Россия и Всемирное наследие
или Кому он нужен, этот авангард?
Наталья Самовер
В начале декабря 2011 г. в Париже завершила работу 17-я Генеральная Ассамблея ICOMOS (International Council for Monuments and Sites) – старейшей и самой крупной международной организации, занимающейся сохранением наследия. Встреча прошла в преддверии 40-летия Конвенции об охране Всемирного наследия (1972), с которой ICOMOS тесно сотрудничает, осуществляя экспертизу объектов, претендующих на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В работе Генеральной Ассамблеи приняло участие рекордное число специалистов – 1219 человек из 106 стран и 77 национальных комитетов. Мероприятие патронировалось на высшем уровне: президентом республики Николя Саркози, важнейшими профильными министерствами Франции и директором ЮНЕСКО болгаркой Ириной Боковой. В знак особой важности этого события для заседаний было предоставлено знаменитое модернистское здание ЮНЕСКО, построенное в историческом центре Парижа в 1957 году.
Одним из финальных аккордов международного форума является принятие резолюций, служащих руководством к срочным оперативным действиям. Так, на 17-й Генеральной Ассамблее ICOMOS было принято 46 резолюций. Обратим внимание на специальную резолюцию № 24 (Resolution 17GA 2011/24 – Heritage of the Russian Architectural Avant-garde), подготовленную Международным научным комитетом ICOMOS по сохранению наследия ХХ века. В ней содержится призыв к властям России принять срочные меры по спасению архитектурного наследия русского авангарда. В первую очередь речь идет об объектах, находящихся в Москве.
Отечественная пресса и официальные российские инстанции этого события не заметили. Восполняя этот пробел, мы публикуем полный текст резолюции в неофициальном переводе:
«17-я Генеральная Ассамблея ICOMOS,
принимая во внимание продолжающуюся деградацию всемирно известных памятников русского архитектурного авангарда, поддерживая усилия, предпринятые в предшествующие годы международными организациями, включая ICOMOS, DOCOMOMO, Международный союз архитекторов (UIA) и Всемирный фонд памятников (WMF), для предотвращения продолжающегося разрушения этого ценного культурного наследия,
подтверждая «Московскую декларацию о сохранении культурного наследия XX века», подписанную ICOMOS, DOCOMOMO и Международным союзом архитекторов в 2006 г.,
обращается к властям России с призывом предпринять срочные действия по сохранению и реставрации всемирно известных памятников русского архитектурного авангарда, включая дом-студию и Клуб им. Русакова Мельникова и здание Наркомфина Гинзбурга, в целях предотвращения их деградации и разрушения».
С момента принятия этой резолюции прошло полгода. Убедившись в отсутствии реакции российской стороны и дополнительно обсудив сложившуюся ситуацию на Исполнительном комитете ICOMOS, его президент Густаво Араоз 25 мая 2012 г. направил на имя министра культуры РФ, мэра Москвы, главы столичного Департамента культурного наследия и президента Российской Академии архитектуры и строительных наук (РААСН) письмо, которое стоит процитировать.
Отметив, что в резолюции Генеральной Ассамблеи «вновь выражена серьезная международная озабоченность судьбой этих всемирно известных памятников архитектуры», он напомнил о том, что, учитывая всемирную значимость архитектуры русского авангарда и конструктивизма 1920-х – начала 1930-х годов и ее крепкие творческие взаимосвязи с архитектурой других стран, «очевидно, что она является не только наследием России, но принадлежит всему человечеству».
«Российские и международные специалисты в течение многих лет пытаются привлечь внимание к тяжелому положению, в котором находятся сокровища русского авангарда», — говорится в письме. В апреле 2006 г. в Москве состоялась международная конференция «Наследие в опасности: архитектура XX столетия и Всемирное наследие», «тем не менее, ICOMOS вынужден с сожалением отметить, что за прошедшие шесть лет не достигнуто никаких значимых результатов, некоторые из этих зданий продолжают оставаться под угрозой необратимой утраты, если немедленно не будут приняты меры к их спасению», — констатирует Густаво Араоз.
В заключение президент ICOMOS вежливо выражет надежду на то, что подъем интереса к теме наследия, связанный с предстоящей 36-ой сессией Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, которая пройдет в июне 2012 г. в России (24 июня — 6 июля, Санкт-Петербург), послужит стимулом для обращения российских властей к проблемам, поставленным в резолюции 17-й Генеральной ассамблеи ICOMOS, и обещает российской стороне любую поддержку со стороны этой международной организации в деле спасения памятников русского авангарда.
Глядя изнутри России, ситуация представляется еще более удручающей. Приходится констатировать, что приближение 36-й сессии Комитета Всемирного наследия пока не вызывает в России никакого подъема интереса к наследию. Более того, о самом этом событии широкая общественность вообще не информирована. Подготовка к сессии ведется в режиме секретности, аккредитация наблюдателей со стороны отечественных неправительственных организаций крайне затруднена. Скорее всего, замалчивание предстоящего важнейшего международного форума связано с тем, что Россия снова (в который раз!) окажется неготовой номинировать для включения в список Всемирного наследия новые объекты культурного наследия. Эта позорная для нашей страны ситуация длится уже не первый год. Последний российский объект («Исторический центр Ярославля») был включен в Список Всемирного наследия в 2005 году. С тех пор Россия не нашла на своих просторах ни единого объекта, достойного быть признанным как часть общего культурного достояния человечества. Невнятная мешанина под названием «Российские кремли», недавно отвергнутая экспертами ICOMOS, – не в счет. Между тем, звучащие много лет призывы специалистов номинировать в качестве Всемирного культурного наследия группу хрестоматийных памятников русского авангарда, включая упомянутые произведения Мельникова и Гинзбурга, упорно игнорируются Министерством культуры и Российским комитетом Всемирного наследия.
Назовем и еще несколько потенциальных номинаций, которые обсуждаются в последние годы. Помимо упомянутых памятников русского авангарда, это произведения В.Г. Шухова, находящиеся в Москве и в Нижегородской области, станции первых очередей Московского метрополитена, ансамбль ВСХВ-ВДНХ, «сталинские» высотные здания Москвы и город-остров Свияжск под Казанью. Необходимо также исправить ошибку, допущенную при включении в 1992 г. в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО объекта «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля», в состав которого не был включен выдающийся памятник — Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.
В этом году России выпала честь принять у себя 36-ю Сессию Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, а вот похвастаться ей, похоже, будет нечем. Острые проблемы реставрации Преображенской церкви в Кижах, новое строительство в историческом центре Ярославля, сносы и стройки в центре Санкт-Петербурга, планы нового строительства в Московском Кремле, прокладка автомобильной дороги возле храма Покрова на Нерли… Даже ранее принятые нашей страной международные обязательства по сохранению объектов Всемирного культурного наследия исполняются через пень-колоду.
До авангарда ли тут?..
11 комментариев