Крыши старого города
Александр Можаев
Лубянская площадь, одна из самых «преображенных» площадей исторического центра, преобразилась ещё раз. Инвестору нужны этажи и он, как говорится, работает в этом направлении. Лубянке не привыкать, нам тоже. Все мы знаем эту площадь, всяк москвич бывал здесь по множеству раз, а вот сказать «любим» поди у немногих язык повернётся. Дело не только в невесёлом имидже, но и в архитектурном облике, и в печальном воспоминании о том, что когда-то Лубянка была одной из прекраснейших площадей России.
Нам она досталась не очень красивой. Но как мы знаем, всегда можно сделать ещё хуже.
Дом Орлова-Давыдова на углу Никольской и Лубянки, 12/1, памятен москвичам по старому гастроному, своды и окна которого украшали модерновые мозаики — как недавно выяснилось, работы самого Эдуарда Ниермана, звезды французского ар-нуво, автора знаменитого «Мулен Руж». Согласно реестру Москомнаследия дом имеет статус ценного градоформирующего объекта. В начале прошлого года ЗАО «Веста» начало реконструкцию квартала, ограниченного Никольской, Лубянской площадью, Большим и Малым Черкасским переулками под гостиничный комплекс «Никольский Кемпински». Постановлением Правительства Москвы от 17 июня 2008 г. N 525-ПП инвестору было позволено увеличить площадь реконструируемого объекта до 18400 квадратных метров. Дом 12/1 полностью перепланирован (с условием сохранения интерьеров магазина), также была согласована его надстройка.
На сайте инвестора (холдинг «Руцог Инвест») этажность бывшего четырёхэтажного здания определена самым замечательным образом: «5-6 + верхние технические». На прилагаемом проекте виден один надстраевымый, стилизованный под архитектуру старого фасада этаж и некая мансардная кровля над ним. Общая высота не превышает парапета корпуса над вестибюлем метро. На схеме, выполненной нами полтора года назад, красным обозначены условные габариты обещанной надстройки (с одноэтажной мансардой), синим – технический этаж стоящего следом ТЦ «Шереметьевский». Это так называемый «флагман столичного luxury шоппинга», результат варварской реконструкции бывшего Шереметевского подворья, проведённой в начале 2000-х тем же инвестором. Как видно, выстроенный против согласований технический этаж уже перекрывал вид с Большой Лубянки на Ивана Великого. В этом году «Веста» продолжила корректуру голубых линий Китай-города.
«Безобразный» значит лишенный образа. Современная Москва (и Лубянка в частности) в архитектурном плане является нагромождением довольно случайных элементов, и хаоса в этом больше, чем эклектики. Визуальные связи центральных улиц с Кремлём – напоминание о тех временах, когда образ Москвы был внятен, мудр и прекрасен. Эти связи – важнейшие ориентиры в пространстве и времени, не только позволяющие ткнуть пальцем в сторону дальних куполов и сказать «Кремль там», но и знать, что Москва – всё ещё здесь.
А теперь взгляните на фотографии, сделанные с Большой Лубянки, от Варсонофьевского переулка и Кузнецкого моста: «плюс верхние технические» обернулись двухэтажной (как минимум) мансардой, перекрывшей не только «флагмана», но и Богоявленский собор, и самого Ивана Великого. Надстроено и соседнее здание, формирующее южную часть квартала — доходный дом Калязинского подворья (Б. Черкасский переулок, 3), выстроенный в 1904 году архитектором Г.И.Макаевым и также имеющий статус ценного градоформирующего объекта.
Хорошее слово: «градоформирующий». То есть не само по себе здание, а важный элемент городской конструкции, участвующий в формировании облика и образа города – в нашем случае, небезызвестного Третьего Рима. И разумеется, силуэт важен не менее, чем характер фасадов, особенно, если речь идёт об одной из центральных площадей. Теперь формировать образ будет вот это горбатое корыто шириной в целый квартал. И нет сомненья, что оно будет прекрасно гармонировать со столь же бесформенным образованием противолежащего ТЦ «Наутилус».
«Наутилус» построен в 1998 году. Сейчас на дворе, казалось бы, 2011-й. Ещё один привет от Юриймихалыча.
PS: АН отправил в Прокуратуру и Москомнаследие запрос о проверке наличия необходимых согласований на надстройку, отсутствующую в опубликованном проекте.
1 комментарий