Кремль не сразу строился …
Наталья Самовер, Евгения Твардовская
Не успела общественность переварить новость о реконструкции 14-го корпуса и строительства хозблока в Тайницком саду, как на глазах у изумленной публики по обе стороны Кутафьи башни Кремля появился высокий металлический забор.
Аккурат под занавес 36-й Сессии ЮНЕСКО в Петербурге. Никаких информационных щитов, конечно же, нет. Что происходит за забором? Кассовые киоски переведены в Александровский сад. Трехметровая ограда фирменного «кремлевского» цвета кажется непроницаемой, однако сквозь щели и дырки, поверх забора и с моста, ведущего к Троицкой башне, можно рассмотреть стройплощадку. С южной стороны, на месте бывших камер хранения из бетонного основания вовсю растет вверх некий монолитный каркас.
С северной стороны из-за ограды доносится грохот – гидравлический молот бодро крушит асфальт и все, что находится под ним.
Работа кипит. Очевидно, что к памятнику архитектуры федерального значения, части объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО сооружают пристройку. Как известно, у Кремля как объекта ЮНЕСКО нет буферной зоны, которая могла бы защитить его. Но территория вокруг него – охранная зона по российскому законодательству. И если от согласования с Парижем еще можно было бы попытаться уклониться, то уж согласование с национальными органами требуется однозначно. Причем полномочия по охране стен и башен Кремля и Александровского сада принадлежат не Москве; ввиду особой значимости объекта они переданы Министерству культуры. Архнадзор отправит запрос в ведомство, чтобы узнать, согласованы ли работы, и если да, то появления чего нам следует ждать?
А пока на эту тему можно только рассуждать. Может быть, происходит регенерация? Но если какие-то постройки возникнут с двух сторон башни, это будет прямым искажением исторических реалий. Такого здесь не было никогда. Хотя домик, примыкавший к Кутафье башне, действительно существовал.
Но вот иначе как «мерцающим» его не назовешь. Он то появлялся, то опять исчезал. То возникал справа от башни, то слева. Датой его рождения считают 1867 год. Тогда из Кутафьи башни был устроен сквозной проезд на Манежную улицу и заложены боковые арочные проемы. По информации Большой Российской энциклопедии за 1992 год, здание, именовавшееся, как положено предмостной башне, кордегардией, построили с южной, то есть с правой стороны от башни. Однако на одной из фотографий, ориентировочно датированной 1902-м, скромный домик ютится все-таки с левой – северной — стороны.
Простояло первоначальное здание, по историческим меркам, недолго – несколько десятилетий. Еще до Октябрьской революции Кутафью башню очистили от всяких пристроек. Вот на фотографии 1905 года еще можно разглядеть скромный домик с трубой и двускатной кровлей.
А вот на фотографии, сделанной, судя по присутствию линий электрического трамвая, после 1907 года, его уже нет.
С переездом в Москву большевистского правительства Кремль возвращает себе значение крепости, настороженной, готовой к обороне цитадели власти. Снесенную недавно кордегардию снова отстраивают – также слева от Кутафьи башни, но уже в виде гораздо более презентабельного кирпичного здания, стилизованного под XVII век.
Век этой постройки оказался еще короче, чем ее предшественницы. Фотографии, снятые перед Великой Отечественной, фиксируют здание на противоположной – правой, южной стороне от Кутафьи башни. При этом фасады «перелетной» кордегардии удивительным образом остаются неизменными. Автором последней версии загадочного здания стал известный архитектор-реставратор Николай Дмитриевич Виноградов. Его произведение простояло рядом с Кутафьей башней до 1976 года. Среди наших читателей наверняка есть те, кто его помнят.
Со стороны Александровского сада здание было двухэтажным. В последние десятилетия его существования там располагалось бюро пропусков и экспедиция, где принимали челобитные от граждан на имя генсека и остальных советских лидеров, заседавших в Кремле. Судя по воспоминаниям очевидцев, было и специальное окно, куда подавали пакеты со спецпочтой люди в форме. Это одно из последних фото кордегардии возле Кутафьи башни, сделанное в 1975 году.
Как сообщает путеводитель по Кремлю 1990-го года (составитель Пелевин Ю.А.): «В 1976—1977 годах башню отреставрировали, разобрали кордегардию, восстановили боковые арочные проемы и двухцветную окраску стен». Похоже, впрочем, что разобрали только верхний этаж здания, находившийся на одном уровне со входом в Кутафью башню. Нижний ярус, примыкавший с юга к подножию башни, очевидно, уцелел.
Несколько лет Кутафья башня простояла открытой со всех сторон.
Потом на мощеных площадках рядом с ней появились пластиковые кассовые киоски, а на уровне Александровского сада – камеры хранения для посетителей Кремля. Помещение, в котором они располагались, скорее всего, представляло собой сохраненный первый этаж Виноградовской кордегардии. На этом месте сейчас и идет строительство.
Вопрос – по какому проекту оно осуществляется? Кто его заказчик, кто автор, и кем он согласован? Ожидать ли очередной реинкарнации советской кордегардии, или вместо нее появится современный стеклобетонный куб? Будет ли он единственной пристройкой к Кутафье башне, или памятник возьмут в клещи два современных объема? Какой высоты будет новострой? Как он будет использоваться?
Москвичи, как водится, увидят уже результат. ЮНЕСКО тоже ожидает сюрприз и, скорее всего, неприятный.
P.S. Уже после того, как эта статья была опубликована в блоге «Архнадзора» удалось разыскать информацию, проливающую свет на происходящее за красным забором.
В 2006 г. Регламентная комиссия Градостроительн
Необходимость строительства новых КПП объяснялась желанием ускорить процесс допуска в Кремль посетителей шоу в Государственном Кремлевском дворце, с досмотром которых не справляется существующий КПП внутри Кутафьи башни. «Зрители стоят часами в очередях, для того чтобы попасть во дворец, — рассказывал позднее Управляющий делами Президента Владимир Кожин. — Об этой проблеме знали и думали, как сделать так, чтобы ее решить. Мы находимся в уникальной охранной зоне, поэтому все мероприятия, связанные со строительством, должны согласовываться».
Действительно, на момент рассмотрения в 2006 году этот проект, противоречивший как национальному законодательству, так и международным обязательствам России по Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия, уже был согласован НИИиПИ Генплана, Москомнаследием, ЭКОСом, и даже более мелкими городскими структурами окружного и муниципального уровня. Вот только согласование ЮНЕСКО в этом списке не значилось.
Однако дальше обсуждения проекта дело долго не двигалось. Российские специалисты противились его реализации, призывая Управление делами президента найти другое решение проблемы безопасного доступа в Кремль, не сопряженное с искажением облика памятника.
И вот в мае 2012-го Федеральная служба охраны любезно предупредила граждан о предстоящей «реконструкции пункта пропуска в Кремль через Кутафью башню». В подробности спецслужба вдаваться не стала, сообщив только, что работы планируется завершить в сентябре.
Стройка идет полным ходом, грохочет гидромолот, урчит бетонно-растворный узел, суетятся гастарбайтеры. К сентябрю 2012 года объект Всемирного наследия «Кремль и Красная площадь» прирастет двумя стеклянными объемами, пристроенными к башне 1516 года.
То-то ЮНЕСКО обрадуется.
8 комментариев