бы на работы по сохранению памятника (правда, непонятно, что сохраняем, учитывая отсутствие предмета охраны), а работы все равно оказались в рамках хозяйственной деятельности. И Мосгорнаследие с этим согласилось. Результат налицо.
Со 2-й половины декабря мне начали приходить письма в ответ на электронное обращение в Прав-во Москвы. В основном из МВД и префектуры. Здесь вроде нельзя разместить сканы, могу выслать их по почте. Если кратко и по-русски, то это по сути отписки, сведение вопроса к нулю. Но есть и немного информации: 1. фонари были переданы по акту на склад ГУП "Моссвет"; 2. с ООО "Риллен" был заключен договор авторского надзора на соответствие работ проекту. Хотя, если проект был на "хозяйственную деятельность", то это ни о чем. А есть ли у вас возможность привлечь экспертов для независимой экспертизы по вазонам?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *