Русское дерево — 5
Заключительная часть публикации материалов книги «Русское деревянное зодчество«, изданной АН СССР в 1942 году: многоглавые храмы русского Севера. А также итоговая статистика поголовья памятников деревянного зодчества спустя шесть десятилетий.
Погост Кижи, Заонежский район Карело-Финской ССР.
«Кижский погост — одно из древнейших русских поселений Заонежья — сохранил до наших дней две церкви, принадлежащие к числу наиболее значительных созданий русского деревянного зодчества.
Первая из них, Преображенская, построенная в 1714 г., имеет вид восьмерика с четырьмя прирубами, увенчанного двадцатью двумя главами. Внутри интересен потолок «небом» с балками, украшенными росписью, и трёхстенный иконостас 18в. Наружная тесовая обшивка стен и покрытие бочек и глав железом — поздние.
Вторая церковь — Покровская 1764 г. На невысокой кровле восьмерика девять маленьких восьмериков, несущих главы на круглых шеях; десятая глава увенчивает бочку, покрывающую алтарь. Церковь обшита тёсом, но сохранила лемеховое покрытие глав и бочки и алтаря и тесовое на курицах и потоках трапезной.
Отдельно стоящая шатровая колокольня, построенная в 1874 г. на месте старой, является приблизительным воспроизведением последней.»
В настоящее время ведётся очередная реставрация всемирно знаменитой Преображенской церкви, вызывающая крайне негативную критику. По сообщениям официального сайта Кижского заповедника, поводов для беспокойства нет. По мнению профессионалов, критикующих избранную методику лифтинга, «проект носит экспериментальный характер и его реализация нанесет невосполнимый вред храму«. В настоящее время проблему изучают эксперты ЮНЕСКО.
Погост Чухчерьма, Холмогорский район Архангельской области.
Ильинская церковь, 1657 г.
«До пожара, происшедшего в 1920-х, погост включал наряду с сохранившимися до настоящего времени очаровательной клетской Васильевской церковью (1824?) и восьмигранной шатровой колокольней 1783 г. также интересную многоглавую Ильинскую церковь, уничтоженную пожаром. Ильинская церковь состояла из четверика, покрытого на четыре ската и завершенного шатром с большой главой на высокой шее. Остальные восемь таких же глав окружали центральный шатер, причём их шеи выростали непосредственно из пологих скатов кровли четверика. Уцелели и красивые двери, ведшие из паперти в церковь, и древний величественный пятиярусный иконостас с расписными тяблами и прекрасными дубовыми резными царскими вратами, убранными басмой и слюдой.
Очень близка по типу к Ильинской церкви Сретенская церковь 1688 г. в с. Заостровье близ Архангельска.»
На месте Ильинской церкви пусто, колокольня стоит, Васильевская тоже, но без гранёной алтарной кровли.
Село Шуя, Прионежский район Карело-Финской ССР.
Предтеченская церковь, 18 в.
«Никольский погост на р. Шуе существовал в 16 в. Многоглавая Иоанно-Предтеченская церковь начала 18 в., в основе своей ярусная, состоит из двух восьмериков, поставленных на нижнем четверике. Очень затейливо и необычно размещённые по ярусам главы образуют интересный силуэт. В непосредственной близости от церкви стоит восьмигранная девятистолпная колокольня, поставленная на низком цоколе-четверике и образующая с церковью удачную архитектурную группу, хорошо вписанную в ландшафт. Церковь испорчена обшивкой и расширенными окнами неприятной формы.»
Сгорела в 1941-м.
Село Ошта, Оштинский район Вологодской области.
Никольская церковь, 1791 г.
«На основном четверике поставлены второй низкий четверик и два уменьшающихся восьмерика. При этом каждая стена обоих четвериков завершается щипцом ломаной конфигурации, напоминающим бочку и увенчанным главой. Алтарей два, каждый покрыт бочкой, врезающейся в пятискатную кровлю.»
Ошта — также сгорела в войну.
Погост Вытегорский, Вытегорский район Вологодской области.
Покровская церковь, 1708 г.
«По преданию, проект церкви сделан Петром 1. Церковь увенчана семнадцатью главами, из которых восемь расположены по две над каждым прирубом, другие восемь — над бочками основного восьмерика и последняя — на втором восьмерике. Кроме того, три главы поставлены над алтарными прирубами. С запада к церкви примыкает галерея с крыльцом. В 1793 церковь была поставлена на каменный фундамент., в 1873 обшита тёсом, а в 1880 покрыта железом, но сохранила древний тябловый иконостас и потолок «небом» с расписными балками.»
Брошенная церковь сгорела в 1963 году. В 2007 году её копия выстроена на территории паркового комплекса «Богословка» в Ленинградской области.
Погост Лядинский, Каргопольский район Архангельской области.
Богоявленская церковь, 1793 г.
«Лядинский погост расположен на открытой ровной площадке на краю группы деревень, улицы которых ведут к погосту. Погост включает шатровую Покровско-Васильевскую церковь 1743 г., многоглавую Богоявленскую церковь 1793 г. и колокольню «восьмерик на четверике», покрытую шатром. Своеобразно по композиции большое западное крыльцо Богоявленской церкви. В трапезной под обшивкой 1905 г. сохранились два древних резных столба.»
Погост сохранился, Богоявленская церковь реставрируется.
Город Шенкурск, Архангельская область.
Михаило-Архангельский собор, 1681 г.
«Деревянная церковь, построенная «на каменное дело», то есть подражающая формам пятиглавых каменных церквей 17в. Поставленное на высоком подклете здание имело с запада обширный притвор, в который вело крыльцо 1805 г., заменившее первоначальные три крыльца с севера, юга и запада.»
Собор утрачен, видимо ещё до войны.
Город Кола, Мурманская область.
Воскресенский собор, 1681 г.
«Сгорел в 1854 г. и известен лишь по описаниям и недостаточно точным и ясным чертежам. Судя по ним, собор представлял собой группу из трёх церквей, каждая из которых имела вид квадратного в плане высокого сруба с пятистенным прирубом с востока, увенчанного пятиглавием (или шатер с четырьмя главами по углам, или пятиглавый куб). К сильно выдвинутому на запад главному храму с севера, юга и запада примыкали прямоугольные прирубы. Северный и южный прирубы покрыты бочками, несущими двухъярусные четверики с шатриками, а на западном поставлена необычная для русского зодчества двухъярусная круглая башенка с конической кровлей (возможно, конечно, что эта башенка была восьмигранной, но грани её не были переданы на неточном чертеже).»
Один из крупнейших храмов русского севера был уничтожен во время Крымской войны, в ходе атаки на город, предпринятой английским пароходом-фрегатом «Миранда».
Итого: из 9 памятников этого раздела до наших дней сохранились 3.
По итогам всех частей публикации: из 70 памятников, перечисленных в издании 1942 года до наших дней сохраняются 28, из них 5 перенесены в заповедники, 2 в данный момент разобраны. Примерно половина сохраняющихся на местах памятников нуждаются в реставрации либо находятся в остром аварийном состоянии.
Материал подготовили Александр Можаев и Андрей Павличенков
16 комментариев