Простые числа
Константин Михайлов
Опубликовано ИА REGNUM
Говорят, что в Москве жилье, даже плохонькое, на окраинах, недоступно по ценам среднему классу. Не верьте, просто места надо знать. Дворянский особняк 1820-х годов, памятник архитектуры регионального значения, известный среди краеведов как «дом Критцкого», создателя революционного кружка ранней николаевской эпохи, затерялся в замоскворецких переулках меж двух Ордынок. Вид его в последнее время не внушал оптимизма, но впрочем, не внушал и паники. Запущенный, с обшарпанным фасадом, одноэтажный домик с мезонином в три окна. Однако же не брошенный, кто-то в нем жил, в округе поговаривали, что некий художник. В самом конце 2010 года на доме появилась надпись «Продажа», и телефон риэлтерской фирмы.
Примерно тогда же в сети обнаружился видеоролик, озаглавленный адресом дома «Голиковский переулок., 9» и тем же словом «продажа». Безыскусный ролик, камера то и дело вздрагивает, лиц не видно, похоже, что гипотетического покупателя водят по дому. В доме творческий беспорядок, кое-где свален мусор, но видны вполне целая деревянная лестница, печи, потемневший паркет, старинные двери с филенками, незатейливое убранство небогатого интерьера. И разговор — соответствующий: «А что это, тут пол проваливается? — Он же 1820 года. — А, понял. А вот тут протечка была? — Была» — и т.п.
Как же торгуют памятниками архитектуры? «Архнадзор» произвел небольшое, посильное и легальное, расследование. В середине июня 2010 года, судя по выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, правообладателем дома в Голиковском переулке числился город Москва. При этом дом находился в аренде аж до 7 июня 2020 года у некоего некоммерческого партнерства «Московская галерея современного искусства». Однако уже в апрельском 33-м выпуске «Информационного бюллетеня» СГУП (Специализированное унитарное государственное предприятие по продаже имущества города Москвы) за 2010 год можно было прочесть, что здание в Голиковском переулке, 9, общей площадью 201, 9 кв. м. продается с аукциона, по стартовой цене 11 933 779 рублей. В майском 47-м выпуске бюллетеня сообщается, что дом был продан ООО «ЭКО СТАНДАРТ» за 12 233 779 рублей. Двести с лишним метров за 12 с лишним миллионов, примерно по две тысячи долларов за квадратный метр. По средней цене московского жилья осени 2005 года — прямо-таки машина времени в действии. И ведь то средняя была цена, а не особняка в историческом центре…
Подозрения, что город Москва в этой сделке несколько, скажем так, продешевил, стали реальностью после ознакомления с более актуальными объявлениями о его перепродаже. Особняк, судя по сайтам риэлторов, оказался с двойным дном. На одном сайте дом предлагается купить за «взрослую» цену — 103.700.000 рублей. Чтобы у покупателя не оставалось сомнений, есть примечание: «Здание в собственности с готовыми документами на реконструкцию (расширение площади до 300 метров)». На другом сайте изображения и планы дома в Голиковском снабжены завлекательными комментариями: «Жилой особняк площадью 312 кв.м. под реконструкцию. Два этажа и цоколь. Есть возможность размещения гостиной, кухни, столовой трех спален, кабинета и гардеробных комнат. Идеально для тех, кто мечтает иметь собственный дом в центре Москвы. В пешей доступности Третьяковская галерея, парки и скверы».
Что касается пешей доступности Третьяковской галереи — чистая правда. А вот со всем остальным, к сведению мечтающих иметь собственный дом в центре Москвы, не все так гладко. Во-первых, согласно выпискам из ЕГРП, назначение помещения и после ухода дома из городской собственности — «нежилое». А во-вторых и в-главных, от перемены собственника, пусть и за подозрительно малую сумму, статус памятника архитектуры никуда не делся. По закону, реконструкция, т.е. наращивание площадей, на памятниках запрещена. И те, кто обещает покупателям «готовые документы на реконструкцию», в лучшем случае выдают желаемое за действительное.
Летом 2010 года ООО «Эко-Стандарт» обращалось в Москомнаследие за согласованием «эскизного проекта реставрации и приспособления объекта культурного наследия регионального значения». Проект согласован не был, о чем гендиректора ООО «Эко-Стандарт» И.С.Волкова Москомнаследие известило официальным письмом за подписью первого заместителя председателя комитета Ирины Савиной еще 16 августа 2010 года. Заказчику также сообщили, что он должен представить заключение государственной историко-культурной экспертизы «о возможности проведения указанных работ».
А 1 сентября 2010 года комиссия Москомнаследия утвердила предмет охраны дома Критцкого. Констатировав, что «объемно-пространственная композиция здания, его внутренняя планировка и структура интерьеров сохранились в первоначальном виде», эксперты внесли в предмет охраны (опись особенностей памятника, подлежащих безусловному сохранению при работах в нем) не только градостроительные характеристики и общий вид здания, но и высотные отметки, конструкцию крыши, наличники и карнизы на фасадах, конструкции и материал стен и перекрытий, вплоть до тесовой обшивки, расположение лестниц, планировку и убранство интерьеров и даже «материал и характер оконных заполнений». Это прямо-таки образцовое в данном случае исполнение Москомнаследием своих прямых обязанностей делает никакие реконструкции памятника невозможными, причем строго по закону.
Фотографии А.Можаева и А.Тутунова.
17 комментариев