Уничтожение и повреждение
Наталья Самовер
На Старом Арбате рабочий день 8 августа начался с того же, чем закончился рабочий день накануне – ЗАО «Строймонтажцентр-2000», игнорируя предписание Мосгорнаследия о приостановке работ, возобновило снос дома Мельгунова по адресу: Арбат, 41. На этот раз полиция, вызванная одновременно местными жителями и дежурными активистами «Архнадзора», сработала оперативно. Экскаватор, успев нанести всего несколько ударов по остаткам исторического здания, отполз в сторону. Похоже, снос действительно приостановлен, и, пока он не возобновился, подведем первые итоги утрат и попытаемся заглянуть в будущее квартала № 176.
Собственно дом Мельгунова (Арбат, 41 строение 1) снесен практически наполовину.
Надворное строение 2 полностью превращено в груду битого кирпича.
Зрелище печальное, знакомое нам по многим местам исторической Москвы, но все же особенно шокирующее именно здесь — на самой туристической улице Москвы. Очередная победа бизнеса над культурой, совестью и здравым смыслом. Разрушение здания, пережившего Наполеоновское нашествие, ради строительства очередного «многофункционального центра» именно сейчас, в год торжественного празднования 200-летия Отечественной войны 1812 года – в этом есть какая-то непонятная, жестокая ирония. Архнадзоровцы, диггеры, жильцы окрестных домов и просто гуляющие по Арбату граждане тщетно пытались найти различия между «новой градостроительной политикой» Собянина и недоброй памяти «старой градостроительной политикой» Лужкова. Различия совершенно не просматривались.
Зато с всей отчетливостью выявилось сходство: снова застройщику — будущая прибыль, а нынешние и будущие неудобства, потери и убытки оставлены на долю его соседей. Необычно то, что среди соседей в данном случае найдется немало людей, располагающих средствами и связями, как минимум сопоставимыми со средствами и связями застройщика. Трудно представить себе, что они легко дадут себя в обиду.
Мощные удары экскаваторного ковша, крушившего стены дома Мельгунова, ощутил на себе и примыкающий к нему жилой дом 43. Родной дом Булата Окуджавы, сам в основе допожарный, дошедший до нас в строгом облике доходного дома начала ХХ века, обладает статусом выявленного объекта культурного наследия, который, как выяснилось накануне, ни от чего его не защищает. 8 августа его жители и арендаторы вместе с представителями «Архнадзора», журналистами и главой аварийно-спасательного отряда «Диггер-спас» Вадимом Михайловым собрались, чтобы осмотреть причиненные ему повреждения.
Подъезжает на служебном «Бычке» бригада сотрудников МЧС. Возмущенные люди окружают спасателей, показывают фотографии свежих трещин, зовут подняться в квартиры, но те не проявляют особенного интереса и заявив, что «и так все поняли», быстро уезжают.
Ну, что же, идем на осмотр сами.
Вот по недавно окрашенной перемычке над дверью магазина на первом этаже пробежала волосяная трещина.
Растрескалась плитка на полу торгового зала.
Директор магазина, в свое время пережившая катастрофическое землетрясение в Нефтегорске, рассказывает, как затрясся пол и заходили ходуном стены, как перепугались сотрудницы, как падал с полок товар, как она сама, выбежав на улицу, в бессильной ярости орала на строителей под рев техники и грохот рушащегося кирпича.
Закон любого землетрясения — чем выше, тем сильнее колебания. В доме Окуджавы шесть этажей.
Бессильная ярость – унизительное чувство, сплотившее обитателей старого, дорогого арбатского дома. Никто не предупредил людей о том, что им придется пережить. Не посоветовал хотя бы закрыть окна. Не позаботился о том, чтобы защитить их от облаков едкой строительной пыли. Старики, молодежь, дети, инвалид-колясочник и даже юноша-маляр, работавший в тот момент на подвеске, – все получили наглядный урок, состоящий в том, что когда «серьезные ребята» делают большие деньги, ничто живое, копошащееся рядом, для них не имеет ни малейшего значения. Чего уж говорить о неживом – о каком-то законе, о какой-то истории, о каком-то Арбате, о какой-то Москве…
Свежие трещины повсюду. На лестничной клетке.
На дверных проемах.
На обоях.
Кафельный пол на чьей-то кухне рассечен ровно по оси.
Раскололась пополам балконная плита.
Отвалился большой кусок штукатурки с наружной части балкона.
Все повреждения здания – выявленного объекта культурного наследия, будут надлежащим образом заактированы. Управляющая компания, жильцы и арендаторы подсчитают ущерб и задумаются об исках к строителям. Прокуратуре города предстоит подумать над тем, нет ли в действиях ЗАО «Строймонтажцентр-2000» состава преступления по статье 243 УК РФ «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры».
Таковы итоги всего лишь одного рабочего дня вандалов. Если снос продолжится, с каждым метром приближения экскаватора с к стене дома 43 воздействие на него будет усиливаться, и состояние ухудшаться. Но это только начало. Центральная часть Арбата замерла в ожидании. Влажные песчаные грунты, на которых покоятся фундаменты старых и новых окрестных домов, чрезвычайно чувствительны к малейшим изменениям гидрологического равновесия. Авторы проекта будущего многофункционального центра, заботясь о его прочности и устойчивости, намерены выкопать глубочайший котлован, чтобы опереть свой фундамент на скальное основание. В грунте на пути подземных вод встанет плотина, и воды в поисках нового пути для стока, неминуемо начнут размывать пески. Где и когда это произойдет, чей фундамент пострадает первым? Дома Окуджавы, примыкающего к стройплощадке справа? Или дома Хованских – памятника федерального значения, расположенного слева?
Или маленького, хрупкого, всемирного известного дома Мельникова – тоже охраняемого законом памятника архитектуры, от которого до будущего котлована отсилы метров пятьдесят?
Или недавно выстроенного роскошного жилого комплекса позади стройплощадки, где, по слухам, обитает руководитель одного из федеральных телеканалов? Или, может быть, последствия предусмотрительности проектировщиков нового здания ощутит на себе управа района «Арбат», расположенная неподалеку на другой стороне улицы?
На сегодня строителями не предпринято никаких мер по укреплению окружающих зданий. И, похоже, они и впредь не намерены принимать на себя ответственность за какие-либо последствия своей деятельности. Во всяком случае жильцы в ответ на свои жалобы уже услышали от представителя подрядчика: «Что вы мне рассказываете, что появились какие-то трещины! Это всё так и было».
P.S. Опрошенные «Архнадзором» специалисты в области недвижимости охарактеризовали ситуацию, которая складывается в квартале № 176 как довольно неблагоприятную.
Средняя цена квартир в зданиях, окружающих стройплощадку, сегодня колеблется от 1,7 до 4,2 млн. долларов в зависимости от дома, но в ближайшие месяцы ничего хорошего владельцам этой недвижимости ожидать не стоит. Соседство с шумной и пыльной стройплощадкой наверняка отпугнет покупателей, предупреждают риэлторы. Особенно неприятные перемены ожидают жителей домов по Кривоарбатскому переулку, который на время стойки будет использоваться для движения (возможно, круглосуточного) тяжелой строительной техники – самосвалов, бетономешалок и проч., а после сдачи многофункционального комплекса в эксплуатацию станет единственным путем въезда и выезда в подземный паркинг нового объекта. Учитывая будущую емкость этого паркинга – 72 машиноместа, то, что основное движение машин в объектах такого рода происходит днем, в рабочее время, и то, что доступ в паркинг будет возможен только через территорию элитных жилых комплексов по Кривоарбатскому переулку 8 строения 1 и 2, жителям этих домов, похоже, придется навсегда забыть о тишине и комфорте. Падение стоимости их недвижимости в связи с этим специалисты оценивают не менее, чем в 10 процентов. Прибавим этому потери видовых характеристик и ухудшение инсоляции квартир. Пятиэтажный объем нового здания (добавим к этому неизбежный технический этаж) заслонит солнце своим старшим элитным собратьям, а место вида на Старый Арбат в их окнах займет вид на заднюю часть чужого здания, которая, скорее всего, не будет обладать выдающимися архитектурными достоинствами. В денежном выражении потери обладателей (раньше можно было бы сказать «счастливых обладателей») квартир в этих домах оцениваются в 10-12 миллионов рублей. При условии, конечно, что не даст себя знать геологический фактор – если дома не затрещат в результате разрушения фундаментов, но надежда на столь благостное развитие событий довольно слаба. Дом Окуджавы уже начал испытывать физические деформации в результате сноса своего соседа – дома Мельгунова. То ли еще будет…
P. P. S.
17:20 09.08.2012 МОСКВА, 9 авг — РИА Новости.
5 комментариев