Остановить поправку!
Заявление общественного движения «Архнадзор»
В преддверии намеченного на 26 января рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Общественное движение «Архнадзор» считает необходимым заявить:
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» является одним из важнейших законодательных актов, обеспечивающих существование и устойчивое развитие отечественной культуры. В современных условиях сохранение культурного кода нации, заключенного в ее наследии, имеет высокую политическую значимость как один из аспектов обеспечения национальной безопасности.
В связи с этим мы считаем, что внесение любых изменений в данный закон требует крайне взвешенного и ответственного подхода.
Пакет поправок, рассмотрение которых предстоит в ближайшее время, в течение нескольких месяцев проходил всестороннее обсуждение на заседаниях рабочей группы при Комитете по культуре Государственной Думы, в состав которой входили высококвалифицированные специалисты в области сохранения культурного наследия, юристы, представители государственных органов охраны памятников, профильных общественных организаций и, в частности, представитель «Архнадзора».
В процессе обсуждения рабочей группой был отклонен ряд поправок, представляющих, по мнению специалистов, опасность для сохранения культурного наследия России. Тем не менее, Комитетом по культуре были рекомендованы к принятию парламентом отвергнутые рабочей группой поправки, известные как поправки Плескачевского и Давитиашвили.
В результате активных и согласованных действий, экспертного сообщества и градозащитной общественности страны удалось добиться изменения редакции поправок Виктора Плескачевского и снять угрозу включения в текст закона нормы, позволяющей осуществлять реконструкцию объектов культурного наследия.
Однако по-прежнему сохраняется угроза принятия поправки, внесенной депутатом Госдумы от фракции ЛДПР Денисом Давитиашвили (в настоящее время авторизована председателем Комитета по культуре Григорием Ивлиевым), которая представляет собой новую редакцию Ст. 23 Федерального закона «Исключение объекта культурного наследия из реестра». Предлагается передать полномочия по снятию объектов с государственной охраны (исключению из Единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации) от Правительства России федеральному органу охраны объектов культурного наследия.
Общественное движение «Архнадзор» полагает, что данная поправка является крайне опасной по следующим основаниям:
В настоящее время коррупционное давление в сфере недвижимости крайне велико. Для того, чтобы успешно противостоять ему, необходима процедура, оснащенная серьезными «степенями защиты», которые сейчас предлагается очень существенно ослабить.
Принятие любого акта Правительства РФ сопровождается достаточно сложным процессом согласования, который сам по себе является фильтром и защитой от возможных ошибок и лоббирования. Между тем, на уровне федерального органа охраны объектов культурного наследия порядок принятия таких решений никак не прописан, не обеспечен подзаконными актами. Это заставляет опасаться того, что снятие памятников с охраны будет осуществляться простым приказом руководителя ведомства. Таким образом открывается возможность для превращения федерального органа в ничем не защищенную площадку для лоббирования и коррупции.
Предварительно выявлен значительный коррупционный потенциал данной поправки. Изменение действующего порядка снятия с охраны влечет за собой значительное упрощение процедуры, что спровоцирует массовые обращения о снятии с охраны объектов культурного наследия, а также может послужить искушением для искусственного создания ситуаций утраты историко-культурной ценности объектов (поджоги и якобы случайные аварии и разрушения памятников). Поскольку наличие охранного статуса объекта является существенным обременением при его приватизации, можно предполагать, что коммерческие структуры, заинтересованные в приватизации объектов недвижимости, будут стремиться снять с них статус памятников, чтобы избавиться от обременения. Интенсивность их усилий в этом направлении будет пропорциональна ожидаемой коммерческой выгоде. Все это повлечет за собой массированную утрату Россией недвижимого культурного наследия.
Поправка Давитиашвили/Ивлиева также предусматривает в качестве одного из оснований для исключения объекта из реестра «установление факта, что предмет охраны, явившейся основанием для включения объекта культурного наследия в реестр, не имел историко-культурного значения или является недостоверным». Между тем, понятие «предмет охраны» недостаточно четко описано действующим законодательством, отсутствует утвержденная методика определения предметов охраны, что приводит к многочисленным случаям намеренной манипуляции и необоснованного сокращения предмета охраны с целью облегчить реализацию на зданиях-памятниках работ, запрещенных законодательством об охране культурного наследия. Таким образом, опора на предмет охраны в данном случае является одним из очевидно коррупциогенных факторов, заложенных в поправку.
Изначально заложенная законодателем система, согласно которой постановка объектов культурного наследия на охрану (включение в реестр) осуществляется нижестоящими органами власти, а снятие с охраны — исключительно Правительством РФ, отражает высокий уровень ответственности государства за сохранение национального культурного наследия. Уменьшение степени защищенности объектов культурного наследия противоречит закрепленному в действующем законодательстве принципу гарантирования сохранности культурного наследия.
Для Правительства РФ эта функция не является обременительной. За последние два года решение об исключении объекта культурного наследия из реестра принималось Правительством лишь однажды (мемориальная квартира художника Н.Куприянова в Москве, находившаяся в доме, по адресу: Малый Знаменский переулок, д.7/10, стр. 1, который к тому моменту был полностью снесен).
На сегодня отсутствует ясность в понимании того, кому передаются полномочия, изымаемые у Правительства РФ. Возможно упразднение Росохранкультуры и передача ее функций Министерству культуры РФ, однако решение до сих пор не принято. Таким образом, неясно, какой именно государственный орган будет в дальнейшем являться уполномоченным в сфере охраны культурного наследия. По имеющейся у нас информации, ни Росохранкультура, ни Министерство культуры РФ не являлись инициаторами изменения порядка исключения памятников из реестра и не запрашивали себе подобные полномочия.
Учитывая вышеизложенное, Общественное движение «Архнадзор» обращается к Государственной Думе с призывом отложить второе чтение законопроекта о внесении изменений в закон «Об объектах культурного наследия», а Комитет по культуре Госдумы – вернуться к рассмотрению целесообразности принятия поправки Давитиашвили/Ивлиева, в частности, с точки зрения ее высокой коррупциогенности.
Мы призываем депутатов Госдумы в случае вынесения данного законопроекта на второе чтение в нынешнем его виде, потребовать отдельного голосования по данной поправке и проголосовать против ее принятия.
Мы также напоминаем об обращении авторитетных российских и зарубежных специалистов к президенту России Дмитрию Медведеву, обнародованном в конце 2010 г. и поддержанном тысячами подписей, в котором содержится просьба наложить президентское вето на данный закон, в случае, если его версия, принятая Госдумой в трех чтениях, будет содержать поправки Плескачевского и Давитиашвили.
Со своей стороны, мы продолжаем делать все возможное для того, чтобы убедить власть и общество в недопустимости принятия поправки Давитиашвили/Ивлиева, которая может стать тяжелейшим ударом по культурному наследию России.
В настоящее время проводится независимая антикоррупционная экспертиза данной поправки специалистом, аккредитованным для проведения подобных экспертиз при Министерстве юстиции РФ.
Мы помним о том, к каким последствиям привело незаконное упрощение процедуры снятия статуса выявленного объекта культурного наследия в Москве в 2009 году (деятельность пресловутой «Расстрельной комиссии»). От пожаров, странным образом совпавших со временем существования комиссии, пострадали дом Быкова и палаты Гурьевых. Несколько памятников, включая московскую Соборную мечеть, лишились статуса выявленных объектов культурного наследия по надуманным основаниям, статус ряда объектов был сохранен только благодаря прекращению существования «Расстрельной комиссии». Все это происходило на фоне откровенной заинтересованности коммерческих структур в осуществлении девелоперских проектов, реализации которых препятствовало наличие у соответствующих объектов охранного статуса.
За время осуществления этого своего рода эксперимента или репетиции Москва понесла невосполнимые утраты культурного наследия.
Мы не хотим, чтобы подобное стало происходить по всей России.
Поправка Давитиашвили/Ивлиева должна быть отклонена.
PS. 26.01.11: И.о. главы Росохранкультуры Виктор Петраков выступил против поправки в закон «Об объектах культурного наследия».
Фото Владимира Сергеева