Она погорела
Об огненной смерти «Ветеринарии» и ледяном равнодушии властей
Заявление Общественного движения «Архнадзор»
30 августа пожаром полностью уничтожен павильон «Ветеринария» на ВВЦ – элемент ансамбля Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, впоследствии ВДНХ СССР). Гибель одной из построек уникального архитектурного комплекса 1930-х годов по обыкновению не вызвала хотя бы формальной реакции — ни федеральных властей, ни московских властей, ни уполномоченного органа охраны культурного наследия столицы. Молчание над пепелищем нарушили только растиражированные СМИ слова гендиректора ВВЦ Ивана Малахова о том, что сгоревшее здание якобы не имело ни исторической, ни архитектурной ценности. Фактически г-н Малахов выступил с этим откровением от имени государства, поскольку ВВЦ именуется «Государственным акционерным обществом», учредителями которого, согласно его уставу, являются Российская Федерация и город Москва.
Подобные заявления, конечно, прекрасно характеризуют не столько предмет разговора, сколько тех, кто с ними выступает, уровень компетентности и ответственности людей, которым вверена судьба исторических ансамблей и памятников в современной России.
Павильон «Ветеринария» был одним из немногих сохранившихся элементов первоначального ансамбля ВСХВ середины 1930-х годов, до последнего дня он сохранял не только изящное убранство фасадов в стиле «советского классицизма», но и фрагменты подлинных интерьеров, включая росписи плафонов, светильники и др.
Павильон «Ветеринария», вопреки своим художественным качествам, не был официально признан объектом культурного наследия, как и многие другие постройки ВСХВ-ВДНХ. Его гибель, скорее всего, не повлечет ничьей персональной ответственности, а престижный участок в самом центре комплекса оказался расчищен. Учитывая амбициозные планы новой застройки на территории ВВЦ, вынашиваемые администрацией ВВЦ и воплощенные в чертежах «Моспроекта-4», нетрудно предположить, что под угрозой находятся и остальные здания грандиозного выставочного ансамбля, по непонятным причинам не поставленные под государственную охрану. Напомним, что в 2009 году представители московских властей уже выступали с предложениями снести находящийся на территории ВВЦ Монреальский павильон – одно из наиболее значимых произведений отечественной архитектуры 1970-х гг.
Комментарий эксперта — профессора Московского архитектурного института, члена Международного совета ЮНЕСКО по вопросам памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) Натальи Душкиной:
— В трагической истории погибшего павильона меня поразило не только высказывание генерального директора ВВЦ Ивана Малахова, хотя, конечно, вердикты об отсутствии историко-архитектурной ценности — отнюдь не компетенция управленца. Меня глубоко удивляет молчание уполномоченного органа охраны памятников Москвы — Мосгорнаследия. Да, павильон «Ветеринария» не числился официально объектом культурного наследия, как и многие другие павильоны бывшего ВСХВ-ВДНХ. Но это свидетельствует только о том, что павильоны ВВЦ ставились на государственную охрану в начале 1990-х годов в спешном порядке, под угрозой их разрушения, и эта работа не была доведена органом охраны наследия до конца. Пока остальные сооружения выставки, не поставленные на госохрану, не постигла судьба «Ветеринарии», необходимо провести дополнительные исследования и экспертизы, для выявления всех ценных элементов этого грандиозного архитектурного и ландшафтно-планировочного ансамбля. На территории ВВЦ Москва располагает уникальным — не только во всероссийском, но и в мировом архитектурном контексте — ансамблем ХХ века, имеющим высокую историческую и художественную ценность, и огромный туристически-рекреационный потенциал.
Ситуация, при которой ценный элемент этого ансамбля погибает, а власти даже не заговаривают об ответственности тех, чьему попечению он был вверен, открывает прямую дорогу к постепенному уничтожению всех прочих построек ВСХВ-ВДНХ, не удостоившихся охранного статуса. Но приходится опасаться и за сохранность павильонов — объектов культурного наследия федерального значения, уникальной системы фонтанов, ландшафтов и планировочных решений ансамбля. Состояние многих из них сегодня говорит о несоблюдении элементарных требований по охране наследия. Возникает вопрос: были ли вообще подписаны охранные обязательства?
Ценность погибшего павильона «Ветеринария» не ограничивается тем, что он был частью выставочного ансамбля. Это была, во-первых, одна из немногих сохранившихся ранних построек (1936 г.) первоначальной ВСХВ, прообраза нынешнего грандиозного комплекса. Во-вторых, «Ветеринария» представляла собою самое изящное, легкое сооружение ладшафтно-усадебного характера, «ансамбль в ансамбле» – в составе комплекса Животноводческого городка, который без него сразу «обеднел». Исходя из этого, необходимо ставить вопрос о реставрационном воссоздании утраченного павильона, о проведении для этого специальной государственной историко-культурной экспертизы.
Общественное движение «Архнадзор» призывает власти Российской Федерации и города Москвы:
— провести комплексную проверку состояния объектов культурного наследия и исторических сооружений 1930-1970-х гг. на территории ВВЦ, дать оценку действиям администрации ОАО «ГАО ВВЦ» по сохранению исторического наследия ВСХВ-ВДНХ;
— привлечь к ответственности виновных в утрате павильона «Ветеринария» — ценного элемента первоначального архитектурного ансамбля выставки;
— инициировать реставрационное воссоздание павильона «Ветеринария» в целях восполнения утрат архитектурного ансамбля Животноводческого городка и ВСХВ-ВДНХ в целом;
— инициировать работы по определению предметов охраны объектов культурного наследия на территории ВВЦ, а также охранных градостроительных регламентов;
— провести дополнительные обследования и государственную историко-культурную экспертизу всех сохранившихся на территории ВВЦ построек 1930-1970-х гг.;
— до их проведения наложить мораторий на снос, реконструкцию, новое строительство на территории ВВЦ, во избежание утрат и искажения ценных зданий, элементов планировки и ландшафтов ансамбля ВСХВ-ВВЦ.
Координационный совет Общественного движения «Архнадзор»
1 сентября 2011 года
Досье «Архнадзора»: Павильон «Ветеринария» был построен в 1936-1937 гг. по проекту художника А.С. Магидсона; незначительно перестроен в первой половине 1950-х гг. по проекту архитектора А.О.Колесниченко и художника С.Я.Сенькина,при этом расширен и дополнен дополнительными колоннами. Также были переоформлены интерьеры, сохранявшиеся до самых последний дней. Роспись, изображающая стада овец и коров украшала плафон вводной части экспозиции, но особенно привлекала внимание люстра , напоминающая эмблему Фестиваля молодёжи и студентов. У входа в павильон был установлен фонтан «Чаша со змеёй», а в период с 1959 по 1966-е гг., когда павильон именовался «Здравоохранение и медицинская промышленность», его облик был дополнен скульптурой «Семья», ныне находящейся на лужайке павильона «Юные натуралисты».
UPD. С места катастрофы сообщают: 1 сентября рабочие уничтожили уцелевший после пожара фонтан «Чаша и змея».
Фотографии Натальи Самовер, Бориса Бочарникова, Ирины Трубецкой, Павла Чусовитина.
13 комментариев