Территория нашей любви

РЕЗОЛЮЦИЯ МИТИНГА В ЗАЩИТУ ИСТОРИЧЕСКОЙ МОСКВЫ,
проведённого общественным движением «Архнадзор» 1 октября 2011 года на Пушкинской площади Москвы.

1. Участники митинга заявляют о поддержке намерений городских властей ограничить новое строительство в центре Москвы и пересмотреть решения о сносе исторических зданий, принятые в 1990-2000-е годы. Но принципы «новой градостроительной политики» должны быть закреплены в официальных документах Правительства Москвы.


2. Результатом отсутствия таких документов стали не прекращающиеся с декабря 2010 года сносы ценных исторических зданий Москвы. Мы требуем официального расследования по фактам уничтожения зданий Хлудовской артели (Кадашевская набережная, 10), Веерного депо Николаевской железной дороги (пр. Комсомольской площади), дома Кольбе (Большая Якиманка, 15/20, стр. 1), флигеля усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских (Большая Никитская, 19/16, стр. 2), дома Феоктистова (Большая Ордынка, 42), дома Виноградова (Большой Козихинский пер., 25), Соборной мечети (Выползов пер., 7), выявления должностных лиц, чьи действия либо бездействие способствовали уничтожению ценных исторических зданий, и наказания виновных.

3. Мы призываем мэра Москвы Сергея Собянина создать городской Совет по проблемам культурного наследия Москвы. Без конструктивного диалога властей с представителями общественных и экспертных организаций, без государственно-общественного партнерства — сохранение столичного наследия невозможно.

4. В контексте принятия решений о расширении территории Москвы, о выводе из исторического центра города административных и деловых учреждений необходимо определить новую основную функцию исторического центра Москвы в будущем. Мы считаем, что краеугольным условием при разработке нового Генерального плана «Большой Москвы» должно стать развитие исторического центра как центра культуры, науки, просвещения, развития туризма и малого бизнеса на основе использования богатейшего потенциала историко-культурного наследия Москвы.

5. Мы считаем необходимым переход от охраны отдельных памятников и ансамблей к комплексной охране исторического города Москвы. Территория исторической Москвы (в границах Камер-Коллежских валов) должна быть внесена в официальный список исторических поселений Российской Федерации, она должна получить статус единого достопримечательного места — объекта культурного наследия федерального значения. Необходимо разработать и принять государственную программу сохранения, реабилитации и восстановления исторической застройки Москвы.

6. Мы призываем городские власти объявить полный мораторий на снос объектов исторической застройки Москвы в пределах этой территории. Безотлагательно нужно предотвратить уничтожение здания Кругового депо Николаевской железной дороги (проезд Комсомольской пл., 30) — выявленного объекта культурного наследия, подготовка к сносу которого активно ведется структурами ОАО «РЖД».

7. Четверть объектов культурного наследия Москвы, около 2000 зданий и сооружений, остается в промежуточном статусе «заявленных» или «выявленных» памятников. За год своей работы новая администрация города не приняла на региональную и не выдвинула на федеральную охрану ни один памятник, прошедший историко-культурную экспертизу. Дальнейшее выявление памятников блокировано действующими распорядительными документами, принятыми предыдущей администрацией Москвы.

8. В целях сохранения исторического наследия города требуют официальной отмены или корректировки принятые прежним руководством города десятки распоряжений и постановлений Правительства Москвы о реализации проектов, осуществление которых угрожает гибелью либо искажением памятников архитектуры, ценных градоформирующих объектов, объектов историко-градостроительной среды, исторических ландшафтов Москвы, в первую очередь:

— проект реконструкции и нового строительства на территории памятника архитектуры федерального значения — усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских (Б. Никитская ул., 19/16);

— проект сноса Тверского виадука в ходе строительства транспортной развязки на площади Тверской Заставы;

— проект реконструкции и нового строительства в квартале на стрелке улиц Пречистенки и Остоженки;

— проект реконструкции и нового строительства в 5 квартале Китай-города;

— проект реконструкции с уничтожением интерьеров памятника архитектуры — здания универмага «Детский мир» и сохранившихся в его составе сводчатых помещений старинного Лубянского пассажа на Лубянской площади;

— проект сноса ансамбля ценных домов начала ХХ века работы архитектора Нирнзее и строительства на его месте нового «многофункционального комплекса» на Садовнической улице, 9;

— проект реконструкции городской усадьбы Расторгуевых (Солянка, 7);

— проект реконструкции ценного градоформирующего объекта — дома Нирнзее на ул. Климашкина, 7;

— проект строительства транспортной развязки и комплекса подземных сооружений на Пушкинской площади, угрожающий уничтожением части Тверского бульвара и объектов археологического наследия — стены и башни Белого города, Страстного монастыря;

— проект строительства подземного комплекса под Заиконоспасским монастырем, реализация которого уже нанесла значительный ущерб памятнику (Никольская ул., 7-9).

9. Десятки объектов культурного наследия Москвы, выдающихся памятников архитектуры XVII — середины ХХ века, мемориальных зданий, связанных с именами знаменитых деятелей истории и культуры России, находятся в аварийном состоянии, годами разрушаются, страдают от пожаров. Мы призываем федеральные власти и власти города Москвы принять безотлагательные меры к спасению:

— палат Гурьевых — городской усадьбы Кошелева (Потаповский переулок, 6);

— «Расстрельного дома» — Никольская ул., 23;

— дома Быкова работы архитектора Льва Кекушева (2-я Брестская улица, 19/18);

— дома национального героя России — князя Дмитрия Пожарского (Б. Лубянка, 14);

— дома архитектурной школы зодчего Матвея Казакова (М. Златоустинский пер., 11);

— городской усадьбы Разумовского на Гороховом поле (ул. Казакова, 18);

— дома Сысоева в Печатниковом переулке, 7;

— типографии Эль Лисицкого (1-й Самотечный пер., 17);

— дома Наркомфина (Новинский бульвар, 25).

10. Общественно значимые решения не должны разрабатываться и приниматься узким кругом чиновников. Мы считаем необходимым открытую публикацию документов, связанных с принятием решений об объектах культурного наследия и историко-градостроительной среды — проектов застройки и планировки территорий и отдельных кварталов и объектов, текстов историко-культурных экспертиз, протоколов заседаний, на которых принимаются решения о наделении статусом памятника или отказе в этом, об утверждении территорий объектов культурного наследия, предметов их охраны, границ зон охраны объектов культурного наследия, решения о сносе домов и т.п. Представители общественности должны иметь возможность участия в соответствующих заседаниях, а представители СМИ — присутствия на них.

Москва — территория нашей любви. Сохраним ее вместе! Хватит ломать наш город!

Фотографии Н.Самовер, К.Мишуровского, К.Самурского, А.Кочубей, prokhozhyj, trubkin.

4 комментария

я не успел прочитать то, что написано выше. Мне важно задать вопрос: что происходит с типографией(скоропечатней)Левенсона в Трехпрудном переулке?Ремонт или реставрация? Кажется, еще шесть месяцев назад ничего подобного делать было не нужно.
Скоропечатня Левенсона (вернее, её конторское здание - жемчужина всего комплекса) в последние годы стоит почти брошенная, окна замазаны и завешены фольгой. Там сейчас появились леса или другие признаки работ?
Да, сейчас там строительные леса. Только вчера там был. Фото http://cs9687.vk.com/u1849381/144272007/y_b74efed6.jpg
Из некоторых выступлений на митинге. Рустам Рахматуллин: "Весь этот год, по моему ощущению, у нас было два мэра. Один мэр говорил о том, что все со старою Москвой дальше будет хорошо: делались абсолютно верные декларации, выстраивались правильные концепции, менялся порядок градостроительной деятельности. - На бумаге... На практическом уровне ощущение, что городом продолжал править Юрий Михайлович Лужков. Взрывались мины, заложенные три, пять, десять лет назад." Константин Михайлов: "Мы собирались год назад, на площади на Чистопрудном бульваре, у памятника Грибоедову. Сегодня впервые наш митинг на Пушкинской площади. Если понадобится, мы дойдем до соседней, Тверской, площади, если власть не будет нас слушать. Пока власти говорят о новой градостроительной политике, на наших улицах и площадях делают совсем другую политику - бульдозерную и экскаваторную". Наталья Олеговна Душкина, архитектор, историк архитектуры и градостроительства, профессор МАрхИ: "Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь пред одним настоящим..." (Пушкин) В чем дикость? Дикость - идет разрушение наследия без войны. Центры исторических городов. Казань. Самара. Фрагментами - Москва, лежит в руинах, как Сталинград, когда в стране нет войны. Жажда наживы, алчность, коррупция - это дикость в современных условиях. Получение сверхприбылей, политика коротких денег, которая захватила всю страну. Если мы живем в цивилизованном мире, где есть понятие "наследие" как паритетной силы. Дикость - архитекторам, проектировать проект Пушкинской площади, когда Пушкина помещают в контейнер, а под ним вырывают огромную дыру. Дикость - когда проводятся варварские реконструкции. Дикость - когда иностранцы организуют общества для защиты архитектурного наследия Москвы, когда международный Союз архитекторов пишет письма протеста о разрушении наследия в городе Москве. Подлость - это тайное разрушение ночью, без предупреждения! Подлость - пассивность профессионального цеха. Я извиняюсь, что я так часто повторяю это, но это то, что привело к разобщению профессиональной среды. Подлость - предание профессиональных принципов, это самое страшное, что произошло! Подлость - это пренебрежение законодательством, которое есть в стране и пропихивание понятия "реконструкция" в Закон о Наследии. Подлость - пустить чужеродный термин "реконструкция" из лексикона архитектуры и градостроительства в культурное наследие..." Владимир Фотиевич Козлов, кандидат исторических наук, доцент кафедры региональной истории и краеведения ИАИ РГГУ, председатель Союза краеведов России, председатель Московского краеведческого общества: "Мы с вами стоим фактически на фундаментах Страстного монастыря, на фундаментах колокольни, храма, под нами останки тех людей, которые были здесь похоронены. За последние семьдесят лет мы пережили несколько обманов, обманов государственного масштаба. Когда в конце 20-х годов краеведы-реставраторы пытались реставрировать памятники, а через несколько лет эти памятники уничтожили. Второй период - когда мы в конце 80-х годов организовывали краеведческое общество, и нам сказали: никогда возврату к разрушению не будет. Все иллюзии рассеялись у нас в 90-е годы. И вот опять: пришла новая власть, и приходят люди все более далекие от Москвы, далекие от культуры, от России. В следующем году мы отмечаем двухсотлетие Отечесвенной Войны 1812 года. Монастырь, на руинах которого мы сейчас стоим - это тоже памятник Войны 1812 года: именно отсюда, с колокольни впервые раздался звон, когда Наполеон оставил Москву. И вот вчера мы слышим о том, что нет альтернативы строительства здесь, на Страстной площади воссоздания Страстного монастыря. Наверно, надо переходить от писем, которые никто не читает, переходить к решительным действиям, ведь все наши иллюзии уже исчерпаны. Надо, чтобы каждая краеведческая организация в России создавали общества типа "Архнадзора", чтобы в конце концов испугать власть, что люди, которые любят свои города, свою страну, могут создать свою партию..." Евгений Соседов, заместитель председателя Подмосковного Общества охраны памятников, координатор защиты усадьбы "Архангельское": "За два года мы выиграли уже двенадцать судов, но система сопротивляется, пытаясь сохранить границы охранных зон в десять раз. На защиту "Архангельского" встает все экспертное сообщество. Буквально две недели назад было зарегистрировано право Федеральной собственности почти на 200 гектаров территории усадьбы..." Художник Андрей Бильжо: "То, что я вижу в последнее время, я как-то назвал строительной шизофренией. Мне грустно оттого, что я понимаю, что города, в котором я родился, практически нет. Мы сейчас говорим о памятниках архитектуры, но даже если они останутся, то среды этого города уже нет. Мне смешно, когда говорят о том, что нужно привлекать иностранных туристов в Москву. А что им показывать, кроме Кремля?.." Михаил Малинин, председатель Московского Городского Общества охраны памятников истории и культуры: "Главная беда с культурным наследием, на наш взгляд, - это отсутствие как таковой общественно-государственной морали в нашем обществе. Проблемы, связанные с экономическими интересами, имеют следствие в отсутствии самосознания в нашем обществе. Ведь даже первое лицо нашего Государства говорит о том, что нашей стране всего 20 лет. Нужно заставить государство заняться популяризацией культурного наследия, особенно с учетом положений Конституции, где сказано, что памятники являются национальной ценностью. Власть, которая предлагает приватизацию памятников и не предлагает никакого механизма оценки историко-культурной ценности, лукавит..."

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *