Домик-раскраска
Наталья Самовер
Лето – пора ремонтов. Город так спешит реализовать программу ремонта фасадов, которая в этом году, наконец-то, распространилась на многоквартирные дома-памятники, что мы только и успеваем фиксировать, как из лучших побуждений фасадам исторических зданий наносится самый разный ущерб, вплоть до уничтожения уникальных элементов декора.
Очередная скандальная история благополучно завершилась на днях. Дом Правительства на улице Серафимовича, 2 – знаменитый трифоновский Дом на набережной, памятник регионального значения, построенный в 1928-31 гг. на стыке конструктивизма и ар-деко, все-таки не будут огламуривать жизнерадостными розовыми деталями.
Работы по покраске, не соответствующей утвержденному колористическому паспорту, остановлены. 24 сентября на совещании с участием представителей Мосгорнаследия, Совета дома и подрядной организации принят «нулевой вариант» — вернуться к существующей цветовой гамме, то есть выполнить обычный косметический ремонт, освежить покраску, ничего принципиально не меняя. Уже порозовевшие цоколи, пилястры и карнизы перекрасят.
Дом на набережной сохранит облик, который он приобрел в 90-х годах в результате предыдущего ремонта, когда на его фасадах, до того однотонно серых, появился произвольно выбранный коричневатый цвет. Научной реставрации пока не предвидится по очень простой причине – нет соответствующего проекта. Невероятно, но самый знаменитый жилой дом Москвы оказался совершенно неисследованным!
Из публикации в публикацию кочует информация о том, что архитектор Борис Иофан замышлял сделать свое произведение темно-красным, под цвет стен Кремля и расположенных неподалеку кирпичных корпусов фабрики «Красный Октябрь». Однако штукатурка с гранитной крошкой показалась государственному заказчику слишком дорогой. Второй авторский вариант – желтый с использованием подольского песка, был отвергнут из опасения, что светлые фасады быстро закоптятся от дыма из труб соседней электростанции. И, в конце концов, дом окрасился в «цвет золы». Так пишут. А что это за цвет золы? На старых черно-белых фотографиях оттенок не разобрать. Еще пишут, что уже во второй половине 30-х Дом Правительства все-таки несколько осветлили, но и о том, что представлял из себя этот второй оттенок серого цвета, мы можем только гадать. Чтобы узнать это наверняка, требуется произвести реставрационные зондажи, которые проектом косметического ремонта, конечно, не предусмотрены. Город исследования не финансирует. Между тем, в ходе нынешнего ремонта случайно было сделано любопытное открытие – на пилонах в арках, обращенных к реке, обнаружена декоративная терразитовая штукатурка неожиданного ярко-рыжего цвета со слюдой.
Дом на набережной таит в себе еще много архитектурных загадок, его исследование впереди. А пока мы с удовлетворением констатируем, что удалось избежать радикального искажения его облика. Нет, даже не облика, а образа, потому что цвет этого дома – не какой-то случайный элемент, который может быть предметом дискуссий, а часть его истории.
А тем временем на другом берегу Москва-реки, практически напротив Дома на набережной, продолжает неустанно трудиться над украшением облика столицы и сохранением культурного наследия Министерство обороны Российской Федерации.
Более полугода в знаменитом Доме Наркомата обороны, построенном в 1934-38 гг. по проекту Льва Руднева, шел ремонт. Это вам не какая-то городская программа ремонта фасадов; тут военный объект, и хозяйничает на нем по своему разумению федеральное ведомство. Интерьеры здания выпотрошили, со двора появилась небольшая пристройка, похожая на лифтовую шахту.
И вот, наконец, к концу лета памятник архитектуры регионального значения предстал в новой, доселе небывалой красе. Еще недавно мы видели его таким: трехэтажный стилобат цвета светло-серого гранита, такие же полосы граненых квадров на башне, лес светло-серых обелисков по периметру крыши, порядком запыленные стены цвета желтого песка, белокаменный рельеф над входом…
Теперь Дом Наркомата обороны преобразился. Главным в его облике стал грубый и жесткий цветовой контраст. Все, что было светло-серым, приобрело темный цвет асфальта с тяжелым бурым оттенком. О некогда едином сером стилобате напоминают только цоколи и гранитные детали парадного крыльца.
Контрастные полосы рассекают силуэт башни, как боевая раскраска — лицо бойца спецназа.
Светотеневая игра «бриллиантового» руста погасла, здание больше не сливается с облаками светлой гребенкой своих обелисков, устрашающая зубчатая корона на фоне неба кажется совершенно черной.
Экзотический полосатый окрас рудневского здания не говорит, а прямо-таки кричит о том, что является продуктом не научного исследования, а чьего-то весьма нестандартного личного вкуса. Так и есть, он появился без согласования с органами охраны культурного наследия. Впрочем, мы все – и простые москвичи, и градозащитники, и городские чиновники – глубоко благодарны Министерству обороны России за то, что обошлось малой кровью. Известно, что в этом ведомстве своя рука – владыка. Могли ведь и маскировочную окраску зданию придать. А что? Вышло бы стильно…
13 комментариев