Ночь длинных ковшей

Удар по «градостроительной революции» Собянина

Заявление общественного движения Архнадзор

В ночь с 18 на 19 июня в Москве снесены два исторических здания XIX века – флигель усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских (Большая Никитская улица, 19/16, стр. 2) и дом Феоктистова (Большая Ордынка, 42). Если последний снесен очередным частным застройщиком, то инициатором уничтожения усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских фактически оказалась городская администрация, являющаяся официальным заказчиком работ по «реставрации с приспособлением» усадьбы в интересах музыкального театра «Геликон-опера».


Поразительно, что снос замечательной постройки в «русском стиле» (как и снос в 2009 году флигеля-циркумференции рубежа XVIII-XIX вв. в той же усадьбе) осуществлен не только под предлогом развития культуры, но и на средства городского бюджета, то есть из кармана московских налогоплательщиков. Не менее поразительно, что бюджетные средства по-прежнему расходуются на осуществление проекта, признанного Прокуратурой города Москвы противоречащим закону.

Правительство Москвы как заказчик строительства не нашло в себе сил на собственном примере продемонстрировать приверженность тем принципам, которые оно само сформулировало. На Большой Никитской реализуется абсолютно вандальный проект, последовательно уничтожающий усадьбу Глебовых-Стрешневых-Шаховских.

Куратором дальнейшего строительства «Геликон-оперы» на территории объединенной охранной зоны памятников истории и культуры, на которой новое строительство запрещено законом, является заместитель мэра Марат Хуснуллин. Снова, как и двадцать лет назад, судьбами исторической Москвы распоряжается строительный комплекс, а не органы охраны наследия.

Осенью 2010 – весной 2011 года новая городская администрация сформулировала новые принципы градостроительной политики, главными из которых стали ограничение нового строительства в историческом центре Москвы, замораживание и отмена ранее выданных разрешений и согласований на сносы исторических зданий. «Архнадзор» поддерживал и поддерживает эти намерения.

Однако теперь совершенно очевидно, что реальной жизнью исторического города управляют совершенно иные намерения и законы. «Ночь длинных ковшей» с 18 на 19 июня 2011 года развязывает руки разрушителям исторической Москвы. Первые сносы при новой городской администрации — например, гибель здания Хлудовской трудовой артели (Кадашевская набережная, 10) в декабре 2010 года — можно было счесть рудиментами лужковского градостроительства. Снос дома Кольбе (Большая Якиманка, 15/20) в мае 2011 года трактовался как самоуправство девелоперской компании, тем более что за ним последовали грозные заявления городских властей и распоряжения о замораживании и пересмотре согласований на сносы старинных зданий. Однако никакой ответственности девелопер, уничтоживший исторический дом, не понес, он по-прежнему намерен реализовывать свой проект.

Это не могло не послужить ясным ориентиром для остальных разрушителей исторической Москвы. Как только истек срок месячного майского «моратория» на сносы, они возобновились в ускоренном темпе, как в «лучшие» лужковские времена. Очевидно, что и снос на Большой Ордынке, и «реставрация» экскаватором на Большой Никитской никоим образом не соответствуют принципам «новой градостроительной политики». Приходится констатировать, что городская администрация либо не в состоянии обеспечить воплощение этих принципов на практике, либо не собирается этого делать.

Стоит напомнить, что администрация Юрия Лужкова, в годы правления которого Москва потеряла более 1000 исторических зданий, также начинала в 1991-1992 гг. с похвальных намерений возрождения исторического облика Москвы. От этих обещаний первые сносы и уродования памятников при Лужкове отделило три года. Нынешние московские власти, похоже, проходят этот путь значительно быстрее.

Фотографии Н.Самовер, Е.Орловой, П.Чусовитина, mini_611.

16 комментариев

Таким образом и мы, господа, поучаствовали: на реставрацию ("и приспособление") "объекта культурного наследия (памятника истории и культуры)" государство выделяет деньги, т.е. помогает... Да. Наши с вами деньги. Что делать-то будем? Смолчим и утремся?
А что тут сделаешь против бульдозеров ? Всё равно надо продолжать также , хоть один отвоёванный памятник , уже удача .
Обратите внимание на флигеле Геликона да сноса есть изразцовые вставки, а перед сносом они уже исчезли. Не известно, куда они делись??? Господин Бертман так ценит наследие, что самые ценные элементы сохраняет у себя дома?
Нет, изразцы сняли заранее. Возможно, ещё какие-то элементы. Кусок внутренних въездных ворот уничтоженных построек парадного двора тоже был выпилен заранее http://img-fotki.yandex.ru/get/5407/mvalent.27/0_45f3d_557fe513_L Вот об этих постройках речь http://www.archnadzor.ru/wp-content/uploads/2009/02/fotkiyandexru_users_nora.jpg Ни теремковой кровли над воротами, ни ворот больше не будет никогда http://img-fotki.yandex.ru/get/5506/mvalent.2f/0_4ec1f_326d832e_M Как это происходило и насколько были ветхи стены уничтоженных зданий, можно воочию убедиться и сейчас, посмотрев хотя бы ролик о 19-м сезоне театра "Геликон-Опера", размещённый на официальном сайте театра (режиссёр Илья Ильин). http://video.yandex.ru/users/mvalent/view/47 Теремковая кровля главного дома (с противоположной стороны, над крыльцом) уничтожена надстройкой и ни в каком виде не будет воссоздана http://img-fotki.yandex.ru/get/4406/mvalent.30/0_4ec20_4ad4b7d9_L Куски стен предполагается фрагментарно налепить на стены новостройки, что - "по-геликоновски" - означает "воссоздание". Вариант ещё круче - "бережное сохранение". Как могли на это спокойно смотреть специалисты института «Спецпроектреставрация», более двух лет осуществляющие реставрацию главного дома, для многих - загадка. И говорить о том, что зрители, приходя на спектакль, попадают как бы во внутренний двор усадьбы - ложь. Это будет 100%-подделка. Как и звёздное небо над головой и свет в окнах. Привычка жить в декорациях? Вся наша жизнь - игра?..
Михаил Иванов больше года назад   Изменить
Спецпроектреставрация давно превратилась в обслуживающую власть и инвесторов контору в стиле "чего изволите", одни только экспертные заключения Виноградова и зоны охраны Тренина чего стоят, клепаемые на всю страну. С такими охранниками наследию в РФ надеятся не на что.
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
У строителей был проект разборки флигеля, который предусматривал, что разборка будет произведена силами специализированной реставрационной организации с маркировкой каждого кирпича, чтобы обратно смонтировать кирпичную красоту на фасаде новодела. Изразцы были сняты явно в порядке подготовки к реализации именно этого сценария разборки. А потом подрядчик решил, что экскаватором куда как сподручнее, да и реставраторам можно будет не платить.
Думаю, что Собянин тоже в курсе был, что всё снесут. Все там повязаны, мы ж помним, кто его поставил. А все эти угрозы, типа проверим, разберёмся, накажем – показуха.
А где сейчас изразцы? Неизвестно? Хотелось бы увидеть их в музее архитектуры, а не на развале в Измайлово.
Надеюсь, изразцы у реставраторов, которые работают в главном доме усадьбы.
Скажи , пожайлуста , что будет с домом на Якиманке ? Последние новости ? Тоже тот же проект будет ?
У реставраторов дома на камине. :) Надо было вам их снимать. В Архнадзоре было-бы сохраннее. "Спецпроектреставрация давно превратилась в обслуживающую власть и инвесторов контору в стиле “чего изволите”, одни только экспертные заключения Виноградова и зоны охраны Тренина чего стоят, клепаемые на всю страну. С такими охранниками наследию в РФ надеятся не на что". Михаил БРАВО, 155 раз поддерживаю!!!
Если на то пошло, весь фасад надо было "снимать" (шутка конечно) - всё равно по версии г-на Бокова "сохранить его было невозможно - этот одноэтажный кирпичный фасад практически был без фундамента". Профессионалы... Грош цена их словам! Московский музыкальный театр «ГЕЛИКОН». 2006 г. Москва, Большая Никитская ул., д. 19/16, стр. 1, 2. Архитекторы: Боков А., Буш Д., Кирдина Т., Иванова Е., Афонина И. Инженеры: Лившин М., Бекмухамедов Е. "Так как строения 1, 2 данного домовладения входят в состав памятника истории и культуры федерального значения, проектом предусматривается объединение нескольких зданий, нуждающихся в реставрации, а также устройство двух подземных гаражей и частичная реконструкция и перепланировка наземной части." Руководитель проекта Дмитрий Буш: "Особенность проекта состоит в том, что он разработан для исторического центра города, здания, расположенного на территории старинной московской усадьбы, имеющей статус памятника культуры федерального значения. Вот почему согласования шли более двух лет. И вот теперь смелое и одновременно тактичное решение архитекторов "Моспроекта-4" прошло все инстанции. В это пространство мы впишем всю сердцевину театра - зрительный зал на 500 мест и главную сцену с арьерсценой, карманами для декораций и сложным оборудованием. Зал понижается в сторону Калашного переулка, где будет построена сценическая коробка. А фасады главного здания, смотрящего на Никитскую, и фасад дома, выходящий в переулок, будут сохранены и отреставрированы. Как известно, во время войны в главный дом попала бомба, поэтому значительная часть интерьеров, включая парадный зал с колоннами, - это конец 1940-х - начало 1950-х годов. Но и эта архитектура теперь представляет историческую ценность. Переделывать здесь ничего не будем. "
Михаил Иванов больше года назад   Изменить
Сносят не только в Москве - в Торжке на Тверецкой набережной две недели назад снесли памятник федерального значения, а на его месте уже ноый фундамент заложили. Причем собственник участка и памятника - сын депутата городского собрания Пилюшкина. На территории Большого городища директор торжокского музея самовольно сделал планировку территории верней площадки, уничтожив культурный слой на глубину 30-50см на площади коло 2000кв.м. список может быть бесконечным...
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
А уговные дела по обоим фактам в Торжке возбуждены? Или хотя бы прокурорская проверка проводится?
Михаил Иванов больше года назад   Изменить
Скорее всего - нет... вероятно замолчат и замылят как это обычно происходит... в Тверской области - это практика такая последние несколько лет.
Михаил Гуревич больше года назад   Изменить
нет новостей про Торжок? Я как раз там был недавно. Михаил Гуревич

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *