Николин крест в Китай-городе

Роман Цеханский

Китай-город, бывший Великий посад, центральная часть исторической Москвы, которая вполне могла бы стать полноценным туристическим Старым городом, а стала не пойми чем. На протяжении десятилетий обсуждались разнообразные концепции его реконструкции, ни одна из которых не была доведена до ума. В архитектурном плане сегодняшний Китай-город представляет собой разношёрстную застройку с немалым числом разной степени сохранности памятников истории и культуры, в основном находящихся во дворах или переулках. Исключение составляет чётная сторона Варварки, имеющая более-менее единый образ, по-новому заигравший после сноса гостиницы «Россия». Но многие церкви Китай-города исчезли или искажены, целый район — Зарядье — пропал вовсе. Поэтому приходится изучать Китай-город в основном по документам и фотографиям, где он предстаёт исчезнувшей Атлантидой. Особое внимание привлекает исключительно высокая концентрация храмов, посвящённых святителю Николаю.

В Китай-городе почитание свт. Николы Чудотворца являлось определяющим в церковном строительстве. Из 56 престолов, существовавших в Китай-городе на 1917 год, 13 было посвящено св. Николе (1). Это серьёзно даже для находящегося рядом Белого города, также немало наполненного Никольскими церквами. Если взять какую-нибудь старинную карту, например атлас А. Хотева 1852 года (2), можно видеть практически все Никольские церкви (кроме исчезнувшей в древности Николо-Ирининской), ещё не снесённое Зарядье, линию Китай-городских стен, в XVI веке опоясавших линию старейшего посада Москвы. Крепость строил итальянский мастер Петрок Малой, поэтому ряд исследователей считают, что Китай расшифровывается как «город» («читта» по-итальянски, латинский корень, как и в английском «сити»). В самом названии находится расшифровка: «Китай» -это город, также как и Китеж — это град (3). Поэтому мы вправе рассматривать Китай-город как «город в городе», совершенно самостоятельную единицу в градостроительной структуре Москвы.

Никольские церкви вполне равномерно наполняли территорию Китай-города. Если из них выделить главные и соединить в плане линиями, то получится несколько наклонный пространственный крест. Верх этого креста — Никольский греческий монастырь посередине Никольской улицы, низ – церковь Николы Мокрого в Зарядье. Обе церкви исчезли в советское время. Правая перекладина Никольского креста – тоже исчезнувшая церковь Николы Большой Крест в конце Ильинки, левая — это существующий придел Николы Великорецкого храма Покрова на Рву. «Николин крест» придаёт духовно-символический смысл обилию Никольских церквей в Китай-городе.

Никольские церкви во многом определяют историко-градостроительную структуру Китай-города, каждая из частей которого имеет своего защитника-Николу. Это Николо-Греческий монастырь и церковь Николы Мокрого у стен, омываемых реками (соответственно Неглинкой и рекой Москвой) и церковь Николы Большой Крест, защищающая протяжённо-выгнутую, прИступную восточную стену града. Если представить в плане круг, состоящий из Никольских церквей, то получится настоящий «Николин хоровод». При этом функциональная «специализация» этих церквей была различной. Традиционно помогавший людям в трудных житейских ситуациях, святитель помогает Китай-городцам практически во всех сферах их жизни.

287

Обращаясь с молитвами к св. Николе Можайскому, люди исстари получали Божию помощь и избавление от своих бед. «Святому Николаю, как патрону, одному воздаётся более молитв и земных поклонов, чем всем остальным святым в совокупности», свидетельствовали иностранцы, бывавшие в Московии. Казанова, высказавший эту мысль в XVIII веке, зафиксировал традицию почитания святого, идущую с домонгольских времен (4). В древних московских текстах святитель назван «необоримой забралой и утверждением граду нашему» (5). Есть предположение, что массовое крещение москвичей (наподобие Киева и Новгорода) было совершено на Николин день, 9 мая (вскоре после окончания строительства крепости в 1156 году) в устье речки Черторый. Никольские церкви, возникшие в прилежащих к этому месту древних урочищах (на Ленивом торжке, в Турыгине, в Киевцах) дали толчок к строительству бесчисленных Никольских церквей как в Москве, так и во всех русских городах (6).

Традиционно Никольские ворота Кремля украшала икона свт. Николы, обращённого ликом к Китай-городу. Изображение было исполнено в образе Николы Можайского, впервые заменившего Евангелие и благословляющий жест на меч в одной руке и город в другой. Градозащитный аспект поклонения образу свт. Николы Можайского дополняется его духовным содержанием. «Имя св. Николая произведено от греческого слова «ника» — победа. Но победа не обязательно может быть военной. Святитель способствовал победе христианства над язычеством, истинного мировоззрения над ложным, духа над животом, Бога над дьяволом» (7). В этом смысл изображения меча. Город в его руке трактуется и как образ Небесного Града Иерусалима (8), и как «изображение Вселенской церкви, которой Спаситель является Вселенским учителем» (9).

Интересно, что Можайский образ (первоначально скульптурный) находился ещё на башне белокаменного Кремля Дмитрия Донского. Башня находилась западнее ныне существующей. При перестройке и расширении Кремля итальянскими мастерами в XV веке было сохранено наименование башни и воспроизведён образ над воротами (правда, уже в технике фрески). Произошёл как бы выход почитания образа в Китай-городский посад, где в разное время было выстроено 13 Никольских церквей и приделов (10). Никола как бы вышел служить простым людям. Двигаясь по «Николиному кругу» церквей внутри Китай-городских стен видно, насколько различным было его служение.

Рассматривая образ св. Николы, находящийся на Никольских вратах Кремля, мы встретились с градозащитно-символической функцией почитания святителя. По кругу, по часовой стрелке, начиная от Никольской башни Кремля стоял монастырь Николы Старого, в средней части Никольской улицы. Здесь традиционно, с XVI- XVII вв. жили греки, учёные люди, на его территории была открыта Славяно-греко-латинская Академия (при дочернем Заиконоспасском монастыре) в 1686 г. Отсюда вышло множество учёных людей в XVII – XIX вв. (11). Это — просветительская функция.

Правее, в конце Никольской, во дворах находился Никольский придел церкви Троицы в Полях, исполнявший традиционно-богослужебную функцию. Приходом церкви была почти вся Никольская улица. Никольский придел вместе с двумя другими был пристроен к церкви XVI в. в 1657 г. боярином М. Салтыковым, родственником царя (12).

Пятипрестольная церковь Иоанна Богослова под Вязом с Никольским приделом в 1-м ярусе (13) находится южнее места церкви Троицы в Полях, по линии стен Китай города.

Ниже на улице Ильинке стояла церковь Николы Большой Крест. В этой красивейшей церкви Китай-города находился крест для целования, сюда направляли людей для принесения клятв (14). Здесь мы имеем дело с юридической функцией.

Ещё южнее, несколько вглубь застройки, находится церковь Троицы в Никитниках, яркий храм XVII в. У этой многопрестольной церкви тоже есть северный Никольский придел (15).

Следуя далее, приходится отступить в глубь посада, где почти в центре «Николиного хоровода» стоит церковь Николы Красный звон. По крайней мере с XVI века на его колокольню приносили самые красиво звучащие колокола (16). Расположение церкви вблизи геометрического центра Китай-города способствовало равномерному распределению звона, достигавшего самых дальних уголков крепости. Данная функция не только набатная, скорее общественно-церковная, соборная. Колокольные звоны были основой «звучания Москвы», имели свою иерархию, в настоящее время для Китай города ещё не изученную.

Ниже по линии стен находилось Зарядье. Здесь, вдоль Москвы-реки размещались три Никольские церкви. Первая — Николо-Ирининская, исчезнувшая ещё в XIX веке. Стояла она у стен крепости, восточнее алтарей ныне существующей церкви Зачатия святой Анны что в Углу. Возможно, это был ещё один, вместе с Зачатьевским , моленный храм о чадородии, только уже династии Романовых. Церковь была поставлена в честь именин дочки царя Михаила Фёдоровича. Царь приходил сюда регулярно в Иринин день на богослужение отмечать её именины (17). Здесь не обошлось без свт. Николы, по его молитвам родилась царевна. Посвящение было двойное, престолы равнозначны. Возможно, это была пАрная церковь. Наверно, любой человек мог прийти в эту церковь и помолиться о продолжении рода. Здесь проявляется моленная функция о чадородии, о детях.

Не только о детях просили св. Николу. В 1674 году Патриарх Иоаким вложил в руку умершего царя Алексея Михайловича традиционную «разрешительную грамоту»- письмо на имя св. Николая, свидетельствующее, что умерший был русским, жил в истинной Православной вере и что ему может быть открыт доступ в Рай (18).

От Зачатьевской церкви по направлению в сторону Кремля, на параллельной Москва- реке Великой улице, в середине её размещалась церковь Николы Мокрого. Церковь известна с XV века , каменное здание XVII в. было перестроено в неоготическом стиле (19). Никола является покровителем путешествующих, особенно по водам, а рядом издревле находилась пристань. Неподалеку стояли торговые ряды, недаром Зарядье так и называлось — «за рядами». Здесь совершались оптовые сделки, риск у купцов был велик, отсюда и функция Мокринского храма — моление о путешествующих и торгующих (20).

Близко к началу этой улицы находилась Николо-Москворецкая церковь. В неё по водам привезли чудотворную икону Николы Великорецкого с реки Великой, где она была обретена в XVI веке. Церковь была поставлена на месте, где остановилась икона и был отслужен молебен св. Николе (21).

Выше по кругу возвышается великолепный комплекс храма Покрова что на Рву. На реку обращён его Николо-Великорецкий придел. Икону из Кремля перенесли в этот, названный летописью «чудесно обретённым» придел, представляющий собой столпообразную церковь. У Николо-Москворецкой церкви и Николо-Великорецкого придела наблюдается одна функция — обетная, в память о чуде (22).

И есть ещё одна функция всех перечисленных храмов — градообразующая. «Николин хоровод» образовывал уникальную внутреннюю структуру и формировал жизнь Китай-города (23). В нынешнем, современном городе «Николин хоровод» лишился своего креста.

Собор Николо-Греческого монастыря разрушен в 1930-е гг., на его месте сквер. В настоящее время на Градостроительном совете принято решение восстановить собор. Теперь это лишь вопрос времени, и вскоре Николин крест обретёт вновь свою вершину.

Церковь Троицы в Полях с приделом свт. Николы также разрушена в советское время, на её месте мы видим музеефицированный археологами фундамент. Если фундамент Николо-Ирининской церкви сохранился, то со временем он также станет объектом археологической экспозиции.

Церковь Николы Большой Крест – главная утрата Китай-города и одна из главных во всей Москве. Шедевр архитектуры погиб, на его месте скверик. Концепцией восстановления церкви занимался академик В.Виноградов, архитектор С. Конев ,храм изучала О.Брайцева и многие другие. Но пространственный Николин Крест Китай-города пока остаётся без своего самого красивого храма. Хочется верить, что мы увидим в нашей жизни восстановленный Николин храм. Есть идея поставить в него знаменитый Шумаевский крест (ныне пребывающий в запасниках Музея архитектуры), привлекая в церковь паломников и туристов.

Зарядские Николы погибли целиком. Восстановление церкви Николы Мокрого после сноса остатков советской гостиницы – необходимое и вполне реальное дело (сохранились археологические обмеры П.Н. Максимова). Это будет восстановление исторической справедливости, как и восстановление древней системы улиц на месте гостиницы «Россия».

В 2010 году после расчистки штукатурки, (вместе со Спасом Смоленским на соседней Спасской башне) открылся древний Николин образ на Никольской башне Кремля. Фреску осторожно датируют временем строительства башни, несмотря на утраты и поздние записи. Говорят, что реставраторам и ранее было известно о существовании этих икон, но многие москвичи считают их явление настоящим чудом. Восстановлена также Никольская икона на стене ГУМа.

Таким образом, воссоздав пространственный Николин Крест (собор Николо-Греческого монастыря, церковь Николы «Большой Крест» и церковь Николы Мокрого), мы отчасти восстановим целостность Китай-города как исторической составляющей Москвы, что вполне можно считать серьёзной государственной и общественной задачей.

1. П. Паламарчук, «Сорок Сороков», «Книга и бизнес», «Кром», 1994, т.2, 11,
2. Сейчас в широком доступе в интернете, http://retromap.ru/mapster.php?right=081852
3. Такой точки зрения придерживается большинство исследователей, например Э. Мурзаев. Сведения из: Р.Рахматуллин «Варварка, туда и обратно», журнал «Московское наследие» №3, 2007, с.51.
4. О почитании святителя на Руси написано много книг, например недавно переизданное «Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского» А. Вознесенского и Ф. Гусева 1899 г. и др.
5. Цитата из «Слова похвального на перенесении мощей св. Николая из Мир Ликийских в Бар град пресвитера Андрея, клирика Московского Успенского собора». (цит. по: Г.Я.Мокеев. «Можайск- священный город русских». М., Издательство «КЕДР» 1992 год., с. 20, далее- Мокеев).
6. Мокеев, с.20.
7. Там же, с.25.
8. Там же, с.49.
9. А. Вознесенский и Ф. Гусев. Ук. соч., с.203-204.
10. В Кремле практически отсутствуют Никольские церкви. Никола Гостунский находился восточнее столпа Ивана Великого, т.е. находился на Ивановской, а не на соборной площади.
11. там же, т.1, с. 152,
12. Был капитально перестроен в XIX в. Там же, т.2, с. 58,
13. там же, т.2, с. 28,
14. там же, т.2, с. 64,
15. Придел, возможно, возник позже основного объёма церкви. Там же, т.2, с. 36,
16. Церковь XVI в. была капитально перестроена в XIX в. Там же, т.2, с. 35,
17. там же, т.4, с. 509,
18. Мокеев, с.11.
19. П.Паламарчук. Ук. Соч., т.2, с. 71,
20. «Мокрым» св. Николу называли из-за чуда, случившегося в мае 1090 года в Киеве на Днепре. Утонувшего ребёнка нашли родители живым и невредимым, ещё не обсохшим от воды в церкви у Никольской иконы. Мокеев, с.15
21. Каменное здание XVII века перестроено в XIX веке. Там же, т.2, с.74,
22. П.Паламарчук, т.2, с.23,
23. Конечно, нельзя забывать и о других доминантах Китай-города, прежде всего о Богоявленском монастыре. Этот видный барочный собор, поставлен в к. XVII века Голицыными как родовая усыпальница на месте храма XIV века, а основание монастыря относят к XIII веку. Предполагают, что здесь происходило водосвятие с выходом на реку Неглинную (Л.Беляев, Древние монастыри Москвы по данным археологии, М., 1995). В общем, монастырь возник раньше окружавшего его посада.
Памятную функцию несёт в себе Казанский собор в начале Никольской улицы и Владимирская церковь в её конце. Эти объекты не мешают рассматривать обособленно Никольские церкви в посаде также, как и почитание св. Николы в Церкви не мешает почитанию других святых.

4 комментария

иван иванович больше года назад   Изменить
Какие вы молодцы!
А каковы в принципе перспективы востановления (хотя бы частичного) Зарядья, учитывая явно непростую текущую ситуацию с данной территорией?Где-нибудь, кто-нибудь и когда-нибудь это собирается обсуждать или все традиционно будет решено только между городскими властями и инвесторами?
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Мы надеемся, что келейного решения судьбы этой выдающейся в градостроительном отношении территории удастся избежать. Во всяком случае мы прилагаем к этому усилия.
Последние события (принятие решения (надеюсь не окончательного) о строительстве парламентского центра) пугают тем, что в данном варианте речь идет уже не о каких-то "приземленных" городских властях и инвесторах, а о "высших" силах, которым, по всей видимости, градосроительные проблемы некоего города под названием Москва не сильно интересны. Желаю Вам успехов в деле борьбы с келейностью в принятии решений по данному объекту и по судьбе других территорий. Можно ли как-то Вам помочь?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *