Вандал, который живет на крыше. Открытый финал
Наталья Самовер
21 февраля завершился судебный процесс по иску Департамента культурного наследия Москвы к Татьяне Егоровой — владелице квартиры в памятнике архитектуры регионального значения — Доме полярников на Никитском бульваре, 7Б, надстроившей над своим жильем мансарду площадью 172,3 кв. м. Подробности этой истории хорошо известны нашим читателям, следящим за ее развитием с лета минувшего года.
Наконец Пресненский районный суд вынес решение: признать мансарду самовольной постройкой и обязать ее хозяйку в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу снести самострой за счет собственных средств и восстановить крышу в соответствии с историческим обликом здания.
Появление надстройки над квартирой в левом крыле знаменитого Дома Главсевморпути (он же Дом полярников, архитекторы Александр Мейснер (1901) и Евгений Иохелес (1937)) заметили бдительные волонтеры «Архнадзора». Было это далекой осенью 2009-го. Красота и достоинство этого дома, увешанного как орденами мемориальными досками и несущего солидную табличку с надписью «охраняется государством», вошли в столь вопиющее противоречие с уродливым металлическим корытом, самодовольно взгромоздившимся на самое видное место, что на это не могла не отреагировать пресса.
Москомнаследие и Пресненская межрайонная прокуратура, каждое по своей линии, занялись проверками и установили – перед нами самострой. Этот вывод подтвердила городская комиссия по пресечению самовольного строительства при Правительстве Москвы. Единственным городским ведомством, которое благословило содеянное, оказалась, как мы теперь знаем, Мосжилинспекция. Полтора года спустя представитель этой организации утверждал в суде, что, согласуя проект и затем принимая выполненную работу, его коллеги искренне полагали, что имеют дело с обычном переустройством – переносом перегородок, устройством дополнительного санузла, камина и т.п. Глядя на план, специалисты Мосжилинспекции якобы и помыслить не могли, что переустройство будет развиваться не только в плоскости, но и в объеме, и приведет к появлению на месте исторического чердака полноценного мансардного этажа, покрытого характерной ломаной кровлей. Не помышляли сотрудники Мосжилинспекции и о том, что роскошный «сталинский» дом в центре Москвы может оказаться объектом культурного наследия, требующим особого порядка согласования любых перепланировок. Не пришло это в голову и владелице квартиры – на этом настаивали в суде ее представители. Не обременяя далее читателя пересказом судебных прений, констатируем: суд встал на сторону здравого смысла, закона и культуры.
Поздравляем Департамент культурного наследия и особенно его правовое управление с заслуженной и нелегкой победой. Поздравляем наших волонтеров, которые дали старт этой эпопее, и всех, кто так или иначе поддерживал эту борьбу на протяжении полутора лет, – сотрудников правоохранительных органов, журналистов, градозащитников и всех москвичей, неравнодушных к судьбе Дома полярников.
А что же дальше? Учитывая безрадостную перспективу расставания со столь привлекательной недвижимостью, можно не сомневаться в том, что ответчица будет упорно обжаловать судебное решение, так что до вступления его в законную силу еще далеко. Более, того, практика показывает, что даже после того, как все инстанции будут пройдены, ответчики по подобным делам все равно не горят желанием добровольно исполнять решение суда. В таком случае в дело вступают судебные приставы. У всех на памяти устрашающие картины разрушения домов в поселке «Речник» под руководством крепких мужчин в стальных касках, с дубинками, одетых в черную форму с эмблемой, напоминающей чекистский «щит и меч». Увы, Служба судебных приставов не столь уж могущественна.
По словам главного судебного пристава города Фердауиса Юсупова, в 2010 г. московские приставы добились сноса 240 самостроев, тогда как в производстве у них находилось 707 исполнительных производств о сносе незаконно возведенных строений, то есть за прошедший год даже таким бравым молодцам удалось исполнить лишь около трети судебных решений. Похоже, москвичам и гостям столицы предстоит еще долго наблюдать изуродованный Дом полярников…
Однако ускорить решение этой проблемы все-таки можно. Пункт 1 статьи 206 Гражданско-процессуального кодекса РФ позволяет суду непосредственно в своем решении указать, что если ответчица в течение установленного срока не выполнит решение суда, истец, то есть Департамент культурного наследия, вправе сам организовать демонтаж незаконной надстройки с последующим взысканием расходов с ответчицы. Полный текст решения Пресненского суда станет известен дней через десять; вот тогда и станет понятно, сколько нам еще придется ожидать окончательного торжества законности на отдельно взятом Никитском бульваре.
А между тем и иск Департамента культурного наследия, и решение Пресненского суда уже получили значение прецедента. Впервые в Москве вынесено решение о сносе мансарды, надстроенной не на офисном особняке, принадлежащем единственному владельцу, а на многоквартирном доме. Произвол жильцов, покупающих квартиры на верхних этажах исторических зданий в расчете на легкое удвоение жилплощади за счет сооружения мансарды, — одна из болезненных проблем современной Москвы. Дошло до того, что риэлторские агентства открыто завлекают покупателей возможностью надстройки мансард на зданиях, являющихся памятниками архитектуры.
Так, уникальный шанс стать правонарушителями за свои же собственные деньги получают покупатели квартир в легендарном Доме страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре и в Доме Наркомата путей сообщения на Спиридоновке (первый – объект культурного наследия федерального, второй — регионального значения).
Пусть послужит вам предостережением, дорогие покупатели, печальная история гражданки Егоровой Т.И., напрасно пытавшейся совершить то, что не удалось ни одному герою-полярнику.
Фото http://oldmos.ru/ и Натальи Самовер.
23 комментария