Русское дерево — 5

Заключительная часть публикации материалов книги «Русское деревянное зодчество«, изданной АН СССР в 1942 году: многоглавые храмы русского Севера. А также итоговая статистика поголовья памятников деревянного зодчества спустя шесть десятилетий.

Погост Кижи, Заонежский район Карело-Финской ССР.

«Кижский погост — одно из древнейших русских поселений Заонежья — сохранил до наших дней две церкви, принадлежащие к числу наиболее значительных созданий русского деревянного зодчества.

Первая из них, Преображенская, построенная в 1714 г., имеет вид восьмерика с четырьмя прирубами, увенчанного двадцатью двумя главами. Внутри интересен потолок «небом» с балками, украшенными росписью, и трёхстенный иконостас 18в. Наружная тесовая обшивка стен и покрытие бочек и глав железом — поздние.

Вторая церковь — Покровская 1764 г. На невысокой кровле восьмерика девять маленьких восьмериков, несущих главы на круглых шеях; десятая глава увенчивает бочку, покрывающую алтарь. Церковь обшита тёсом, но сохранила лемеховое покрытие глав и бочки и алтаря и тесовое на курицах и потоках трапезной.

Отдельно стоящая шатровая колокольня, построенная в 1874 г. на месте старой, является приблизительным воспроизведением последней.»

В настоящее время ведётся очередная реставрация всемирно знаменитой Преображенской церкви, вызывающая крайне негативную критику. По сообщениям официального сайта Кижского заповедника, поводов для беспокойства нет. По мнению профессионалов, критикующих избранную методику лифтинга, «проект носит экспериментальный характер и его реализация нанесет невосполнимый вред храму«. В настоящее время проблему изучают эксперты ЮНЕСКО.

Погост Чухчерьма, Холмогорский район Архангельской области.

Ильинская церковь, 1657 г.

«До пожара, происшедшего в 1920-х, погост включал наряду с сохранившимися до настоящего времени очаровательной клетской Васильевской церковью (1824?) и восьмигранной шатровой колокольней 1783 г. также интересную многоглавую Ильинскую церковь, уничтоженную пожаром. Ильинская церковь состояла из четверика, покрытого на четыре ската и завершенного шатром с большой главой на высокой шее. Остальные восемь таких же глав окружали центральный шатер, причём их шеи выростали непосредственно из пологих скатов кровли четверика. Уцелели и красивые двери, ведшие из паперти в церковь, и древний величественный пятиярусный иконостас с расписными тяблами и прекрасными дубовыми резными царскими вратами, убранными басмой и слюдой.

Очень близка по типу к Ильинской церкви Сретенская церковь 1688 г. в с. Заостровье близ Архангельска.»

На месте Ильинской церкви пусто, колокольня стоит, Васильевская тоже, но без гранёной алтарной кровли.

Село Шуя, Прионежский район Карело-Финской ССР.

Предтеченская церковь, 18 в.

«Никольский погост на р. Шуе существовал в 16 в. Многоглавая Иоанно-Предтеченская церковь  начала 18 в., в основе своей ярусная, состоит из двух восьмериков, поставленных на нижнем четверике. Очень затейливо и необычно размещённые по ярусам главы образуют интересный силуэт. В непосредственной близости от церкви стоит восьмигранная девятистолпная колокольня, поставленная на низком цоколе-четверике и образующая с церковью удачную архитектурную группу, хорошо вписанную в ландшафт. Церковь испорчена обшивкой и расширенными окнами неприятной формы.»

Сгорела в 1941-м.

Село Ошта, Оштинский район Вологодской области.

Никольская церковь, 1791 г.

«На основном четверике поставлены второй низкий четверик и два уменьшающихся восьмерика. При этом каждая стена обоих четвериков завершается щипцом ломаной конфигурации, напоминающим бочку и увенчанным главой. Алтарей два, каждый покрыт бочкой, врезающейся в пятискатную кровлю.»

Ошта — также сгорела в войну.

Погост Вытегорский, Вытегорский район Вологодской области.

Покровская церковь, 1708 г.

«По преданию, проект церкви сделан Петром 1. Церковь увенчана семнадцатью главами, из которых восемь расположены по две над каждым прирубом, другие восемь — над бочками основного восьмерика и последняя — на втором восьмерике. Кроме того, три главы поставлены над алтарными прирубами. С запада к церкви примыкает галерея с крыльцом. В 1793 церковь была поставлена на каменный фундамент., в 1873 обшита тёсом, а в 1880 покрыта железом, но сохранила древний тябловый иконостас и потолок «небом» с расписными балками.»

Брошенная церковь сгорела в 1963 году. В 2007 году её копия выстроена на территории паркового комплекса «Богословка» в Ленинградской области.

Погост Лядинский, Каргопольский район Архангельской области.

Богоявленская церковь, 1793 г.

«Лядинский погост расположен на открытой ровной площадке на краю группы деревень, улицы которых ведут к погосту.  Погост включает шатровую Покровско-Васильевскую церковь 1743 г., многоглавую Богоявленскую церковь 1793 г. и колокольню «восьмерик на четверике», покрытую шатром. Своеобразно по композиции большое западное крыльцо Богоявленской церкви. В трапезной под обшивкой 1905 г. сохранились два древних резных столба.»

Погост сохранился, Богоявленская церковь реставрируется.

Город Шенкурск, Архангельская область.

Михаило-Архангельский собор, 1681 г.

«Деревянная церковь, построенная «на каменное дело», то есть подражающая формам пятиглавых каменных церквей 17в. Поставленное на высоком подклете здание имело с запада обширный притвор, в который вело крыльцо 1805 г., заменившее первоначальные три крыльца с севера, юга и запада.»

Собор утрачен, видимо ещё до войны.

Город Кола, Мурманская область.

Воскресенский собор, 1681 г.

«Сгорел в 1854 г. и известен лишь по описаниям и недостаточно точным и ясным чертежам. Судя по ним, собор представлял собой группу из трёх церквей, каждая из которых имела вид квадратного в плане высокого сруба с пятистенным прирубом с востока, увенчанного пятиглавием (или шатер с четырьмя главами по углам, или пятиглавый куб). К сильно выдвинутому на запад главному храму с севера, юга и запада примыкали прямоугольные прирубы. Северный и южный прирубы покрыты бочками, несущими двухъярусные четверики с шатриками, а на западном поставлена необычная для русского зодчества двухъярусная круглая башенка с конической кровлей (возможно, конечно, что эта башенка была восьмигранной, но грани её не были переданы на неточном чертеже).»

Один из крупнейших храмов русского севера был уничтожен во время Крымской войны, в ходе атаки на город, предпринятой английским пароходом-фрегатом «Миранда».

Итого:  из 9 памятников этого раздела до наших дней сохранились 3.

По итогам всех частей публикации: из 70 памятников, перечисленных в издании 1942 года до наших дней сохраняются 28, из них 5 перенесены в заповедники, 2 в данный момент разобраны. Примерно половина сохраняющихся на местах памятников нуждаются в реставрации либо находятся в остром аварийном состоянии.

Материал подготовили Александр Можаев и Андрей Павличенков

16 комментариев

С искренней признательностью и благодарностью к людям, подготовившим эту публикацию. Хотя, как печально все это.........
не понятно - публикация 1942 года претендует на полноту, или храмы приведены выборочно? в любом случае огромное спасибо за материал!
Нет, конечно, это лишь часть огромного наследия, сохранявшегося в первой половине ХХ века. "Настоящее издание ограничеваяется общим обзором русского деревянного зодчества и иллюстративным материалом, характеризующим основные типы построек, их архитектурные особенности, конструктивные и композиционные приёмы, связь зданий с окружающей природой" - т.е для альбома выбраны наиболее типологически яркие и характерные примеры.
Грустная картина получается из вышеуказанных материалов. А известен ли авторам тот факт, что близ той же Карелии в с. Пидьма Подпорожского района, Ленинградской области, старинный полуразрушенный Храм (19 века) в котором все советское время была дискотека и общественный туалет для местных алкашей за 2 года полностью восстановлен по имеющимся чертежам и сейчас функционирует в полной мере и радует прихожан. И такой случай не один. Не все же так плохо...
ОК, Пидьма. Восстановлена Преображенская каменная церковь 1830 года. А одноименная деревянная, известная по снимкам Прокудина-Горского, полностью утрачена. Как и еще одна каменная, Никольская 1844 года. Так что счет 2:1 (точнее 3:1) не в нашу пользу.
VL, таких случаев очень немного, а если учесть, что в годы советской власти было уничтожено не менее 25 000 храмов, то такие случаи вообще кажутся мизерными. к тому же подавляющее большинство храмов восстанавливаются в неисторическом виде, с грубейшим нарушением не только оттделки, но порой даже пропорций, что придает им даже пошлый вид, что недопустимо не только для архитектуры, но в первую очередь для самого храма, который отражает уровень духовной культуры людей
я еще хотел обратиться к администрации. если Вы в курсе, скажите в СССР и современной России при переносе памятников архитектуры в музеи вопрос создания их копии на историческом месте вообще не ставится? и неужели для деревянных храмов, находящихся в провинции, которых так мало осталось, нельзя разработать программу защиты? я слышал, есть специальные реставрационные пропитки, позволяющие зданию не гореть в огне
Юлия Викторова больше года назад   Изменить
Есть такие технологии. Для этого деревянную постройку придется разобрать и по бревнышку пропитать раствором на достаточную глубину в специальных емкостях-резервуарах под давлением. После чего собрать заново. При пожаре получившийся материал не горит, но как бы обугливается. На наше дерево это уже не похоже становится. Медленно и очень недешево. Гороздо практичнее организовать должную охрану. Если уж мы и это неспособны сделать по причине беспробудного пьянства, нищеты и одичания местного населения (за что отдельное спасибо КПСС), то пошто нам столь проблемные памятники старины? Мы и кирпичные постройки 19 в. не хотим, не умеем и не можем сохранять-((
Ведь их переносят не от сытой жизни, а потому что там, на родине заботиться о них более некому. Для кого тогда строить копии?..
Не совсем это правда. Может и нашелся бы кто, да место уже пусто... Некоторые не могут расстаться со старой квартирой, потому что привыкли к трещинам на стене. А что чувствовали люди, у которых из-под окон увезли церковь, например :) И совсем неважно - стояла церковь прямо под окном или за три километра. Психологический эффект может быть одинаков. Это и есть разрушение культурной среды, которое необратимо.По хорошему, подлинники надо оставлять на месте, а в музеях возводить макеты в свое удовольствие.
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Это действительно проблема. Мне тоже кажется, что просто вывозить подлинники, не оставляя ничего взамен, - это действие сродни ограблению просвещенными колонизаторами нецивилизованных колоний. Даже если ныне живущему местному населению это наследие не нужно, это не значит, что оно не понадобится будущим поколениям. Поэтому, на мой взгляд, в идеале правильно было бы оставлять копии. Оригиналы, увы, оставлять не всегда можно. В музее безопаснее. Только это нереально. Слишком дорого, особенно если копия хорошая. А плохая зачем? И, конечно, появление копии сразу ставит проблему фальсификации исторической среды. Но, поскольку вывозы представляют собой все-таки довольно редкие акции, я думаю, такие действия не привели бы к масштабной фальсификации.
У нас в Свиблово стоит деревянная часовенка у метро. Прошел слух, что вскорости разберут ее и увезут куда-то вдаль. А на ее месте станет очередной какой-то супер...
Ольга Азарова больше года назад   Изменить
Вчерашняя трагедия: http://top.rbc.ru/incidents/06/05/2013/856690.shtml Еще одним уникальным ансамблем стало меньше.
Ну так заканчивай бухать, получи образование, найди работу с приличным заработком, ознакомься с цивилизацией, может процесс одичания в твоем случае обратится вспять... Хотя если Бог мозгов не дал с рождения, думать научиться тебе не суждено.
Благодарствую за чудесную просто публикацию. Вот что надо показывать и рассказывать в школах ( и не только).
В списке нет великолепной Сретенской церкви в с. Заостровье (Архангельская обл.), срубленной в 1688 году, кстати очень похожей на Ильинскую церковь в Чухчерьме. Сюда же пожалуй можно добавить церковь Димитрия Солунского в с. Щелейки (Ленинградская обл.), 1783 года постройки. В целом данное издание охватывает далеко не все ценные памятники деревянного зодчества, так что делать обобщающие выводы по страшным цифрам "28 из 70", конечно не стоит. Но правда и то, что действительно очень многие памятники были утеряны, в том числе, и уже в 20 веке - когда вроде бы осознание культурной ценности историко-архитектурного наследия уже произошло, как и то, что многие (возможно даже большая часть) деревянные шедевры и в наше время пребывают в, мягко говоря, неудовлетворительном состоянии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *