Пятнадцать новых памятников

Правительство Москвы своим решением от 27 марта 2012 г. включило пятнадцать памятников в реестр объектов культурного наследия, а также утвердило их границы и режимы охраны. «Обращаю внимание, именно такой комплексный подход должен стать стандартным в деле охраны памятников архитектуры», — подчеркнул в связи с этим мэр Москвы Сергей Собянин.

Среди «именинников» два объекта, за сохранение которых неустанно бился «Архнадзор», – палаты Гурьевых и Дом Сысоева (Дом с кариатидами).

Представляя общественности новые объекты культурного наследия регионального значения, Мосгорнаследие разделило их на четыре группы:

1. Объекты, содержащиеся в хорошем состоянии, сохраняющие подлинное декоративное оформление интерьеров. Это в основном особняки рубежа конца XIX – начала XX вв.:

— Доходный дом («Дом с рыцарем») М.О. Эпштейна, 1912 г., архитектор В.Е. Дубовский (Гусятников пер., 11);

— Городская усадьба Латышевых-Бахрушиных-Бардыгиных (главный дом, служебный корпус, флигель, каретный сарай, оранжерея, ограда с воротами, парк и малые архитектурные формы), XIX в., 1911 г., архитекторы А.В. Иванов, К.К. Гиппиус, И.Т. Барютин, С.Ф. Воскресенский (Воронцово Поле, 6-8). Ныне посольство Индии;

— Городская усадьба А.В. Маркина (главный дом и ограда), 1904-1905 гг., архитектор П.В. Харко (Вадковский пер., 7/37). Ныне эту усадьбу занимает Представительство Святого престола, иначе говоря посольство Ватикана в России;

— Городская усадьба Р.И. Гесте (главный дом, хозяйственный флигель, ограда и сад), начало XX в., архитектор С.С. Шуцман (Спиридоновка, 13);

— Городская усадьба, XIX в. – XX в., архитекторы С.А. Елагин, В.А. Мазырин и А.Н. Зелигсон, дом, в котором жил, работал и в 1862 г. умер известный композитор и театральный деятель А.Н. Верстовский (Хлебный пер., 28);

— Городская усадьба М.К. Морозовой с главным домом 1818-1822 гг., 1840-х гг.,1898 г.,1914 г., архитектор И.В. Жолтовский (Пречистенский пер., 9, стр. 1). В этом доме в 1910-х гг. проходили заседания Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева, в салоне хозяйки бывали: П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А. Белый, Б.Л. Пастернак, С.Н. Трубецкой и др. Ныне здание занимает посольство Дании в России.

— Городская усадьба Я.А. Рекка (главный дом и ограда), начало XX в., архитектор Г.А. Гельрих (Большая Никитская, 56, стр. 1). Ныне резиденция посла Египта;

— Флигель особняка С.Т. Морозова, 1893-1898 гг., архитектор Ф.О. Шехтель (Спиридоновка, 17, стр. 2). При этом главный дом, дворовая скульптура и ограда с решеткой, сооруженные по тому же проекту Шехтеля, поставленные на охрану еще в 1974 году, имеют статус объекта культурного наследия федерального значения и охраняются в качестве единого ансамбля.;

— Городская усадьба А.П. Карамышевой — Доходное владение К.Е. Ценкер (главный дом и флигель), конец XVIII в. 2-я половина XIX в., архитектор Б.В. Фрейденберг (Рождественский бульвар, д. 16, стр. 1).

2. Захоронение членов семьи П.М. и С.М. Третьяковых на Даниловском кладбище (могила № 24, участок «Стрелка»).

3. Объекты, по которым собственником проведена или планируется реставрация:

— Доходное владение И.И. Поздеева (главный дом (в основе — главный дом усадьбы В.Н. Никитина, 1830-е гг.) и ограда с воротами), 1892 г., архитекторы И.И. Поздеев и Ф.Л. Контрим, по адресу: Нащокинский пер., 4. Реставрация этой усадьбы недавно завершена.

— Главный дом городской усадьбы А.И. Ломова – И.П. Брашнина (Малый Дровяной пер., 5). Здесь в 1890-х годах у своего последователя И.П. Брашнина неоднократно бывал Л.Н. Толстой. Собственником планируется реставрация здания и реставрационное восстановление флигеля усадьбы.

4. Объекты, по которым требуется срочное решение Правительства Москвы в связи с угрозой сохранности зданий, вызванной техническим состоянием объектов или частными инвестиционными интересами:

— Доходный дом,1908 г., архитектор В.И. Мясников (Вознесенский пер., 11, стр. 3), известный как городская усадьба Соколовых – Сибиряковых. «Сохраняет оформление фасадов в стилистике раннего модерна, пространственно-планировочную структуру интерьеров. Инвестором, несмотря на то, что здание отнесено к объектам культурного наследия, и на отказ Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, продолжает прорабатываться вопрос о сносе объекта», — отмечается .в пресс-релизе Мосгорнаследия.

— Жилой дом, 2-я пол. XIX в. (Печатников пер., 7) – знаменитый Дом с кариатидами, сохранивший лепное оформление фасадов и интерьеров, находящийся в аварийном состоянии и нуждающийся в срочной реставрации. К сожалению, соседний дом под №5, образующий единый ансамбль с Домом с кариатидами по-прежнему остается незащищенным.

— Городская усадьба по адресу: Потаповский пер., 6 (главный дом с палатами и флигель), конец XVII в. – XVIII в., XIX в. – ХХ в. известная нашим читателям как палаты Гурьевых. Здесь в 1845-1859 гг. помещался пансион пастора Л. Эннеса, в котором учились врач С.П. Боткин, историк В.И. Герье, преподавали: фольклорист А.Н. Афанасьев, экономист И.К. Бабст, математик А.Ю. Давидов. В начале ХХ века в бельэтаже главного дома находилась роскошная квартира кондитерских фабрикантов Абрикосовых. «Сохраняет уникальное по своей ценности убранство интерьеров. Здание в аварийном состоянии, нуждается в срочной реставрации», — констатирует Мосгорнаследие.

По словам Николая Переслегина — советника главы Мосгорнаследия Александра Кибовского, «этой позитивной новости предшествовала колоссальная работа с экспертным сообществом, общественностью, пользователями и собственниками исторических зданий. Переговорный процесс был непростым: были и есть те, кто очень не хотел, чтобы эти знаковые с архитектурной и исторической точек зрения постройки обрели статус объектов культурного наследия и стали бы защищены государством от незаконных посягательств».

Что верно, то верно. Оглянемся назад и вспомним, какой путь мы прошли.

Палаты Гурьевых, имевшие статус выявленного объекта культурного наследия, сгорели (скорее всего неслучайно) в ночь на 18 декабря 2009 года. А 22 декабря печально известная Расстрельная комиссия под руководством Владимира Ресина, идя навстречу просьбе инвестора, рекомендовала Правительству Москвы лишить погорельца охранного статуса. И началась борьба. Промежуточным итогом ее стало упразднение Расстрельной комиссии и аннулирование ее рекомендаций, но до спасения уникального памятника было еще далеко.

В феврале 2010 г. мы проводили пятидневное эстафетное пикетирование поврежденного пожаром здания и собирали подписи в его защиту. Нами была подготовлена передвижная выставка, посвященная истории и культурной ценности этого дома, которая была показана в частной галерее «Пространство», в Московском архитектурном институте и на историческом факультете МГУ им. Ломоносова. Известный тележурналист Андрей Лошак снял в страшных декорациях полуразрушенного здания 9-минутный игровой фильм-мокьюментари, горькую шутку о жизни, цепляющейся за существование вопреки невыносимым условиям.

Впервые в Москве рядовому гражданину — активисту «Архнадзора» Федору Богатыреву, удалось инициировать судебный процесс о признании незаконности бездействия Москомнаследия, которое месяцами ничего не предпринимало в защиту памятника. Иск не был удовлетворен судом, но результатом процесса стала активизация городского органа охраны памятников.

 

Между тем здание и его интерьеры стремительно разрушались. Только в канун Нового 2011 года на палатах Гурьевых появилась временная кровля, сооруженная на средства города. Полноценные реставрационные работы не начаты до сих пор. Здание ждет ответственного инвестора, который сумеет осознать его исключительную ценность и восстановит его как памятник архитектуры.

Все этапы борьбы за спасение палат Гурьевых можно проследить по нашему сайту и блогу:

18 декабря 2009 г. – Потаповский. 6…

23 декабря 2009 г. – Отказываюсь верить

29 января 2010 г. – Именем Ресина

17 февраля 2010 г. – Признаков наследия не обнаружено

24 февраля 2010 г. – Дежурные по палатам

2 марта 2010 г. – Спешите видеть

29 марта 2010 г. – Великий почин

2 апреля 2010 г. – Ответчики не явились

6 апреля 2010 г. – А вы смогли бы?

7 апреля 2010 г. – Человек и закон

20 апреля 2010 г. – Хроники ледяного дома

30 апреля 2010 г. – Судитесь сами

19 июня 2010 г. – Эти летние дожди

24 июня 2010 г. – Концепция реставрации…

26 августа 2010 г. – Шаг вперед

1 мая 2011 г. – У непарадного подъезда

Требования сохранения палат Гурьевых и Дома с кариатидами включалось в резолюции митингов 6 февраля и 11 декабря 2010 г., 1 октября 2011 г. На имя мэра Москвы Юрия Лужкова неоднократно направлялись обращения. Упоминали эти адреса мы и в рекомендациях новому руководству города.

Дом с кариатидами – наш любимец. Именно активистам «Архнадзора» удалось летом 2009 года остановить его разрушение и совместно с милицией и инспекцией Москомнаследия изгнать загадочного инвестора-самозахватчика. Но с тех пор для чуда работы лепщика Сысоева настало безвременье. Раскуроченный дом, открытый всем ветрам, — выявленный объект культурного наследия, собственность города, погибает на глазах у всей Москвы. Мы часто навещали его, забивали окна и двери, которые снова и снова кто-то взламывал, и однажды даже откопали домик из-под огромного снежного сугроба, таяние которого грозило окончательно добить его слабый фундамент.

Лишь недавно Мосгорнаследие заговорило о возможном включении Дома с кариатидами в перспективную программу «метр за рубль», которая поможет подобрать для него ответственного, культурного арендатора. Главное, чтобы лепнина на отсыревших стенах и потолках продержалась до того момента, когда в дом наконец-то войдут не вандалы, а реставраторы…

25 июня 2009 г. – Дом с кариатидами

17 июня 2009 г. – Печатников, 7

3 июля 2009 г. – Дом Сысоева

28 марта 2011 г. – Про кариатид, дворников … и про людей

И усадьбу Соколовых – Сибиряковых в Вознесенском переулке «Архнадзор» годами держал на контроле. В январе 2012-го активисты появились вовремя, успев остановить разрушителей

Сегодня мы рады и благодарны Правительству Москвы за его долгожданное решение. Пятнадцать прекрасных исторических объектов отныне защищены от самого страшного – прямого сноса. Но судьба наследия в нашем городе нелегка. Никакие охранные статусы никогда не спасут наши памятники, если этого не захочет само общество – не только активисты-градозащитники и тихие эксперты, но и богачи, покупающие исторические здания, и совсем скромные бизнесмены, снимающие маленькие помещения и приспосабливающие их для своих нужд, и огромные федеральные музеи, прирастающие новыми корпусами, теснящими старый город, и простые горожане, для которых Москва – их среда обитания, то есть нечто более важное, чем собственность или место работы. Мы – очень разные, но мы все мы – москвичи, Москва – наш город, ее наследие – наше наследие.

5 комментариев

Да, новость очень радостная! Вот только дом без хозяина - не выживет. Пора уже по аналогии с приютами для домашних животных, создавать какие-то центры поддержки пустующих и заброшенных памятников. Пока закон не изменят так, чтоб инвесторам стало выгодно сохранять и реставрировать - ситуация радикальным образом не изменится. Призывы к совести и самосознанию не помогут.
А что со зданием Некрасовки на Тверскоми гостиницы Центральной ?? Пока всё-то осталосчь в центре, как было так и осталось, а уже два года прошло !! Полное запущение и плитку и тротуары не делают...наелись ! Неужели в районе Пушкинской - ждут пока всё само разрушится ? И не надо реставрировать Зато порадовало, если так можно сказать...Геликон пока не строится....Котлован и два рабочих ??...Видно там проблемы с коммуникациями ?
Объектом культурного наследия надо объявлять все здания старше, например, 50 лет, а не отдельные здания. Предметом спора может быть только эта цифра и методы сохранения оставшихся зданий. А то получается так, что снесут здания, которые не относятся к наследию, а те здания, на которых прикрепят табличку "охраняется государством, развалятся сами. А от старой Москвы останутся одни новоделы и Красная площадь.
Ещё хочется добавить маразм нового правительства Москвы, а точнее сегодняшнего Москомнаследия. Там есть телефон горячей линии. Горячая линия по вопросам сноса или повреждения исторических зданий +7 (916) 146-53-27 (круглосуточно) Я попытался туда позвонить с криком о помощи. Сообщил,, что отваливается (висит на волоске, ещё можно спасти) элемент декора (маскарон) фасада здания , на котором висит табличка, что оно "охраняется государством". На это мне ответили, что они реагируют только на незаконные работы, а если что-то разрушается само, то это их не касается. Даже записывать не стали. Если кто-то сможет, повлияйте на это дубовое москомнаследие. P.S. Но я догадался (появилась версия), почему так работает эта контора. Если бы там были рабочие, то было бы с кого взять мзду (взятку, называйте как хотите). А когда отваливается что-то или разваливается само, то и брать не с кого.
Хочется добавить про плитку (собянку, Собянин себя уже увековекчил). Из-за этой плитки портятся фундаменты домов. Это мнение многих архитекторов и строителей. Собянин убрал асфальт с тротуаров, который являлся отмосткой, спасающей фундамент от дождевой и талой воды. Теперь вода стала вымывать фундаменты. Не хочется думать, что это вредительство или желание властей сломать весь центр. Вода стала поступать в подвалы. Нет, чтобы открыть горячую линию со сбором адресов, для изменения ситуации. Таблички «охраняется государством" зачастую присутствуют.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *