Слободской модернизм
На днях Кадаши отмечали годовщину событий, получивших название Кадашевской обороны. Гостей встречал образ новомученика Николая Григорьева, постройки усадьбы которого удалось отстоять от сноса в прошлом июне. Однако дальнейшая судьба пустыря, окружающего храм Воскресения по-прежнему неопределённа. Тем временем студенты МАрхИ предлагают свой взгляд на проблему. Вашему вниманию — курсовые проекты, выполненные под руководством преподавателей Н.Тютчевой, А.Петухова и А.Китаева. Работы умозрительные, но крайне интересные с точки зрения многообразия возможных подходов.
Напомним, что необходимость сохранения визуальных связей и масштаба исторической застройки Кадашей значительно ограничивает изначальные апетиты инвесторов. Тем не менее, проект должен быть коммерчески привлекателен для застройщики и целесообразен для города. Авторы приводимых работ предлагают для спорной территории выставочную функцию, общий заголовок всех проектов «Музей русского изобразительного искусства в Кадашевской слободе». Учитывая близость к Третьяковской галлерее, этот вариант может быть вполне рентабельным.
1. Анна Фесенко.
«Музейный комплекс в Кадашевской слободе представляет собой реконструкцию нескольких существующих объектов, а также новые постройки, бережно вписанные в среду. Я старалась спроектировать здания, максимально отвечающие как складывавшемуся веками контексту, так и высотному регламенту. Исторические визуальные связи подчёркивают стеклянные коридоры, виды из которых позволяют ощутить всю прелесть места.»
2. Михаил Разумовский.
«В ходе проектирования для меня было важно создать образ, соразмерный данному уникальному месту. Гигантизм здесь категорически не уместен, поэтому изначально было решено создать музейный комплекс из разных объёмов. Очень важна была тема проникновения на территорию, именно поэтому здание постоянной экспозиции занимает второй план. Оно становится центорм композиции за счёт визуального прострела со 2-го Кадашевского переулка и выразительного силуэта, который, однако, не спорит с окружающей застройкой. В качестве материала выбраны полые бетонные блоки, которые могут образовывать глухую либо ажурную поверхность стены. Материал нов, но вполне соразмерекн кирпичу, являющемуся основным в архитектуре окружающих зданий».
3. Роман Ковенский.
Эта работа не снабжена пояснительной запиской, но, как видно, её основная тема — гуси-лебеди, ларчики с драгоценностями, напоминающие о лучших временах «пожитошной» Кадашевской слободы и вполне способствующие как сохранению исторического архитектурного образа, так и воспитанию патриотического начала в подрастающем поколении.
4. Наташа Ермоленко. А этот проект — альтернативная попытка освоения другой кадашевской пустоши, угла Толмачевского переулка и Кадашевской набережной. Сейчас на этом месте идёт подготовка к строительству нового здания Третьяковской галереи по чудовищному проекту архитекторов Бокова и Сержантова.
«Задание: череда высокого и низкого, пустого и набитого.
Задача: создать новое, соразмерное старому. Продолжить общую музейную тему квартала.
Особенность исторической среды — ощущение маленького, кривого, набитого, кое-какого, случайного, проходы.
Ситуация: исторический ряд на фоне пустыря.
Направлените: работа со второй линией застройки. Разработка на новом особо важных зон, проглядывающих сквозь старое на уровне человека и приглашающих к новому.
Приём: палатный принцип, искусство «накрывает» людей.
Объединение: каждая палата накрывается своей крышей, а после составления расколы между палатами заливаются материалом крыши.»
Материал подготовил А.Можаев.
18 комментариев