Парадокс им. Лужкова
Рустам Рахматуллин
В прошлые выходные внезапно начался снос Веерного депо Николаевского (Ленинградского) вокзала – архитектурного памятника конца XIX века. По утрам градозащитники обнаруживали на площадке заведенный экскаватор и разгоняли рабочих с помощью полиции. Полиция охотно помогала, поскольку ни ордера ОАТИ, ни иных документов, разрешающих снос, у заказчика – Московского отделения Октябрьской железной дороги – не было. Однако три паровозных стойла из девятнадцати разрушены.
По неофициальной информации, под угрозой остаются еще четыре стойла. Полный снос не предусмотрен проектом работ. Сносимые стойла занимают центральную часть полукруглого депо, оказавшуюся в ненормативной близости от недавно уложенного «четвертого главного пути» Октябрьской дороги. Характерно, что в крайних помещениях полукруга во все время сноса продолжали работать – и работают сейчас – службы железной дороги. Вот такой проект.
Вандализм РЖД – большая тема. Консервативный идеолог и церковный благотворитель Владимир Якунин видимо не препятствует уничтожению наследия во вверенном ему хозяйстве. Парадокс знакомый, имени Юрия Лужкова: уничтожение старой Москвы совмещалось в его голове с защитой Севастополя и другими несомненно благородными порывами.
«Четвертый главный путь» несколько лет составляет головную боль градозащитников. По ходу его проектирования предлагалось снести то соседнее Круговое депо – постройку архитектора Константина Тона, уникальный памятник первых лет существования российских железных дорог, — то водонапорную башню тех же лет. Но об угрозе Веерному депо речи не было. В итоге «четвертый главный» спокойно прошел мимо всех памятников, что и требовалось доказать. Но тут вступили формальности — расстояние от нового пути до стены Веерного депо.
Надо понимать, что механическое применение современных нормативов к архитектурному наследию означает утрату наследия. И не только старинной транспортной инфрастуктуры. Пожарные требуют заменять деревянные перекрытия несгораемыми, что ставит под угрозу интерьеры. А недавно объявили горючим материалом… кирпич. Но ведомственные нормативы, тем более бредовые, не могут превалировать над национальным охранным законодательством.
Закон охраняет Веерное депо от любых посягательств, поскольку оно является «заявленным» памятником архитектуры. То есть таким памятником, который научно обнаружен и ожидает вердикта государственной историко-культурной экспертизы. Почему же продолжается снос?
В выходные сотрудники Москомнаследия оперативно выезжали на место, но в понедельник охранный департамент сообщил прессе, что просит помощи прокуратуры, поскольку сам не вправе выдавать предписания об остановке работ на «заявленных» памятниках. Неясно, на какое положение закона опирается эта позиция, но легко предположить, какое количество новых посягательств она может спровоцировать. В Москве ожидают экспертизы 1318 заявленных памятников, большая часть которых (1038) – здания и сооружения. Еще 1830 памятников зависли в «выявленных», то есть благополучно прошли экспертизу, но ожидают решения мэра об отнесении к региональной категории охраны.
Мэр взял паузу, согласившись с эксцентричным предложением нового руководителя Москомнаследия, Александра Кибовского, проверять мнения экспертов с помощью… математической модели определения ценности памятников. Занятие тщетное не только по существу, но и по форме: закон относит разработку методических вопросов историко-культурной экспертизы к федеральным, а не региональным полномочиям.
Три тысячи памятников Москвы десятилетиями остаются в «серой зоне». Три поколения московских властей придумывают оправдания этой ситуации. Судьба Веерного депо проясняет перспективу: строителей будут гонять общественники и полиция, а органы охраны наследия окажут им моральную и юридическую поддержку.
Сокращенный вариант опубликован в «Известиях»
Фотографии Леонида Варламова.
4 комментария