Конец порочной практике?
Заявление Координационного совета ОД «Архнадзор»
«Расстрельный дом» и дом Быкова: от края пропасти к реестру объектов культурного наследия. Действующие лица и исполнители.
29 февраля 2012 года Комиссия по градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия (ОКН) при Правительстве Москвы вынесла решение о постановке на государственную охрану в качестве объектов культурного наследия регионального значения пяти зданий.
- Дома купца В.Е.Быкова, построенного в 1909 г. знаменитым архитектором Львом Кекушевым (2-я Брестская ул., д. 19/18, стр. 1);
- «Расстрельного дома», или здания Московской Ремесленной Управы XVII-XIX вв., где в 1930-х годах Военная Коллегия Верховного Суда СССР выносила смертные приговоры жертвам политических репрессий (Никольская ул., д. 23, стр. 1, 2);
- Центрального аэрогидродинамического института 1925-1931 гг. (ул. Радио, д. 17, корп. 6);
- Пассажа К.С.Попова – братьев Джамгаровых 1873-1877;1883; 1906 гг., работы архитекторов А.С.Каминского, А.И.Резанова, А.Э.Эрихсона (ул. Кузнецкий Мост, дом 12/3, строение 1);
- Главного павильона Строительной выставки 1933-1934 гг.(1-я Фрунзенская ул., д. 3а, стр. 1).
«Архнадзор» приветствует это событие, но напоминает, что по закону решение о внесении столичных памятников в реестр объектов культурного наследия регионального значения может принять только Правительство Москвы.
Мы надеемся, что соответствующий распорядительный документ не заставит себя долго ждать.
Как и документы по другим выявленным памятникам, годами ожидающим включения в госреестр: Круговому депо Николаевской железной дороги, Синодальному дому на Большой Никитской, гостинице Шевалье в Камергерском переулке, типографии Лисицкого.
Из объектов, обсуждавшихся 29 февраля на градостроительной комиссии, выделяются «Расстрельный дом» и дом Быкова. Отнюдь не только потому, что первый включает в себя палаты XVII века, а второй построен по проекту знаменитого мастера московского модерна.
Оба эти здания, имея статус выявленных памятников, до недавнего времени балансировали на краю пропасти, могли исчезнуть бесследно и смениться бизнес-центрами. Оба они были в одном шаге от лишения охранного статуса. Защитники памятников Москвы: общественники, честные эксперты в области культурного наследия, сотрудники городских органов исполнительной власти — в течение нескольких лет вели за них тяжелую борьбу.
Включение их в реестр объектов культурного наследия станет нашей общей победой.
Мы выражаем в этой связи признательность новому руководству Москвы, потому что без его политической воли подобные решения были бы невозможны.
Мы заявляем в этой связи о поддержке действий нового руководства и сотрудников Мосгорнаследия, готовивших эти решения.
Мы выражаем глубокую благодарность аккредитованным государственным экспертам, выполнившим акты государственной историко-культурной экспертизы, обосновывающие присвоение этим зданиям статуса объектов культурного наследия регионального значения — Андрею Леонидовичу Баталову (по дому Быкова) и Борису Евгеньевичу Пастернаку (по «Расстрельному дому»).
Мы надеемся, что 2012 год станет переломным в судьбе этих памятников. Реставрация «Расстрельного дома» и создание в нем мемориальной экспозиции, посвященной связанным с ним трагическим событиям нашей истории, может стать для Москвы значимым культурным и социальным проектом. Консервация и реставрация дома Быкова может стать лучшим подарком к отмечаемому в этом году 150-летию со дня рождения архитектора Льва Кекушева.
На сайте Мосгорнаследия приведены слова руководителя Департамента культурного наследия Москвы Александра Кибовского:
«Удивительно, что эти здания, несомненно ценные с архитектурной и исторической точек зрения, не были включены в реестр памятников истории и культуры ранее. Мы очень рады, что это многолетнее упущение было исправлено сегодня новым составом Комиссии по градостроительной деятельности».
Нужно четко понимать, что это было отнюдь не «упущение». Совсем недавно, в декабре 2009 года, тогдашнее руководство Москвы совершенно сознательно пыталось снять «Расстрельный дом» и дом Быкова с госохраны по просьбам тогдашних собственников и инвесторов бизнес-проектов, а тогдашнее Москомнаследие занималось подготовкой соответствующих решений. Группа людей, и ныне называющих себя экспертами в области культурного наследия, готовила обоснования этих решений в виде экспертных заключений.
Вопрос о статусе «Расстрельного дома» и дома Быкова 22 декабря 2009 года был вынесен на заседание специальной «Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по вопросам постановки объектов, обладающих историко-культурной ценностью, под государственную охрану». Комиссия эта работала под руководством первого вице-мэра Владимира Ресина (ныне советника мэра Сергея Собянина). На комиссию были представлены «экспертные заключения», обосновывающие необходимость исключения «Расстрельного дома» и дома Быкова из списков выявленных памятников, отрицавшие историко-культурную и историко-мемориальную ценность «Расстрельного дома», объявлявшие инициативу общества «Мемориал» о создании в нем музея политических репрессий «весьма спорной» и «необоснованной», лгавшие, будто все интерьеры дома Быкова «утратили архитектурно-художественное оформление». И т.д. и т.п.
Межведомственная комиссия, основываясь в том числе на этих «экспертизах», приняла решение об отказе поставить «Расстрельный дом» и дом Быкова на государственную охрану в качестве объектов культурного наследия регионального значения. То есть их должны были исключить из списков выявленных памятников. Тем самым открывался «зеленый свет» инвестиционным контрактам и проектам разрушительной перестройки памятников, которая привела бы к почти полной их утрате. После подобных решений Межведомственную комиссию стали называть «расстрельной».
(С подробностями, в том числе документальными, этой позорной страницы истории охраны московского наследия можно ознакомиться здесь: http://www.archnadzor.ru/2010/01/29/imenem-resina )
И только благодаря солидарным усилиям общественных организаций, многочисленным обращениям в органы власти, публикациям СМИ и честному исполнению профессионального долга работниками Контрольного комитета города Москвы, доказавшими незаконность принятия Межведомственной комиссией решений о статусе исторических памятников, снятие с госохраны «Расстрельного дома» и дома Быкова удалось предотвратить. Декабрьское заседание комиссии стало последним, ее деятельность была прекращена, а ее решения октября — декабря 2009 года не были подтверждены распорядительными документами Правительства Москвы. Оба дома сохранили статус выявленных памятников, что и дало возможность новым московским властям принимать сегодня решения о включении их в реестр ОКН регионального значения.
Но люди, обосновывавшие снятие «Расстрельного дома» и дома Быкова с госохраны, продолжают как ни в чем не бывало работать в сфере наследия, решать судьбы других памятников, заседать в научных советах и комитетах и передавать молодому поколению традиции цеха хранителей.
Поэтому мы считаем необходимым назвать некоторые имена. «Экспертные заключения» (их копии имеются в нашем распоряжении), обосновывавшие исключение «Расстрельного дома» из списков выявленных памятников, выполняли в 2009 году В.А. Виноградов (тогда член Федерального Научно-методического совета Министерства культуры, заместитель директора института «Спецпроектреставрация») и Н.В.Каменев (заслуженный деятель искусств РФ, академик Академии архитектурного наследия). Аналогичную «экспертизу» по дому Быкова выполнил тот же В.А. Виноградов.
Мы призываем профессиональные корпорации экспертов, реставраторов, хранителей наследия, в которых они состоят, дать оценку вышеописанным экспертным заключениям и рассмотреть вопрос о возможности продолжать сотрудничество с их авторами.
Мы призываем федеральные и региональные органы государственной власти не привлекать вышеупомянутых лиц к проведению государственной историко-культурной экспертизы в сфере охраны наследия.
И наконец, мы напоминаем, что лучшим средством профилактики от рецидивов подобной «экспертной» практики послужит простая мера, на которой около двух лет настаивает «Архнадзор»: прозрачность государственной историко-культурной экспертизы, публикация всех ее актов, связанных со статусом памятников и осуществляемыми на них проектами. Если бы страна и город заранее знали своих героев, возможно, мы не стали бы свидетелями чудесного превращения памятника архитектуры стадиона «Динамо» в «достопримечательное место» и уничтожения интерьеров «Детского мира».
12 комментариев