Парадокс им. Лужкова

Рустам Рахматуллин

В прошлые выходные внезапно начался снос Веерного депо Николаевского (Ленинградского) вокзала – архитектурного памятника конца XIX века. По утрам градозащитники обнаруживали на площадке заведенный экскаватор и разгоняли рабочих с помощью полиции. Полиция охотно помогала, поскольку ни ордера ОАТИ, ни иных документов, разрешающих снос, у заказчика – Московского отделения Октябрьской железной дороги – не было. Однако три паровозных стойла из девятнадцати разрушены.


По неофициальной информации, под угрозой остаются еще четыре стойла. Полный снос не предусмотрен проектом работ. Сносимые стойла занимают центральную часть полукруглого депо, оказавшуюся в ненормативной близости от недавно уложенного «четвертого главного пути» Октябрьской дороги. Характерно, что в крайних помещениях полукруга во все время сноса продолжали работать – и работают сейчас – службы железной дороги. Вот такой проект.

Вандализм РЖД – большая тема. Консервативный идеолог и церковный благотворитель Владимир Якунин видимо не препятствует уничтожению наследия во вверенном ему хозяйстве. Парадокс знакомый, имени Юрия Лужкова: уничтожение старой Москвы совмещалось в его голове с защитой Севастополя и другими несомненно благородными порывами.

«Четвертый главный путь» несколько лет составляет головную боль градозащитников. По ходу его проектирования предлагалось снести то соседнее Круговое депо – постройку архитектора Константина Тона, уникальный памятник первых лет существования российских железных дорог, — то водонапорную башню тех же лет. Но об угрозе Веерному депо речи не было. В итоге «четвертый главный» спокойно прошел мимо всех памятников, что и требовалось доказать. Но тут вступили формальности — расстояние от нового пути до стены Веерного депо.

Надо понимать, что механическое применение современных нормативов к архитектурному наследию означает утрату наследия. И не только старинной транспортной инфрастуктуры. Пожарные требуют заменять деревянные перекрытия несгораемыми, что ставит под угрозу интерьеры. А недавно объявили горючим материалом… кирпич. Но ведомственные нормативы, тем более бредовые, не могут превалировать над национальным охранным законодательством.

Закон охраняет Веерное депо от любых посягательств, поскольку оно является «заявленным» памятником архитектуры. То есть таким памятником, который научно обнаружен и ожидает вердикта государственной историко-культурной экспертизы. Почему же продолжается снос?

В выходные сотрудники Москомнаследия оперативно выезжали на место, но в понедельник охранный департамент сообщил прессе, что просит помощи прокуратуры, поскольку сам не вправе выдавать предписания об остановке работ на «заявленных» памятниках. Неясно, на какое положение закона опирается эта позиция, но легко предположить, какое количество новых посягательств она может спровоцировать. В Москве ожидают экспертизы 1318 заявленных памятников, большая часть которых (1038) – здания и сооружения. Еще 1830 памятников зависли в «выявленных», то есть благополучно прошли экспертизу, но ожидают решения мэра об отнесении к региональной категории охраны.

Мэр взял паузу, согласившись с эксцентричным предложением нового руководителя Москомнаследия, Александра Кибовского, проверять мнения экспертов с помощью… математической модели определения ценности памятников. Занятие тщетное не только по существу, но и по форме: закон относит разработку методических вопросов историко-культурной экспертизы к федеральным, а не региональным полномочиям.

Три тысячи памятников Москвы десятилетиями остаются в «серой зоне». Три поколения московских властей придумывают оправдания этой ситуации. Судьба Веерного депо проясняет перспективу: строителей будут гонять общественники и полиция, а органы охраны наследия окажут им моральную и юридическую поддержку.

Сокращенный вариант опубликован в «Известиях»

Фотографии Леонида Варламова.

4 комментария

Разъяснение пресс-службы ОАО "РЖД" по поводу сноса части веерного депо Ленинградского вокзала. В связи с появлением в некоторых СМИ информации о незаконном сносе веерного депо Ленинградского вокзала пресс-служба ОАО "Российские железные дороги" разъясняет. ОАО "РЖД" проводит снос части здания веерного депо Ленинградского вокзала на законных основаниях. Для проведения работ по сносу здания компании не требуется разрешение московской комиссии по сносу, так как оно необходимо только в случае проведения работ на землях города, а веерное депо находится на земле, являющейся федеральной собственностью. Поэтому вопрос сноса зданий на этой территории находится в компетенции балансодержателя, которым является ОАО "РЖД". Кроме того, компания имеет документ, подтверждающий отказ Москомнаследия от признания здания памятником культуры. Проект строительства 4-го главного пути на участке Москва - Крюково, в рамках которого ведутся работы по демонтажу части веерного депо, одобрен Главгосэкспертизой РФ. Таким образом, ОАО "РЖД" проводит работы на законном основании. Строительство 4-го главного пути на участке Москва - Крюково направлено на увеличение объемов пригородного сообщения на этом направлении.
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Разъяснение пресс-службе ОАО “РЖД”: Дорогая пресс-служба! Чувствуется, что ты многого не знаешь не только о жизни вообще, но и, в частности, о том, что происходит, собственно, в железнодорожном ведомстве. Неведомо тебе, в частности, что выражение "на законном основании" предполагает, что некие действия совершаются с соблюдением законов, а не с их нарушением. Какой закон дал экстерриториальность ОАО "РЖД" и подведомственным ему дорогам? Доселе таким правом и в Москве, и в России в целом пользовались только иностранные диппредставительства. У железнодорожников, конечно, в старые времена было принято гордиться тем, что МПС это "держава в державе", но не надо же понимать фигуральные выражения настолько буквально! Этак РЖД может, пожалуй, начать нарушать права своих работников, мотивируя это своей экстерриториальностью и неподчиненностью российскому законодательству. А там недалеко и до самовольного объявления войны. Кому бы? Да хоть соседней державе - городу Москве. Однако этого не случится. Феодальную раздробленность, дорогая пресс-служба, наша единая держава благополучно преодолела лет уж пятьсот назад. Жаль, что ты этого не заметила. Некоторое количество сепаратистов еще остались на Северном Кавказе, но, если включить, например, телевизор, то можно узнать, что с ними ведется беспощадная война, и шансов у них нет. Что касается документа, "подтверждающего отказ Москомнаследия от признания здания памятником культуры", то очень хотелось бы его увидеть. По нашим сведениям, заявка, поданная на признание этого объекта памятником, историко-культурную экспертизу еще не проходила, а значит, остается в силе. Процедуры отзыва заявок вообще не существует. Тогда что же происходит? Неужто государственный орган охраны памятников врет, когда официально заявляет, что веерное депо является заявленным объектом, и облыжно держит на сайте реестра недвижимого культурного наследия соответствующую карточку? Ну, а про проект 4-го главного пути, достаточно пишет Рустам. Никакой проект, какой бы экспертизой он ни бы одобрен, не может противоречить действующему законодательству. Так что обязанность производить согласования действий в рамках этого проекта с компетентными городскими органами никто не отменял. Ордер ОАТИ - это святое. Прежде всего, выдача ордера - гарантия безопасности. Кому, как не железнодрожникам, понимать важность безопасности. Между прочим, ордер на снос может быть выдан только после подтвержденного отключения сносимого объекта от городских коммуникаций. Веерное депо от коммуникаций не отключено, более того, в боковых крыльях здания продложали находиться люди, жизнь которых оказалась под угрозой. Вибрация здания под ударами экскаватора в любую минуту могла и до сих пор может спровоцировать взрыв газа или пожар из-за короткого замыкания в электропроводке. В общем, дорогая пресс-служба, оправдывать беззаконие - тяжелая, неблагодарная работа. Прими соболезнования.
А между тем сегодня, 18 апреля, Международный день памятников и исторических мест.
Юлия Викторова больше года назад   Изменить
"Ордер ОАТИ – это святое". Ага, особенно на Страстной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *