Письмо историков
Ряд видных историков Москвы, искусствоведов и краеведов обратились 5 декабря к мэру Москы Сергею Собянину с открытым письмом, в котором они призывают спасти памятник архитектуры — усадьбу Глебовых-Стрешневых Шаховских на Большой Никитской улицы от реконструкции и нового строительства. Ряд зданий усадьбы уже снесены в 2009 году, главный усадебный дом надстроен новым этажом, согласно проекту, планируется перекрытие усадебного двора и строительство на месте снесенных флигелей нового здания музыкального театра. По общему мнению авторов письма, историческому наследию Москвы уже нанесен значительный ущерб.
«Пока новое строительство в усадьбе Глебовых-Стрешневых-Шаховских не началось, облик и образ памятника архитектуры еще можно восстановить и спасти. Мы надеемся, что городские власти примут единственно верное и основанное на законе решение – привести проект в соответствие с действующим законодательством об объектах культурного наследия, отказаться от сноса, нового строительства и реконструкции на памятнике архитектуры”, — говорится в письме, авторы которого поддерживают принятое в октябре 2010 года решение городских властей приостановить строительные работы в усадьбе.
Текст письма мэру Москвы Сергею Собянину:
Уважаемый Сергей Семенович!
Нас, представителей профессионального и экспертного сообщества в области охраны и реставрации объектов культурного наследия России, истории Москвы, заставляет обратиться к вам тревожная ситуация, сложившаяся вокруг судьбы одного из самых интересных и оригинальных памятников московской архитектуры XVIII-XIX веков – городской усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских (ул. Большая Никитская, 19/16, стр. 1, 2).
В ходе осуществления проекта т.н. «реставрации с приспособлением», на деле являющегося проектом реконструкции этой усадьбы, в 2009-2010 гг. полностью снесен полуциркульный флигель (циркумференция) конца XVIII — начала XIX вв., разобран, за исключением фасадной стены, флигель XIX века, главный усадебный дом надстроен дополнительным этажом. Более того, проект предусматривает разборку еще одного флигеля, перекрытие усадебного двора и строительство на территории усадьбы нового здания для музыкального театра «Геликон-опера». В результате ущерб, уже нанесенный историко-архитектурному наследию Москвы уничтожением части построек усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских, дополнится полным искажением ее исторического облика, планировки и объемно-пространственной композиции. Излишне напоминать, что и федеральное законодательство об объектах культурного наследия, и Закон города Москвы о памятниках истории и культуры запрещают снос памятников, их реконструкцию и новое капитальное строительство на них.
Не может не вызывать возмущения и недоумения тот факт, что здание входившего в состав памятника архитектуры полуциркульного флигеля (циркумференции) было снесено без разрешения соответствующих инстанций. В январе 2009 года Росохранкультурой была разрешена лишь фрагментарная разборка участков кладки, однако здание уничтожено полностью. Решение о его сносе не принималось и Комиссией при правительстве Москвы по вопросам сохранения зданий в исторически сложившихся районах Москвы.
Утверждения, что усадебные здания по адресу Большая Никитская ул., 19/16, будто бы не являлись памятником архитектуры (объектом культурного наследия) федерального значения, по нашему общему мнению, абсолютно не соответствуют действительности.
Статус памятника архитектуры регионального значения был присвоен усадьбе в 1992 году решением Президиума Моссовета, а федерального значения — в 1995 году Указом Президента России. В состав памятника архитектуры, согласно его официальному паспорту, входили все усадебные строения, в том числе и снесенные в 2009 году. Статус памятника архитектуры применительно к усадьбе неоднократно фигурирует и в нормативных документах Правительства Москвы 2002-2007 гг., и в проектной документации, и в официальных документах Москомнаследия. Разрешения на работы в усадьбе в 2006-2009 гг. выдавали Росохранкультура и Москомнаследие, чего не требовалось бы, если бы усадьба не имела охранного статуса.
Ссылки на расхождение фактического адреса усадьбы (Большая Никитская ул., 19/16) и адреса, приведенного в тексте Указа Президента России о принятии ее на государственную охрану как памятника архитектуры федерального значения (Большая Никитская ул., 19/13), не могут служить обоснованием для отрицания наличия охранного статуса у усадебных зданий. Нельзя не учитывать прямые указания на тип объекта, его датировку и авторство в тексте Указа Президента России. Указом Президента РФ статус памятника федерального значения был присвоен именно усадьбе Глебовых-Стрешневых XVIII-XIX веков, созданной архитекторами Кольбе и Терским, а не зданию театра «Парадиз» 1880-х гг., находящемуся по адресу Большая Никитская ул., 19/13, построенному архитекторами Терским и Шехтелем. Фактическое местоположение объекта культурного наследия федерального значения по адресу Большая Никитская ул., 19/16 подтверждено письмом Генеральной прокуратуры России и официальным заключением специалистов Государственного института искусствознания.
Наконец, вся территория предполагаемого строительства находится в границах объединенной охранной зоны памятников истории и культуры, утвержденной Правительством Москвы еще в 1997 г. Законодательство запрещает новое строительство на территории охранных зон, за исключением мер по регенерации (восстановлению) утраченных элементов историко-градостроительной среды.
Мы с глубоким удовлетворением восприняли принятое в октябре 2010 года решение городских властей приостановить строительные работы в усадьбе. У нас появилась надежда, что градостроительная политика нового Правительства Москвы, связанная с отказом от одобренных прежним руководством города строительных проектов, угрожающих разрушением или искажением памятников архитектуры и исторического облика Москвы (остановка строительства на Боровицкой площади, отказ от реконструкции и нового строительства на Провиантских складах, от строительства офисного комплекса на Хитровской площади и др.) позволит спасти и восстановить усадьбу Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской улице.
Однако в последние недели мы стали свидетелями беспрецедентного и неприкрытого давления на Правительство Москвы: все чаще звучат голоса, подвергающие критике решение городских властей о приостановке строительства в усадьбе, призывающие к продолжению ее реконструкции, отрицающие очевидное: ценность и древность ее строений и даже саму ее принадлежность к объектам культурного наследия. Главным императивом продолжения реконструкции при этом называется необходимость развития музыкального театра «Геликон-опера».
Прекрасно понимая необходимость развития музыкальных театров, мы не можем согласиться с тем, что Правительство Москвы в данном случае фактически призывают делать это ценой гибели объектов историко-архитектурного наследия столицы, которое само по себе является уникальной и невосполнимой ценностью, перспективным ресурсом развития города. Мы выражаем надежду, что Правительство Москвы не допустит в данном случае противопоставления интересов развития различных сфер столичной культуры, выделив другой участок для строительства новой сцены музыкального театра.
Пока новое строительство в усадьбе Глебовых-Стрешневых-Шаховских не началось, облик и образ памятника архитектуры еще можно восстановить и спасти. Мы надеемся, что городские власти примут единственно верное и основанное на законе решение – привести проект в соответствие с действующим законодательством об объектах культурного наследия, отказаться от сноса, нового строительства и реконструкции на памятнике архитектуры. В целях ликвидации ущерба, нанесенного памятнику, необходимо провести реставрационное воссоздание снесенных зданий, разобрать новую надстройку на главном доме усадьбы и завершить реставрацию с приспособлением для малой сцены театра «Геликон-опера».
Ю.А. Веденин,
доктор географических наук, профессор, директор Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, председатель Общества изучения русской усадьбы
Н.О. Душкина,
профессор МАрхИ, эксперт Международного совета по охране исторических памятников (ICOMOS), лауреат премии им. А.И. Комеча
Т.Е. Каменева,
заслуженный деятель искусств России, архитектор-реставратор высшей категории, заведующая кафедрой реставрации факультета искусствоведения РГГУ
В.Ф. Козлов,
заведующий кафедрой региональной истории РГГУ, лауреат премии им. Д.С. Лихачева, председатель Союза краеведов России и Московского краеведческого общества
В.Б. Муравьев,
писатель, москвовед, председатель комиссии «Старая Москва»
Г.К. Смирнов,
Заведующий отделом Свода памятников художественной культуры Государственного института искусствознания.
PS1. Pаместитель гендиректора Государственного музея-заповедника «Московский Кремль», доктор искусствоведения Андрей Баталов характеризовал реконструкцию усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских как пример нигилизма по отношению к историческому наследию:— Я убежден, что пользователь должен приспосабливаться к памятнику, а не памятник приспосабливать под себя. Совершенно непонятно, почему усадьбу приспосабливают под театр, нарушая ее структуру. Почему не построить новую сцену театра в другом месте, в районе, требующем обустройства, в том числе и культурного? Это порочный подход к наследию исключительно как к имуществу, как к абстрактной пространственной среде, где можно с комфортом обустроиться.
PS2. Потомок княжеского рода Шаховских призывает правительство Москвы защитить усадьбу Глебовых-Стрешневых-Шаховских от искажения и нового строительства:
— Усадьба Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской улице в Москве – это совершенно исключительный и интересный комплекс, который отражает эволюцию российской архитектуры с XVIII до самого конца XIX века, и тот факт, что ее облик может быть искажен в результате реконструкции и нового строительства, представляется мне совершенно нелепым и диким, — заявил в интервью сайту archnadzor.ru Дмитрий Михайлович Шаховской, потомок княжеского рода Шаховских, доктор историко-филологических наук, профессор Свято-Сергиевского богословского института (Париж). – Дело не в том, что это здание связано с историей моего рода: этот комплекс может быть интересен каждому москвичу, который имеет минимальное культурное образование. Я надеюсь, что правительство Москвы сможет защитить усадьбу от искажения, — добавил Дмитрий Шаховской: «Всегда есть время одуматься. И лучше, может быть, поздно, чем никогда».
Облик Москвы в последние годы сильно переменился, отмечает Дмитрий Шаховской, и больше всего беспокоят утраты исторической Москвы. Великое государство должно бережно относиться к своим историческим памятникам, особенно Россия, которая потеряла их великое множество. Исторические памятники — это совершенно исключительный национальный капитал, который, когда он уничтожается, невозвратим. Необходимо сохранять облик исторического центра Москвы, иначе, я боюсь, что в конечном итоге, Москва может перестать быть настоящим туристическим объектом, — подчеркнул Дмитрий Шаховской.
Строительство нового театрального зала на месте усадебного двора – это использование государственных денег в ущерб культуре и в ущерб культурному здравому смыслу, подчеркнул Дмитрий Шаховской. Противопоставление интересов развития театра интересам сохранения московского наследия, по мнению князя Шаховского – «это искусственное столкновение. Если нужен новый театральный зал, его можно устроить в другом месте».
Надо думать не только о нынешнем поколении, отмечает Дмитрий Шаховской, но и о будущих поколениях. Сохранение памятников и исторического облика города – это залог на будущее. Во Франции, отметил князь Шаховской, туризм и привлечение туристов за счет старинных памятников – это постоянный капитал, постоянная финансовая опора государства.
PS3. Международное общество спасения русских памятников и ландшафтов призывает мэра Москвы возвратить усадьбе Глебовых-Стрешневых-Шаховских ее прежний облик:
Президент Международного общества спасения русских памятников и ландшафтов, советник по делам России президента Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) профессор Аркадий Небольсин (Нью-Йорк) обратился к мэру Москвы Сергею Собянину с письмом, в котором просит уделить пристальное внимание проекту реконструкции усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской улице — в силу угрозы, которую несет проект для исторического наследия города.
«Вся территория, на которой расположена усадьба, входит в состав объединенной охранной зоны памятников истории и культуры, утвержденной Правительством Москвы в 1997 году; в соответствии с законодательством города Москвы, в зонах охраны запрещено новое строительство, за исключением мер по регенерации, т.е. восстановлению, утраченных элементов историко-градостроительной среды. В любом случае, это обстоятельство делает невозможным строительство нового театрального здания по указаному адресу, — отмечает Аркадий Небольсин. —
Мне представляется невероятным, чтобы проект, осуществление которого наносит явный ущерб одному из самых ярких образцов московского архитектурного наследия, реализовывался бы от имени и при финансовом участии города Москвы».
«Развитие музыкальных театров, — подчеркивает профессор Небольсин, — не может происходить ценой уничтожения и искажения московского архитектурного наследия. Я уверен, что руководство столичного города может найти взаимоприемлемый вариант развития событий, предоставив, например, театру «Геликон-опера» другой земельный участок для строительства новой современной сцены, где творческие замыслы режиссеров и архитекторов не будут ограничены необходимостью соблюдения норм охранного законодательства».
«Пока новое строительство в усадьбе не начато, ей еще возможно возвратить прежние облик и планировку, восстановив по имеющимся обмерам и фотофиксациям снесенные в 2009 году здания и вернув проект в законные рамки научной реставрации. Я искренне убежден, что подобное решение городских властей было бы с искренней радостью встречено и столичной, и международной общественностью. Для всех нас оно, помимо всего прочего, послужило бы верным признаком того, что возврат к прежней градостроительной политике, зачастую наносившей непоправимый урон исторической Москве, невозможен», — считает президент Международного общества спасения русских памятников и ландшафтов.
От редакции. Ввиду того, что продолжительная дискуссия по существу вопроса состоялась на нашем сайте уже дважды, мы просим вас ее не возобновлять. Письмо историков и искусствоведов мэру Москвы публикуется для сведения общественности. Желающих присоединить к нему свои подписи просим сообщать нам об этом. Не желающих — не просим сообщать.
17 комментариев