Спасти усадьбу Шаховских!
Заявление АН
В связи c появлением в ряде СМИ публикаций, искажающих истинную картину событий 2009-2010 годов в усадьбе Шаховских-Глебовых-Стрешневых на Большой Никитской улице, дающих ложное представление об охранном статусе усадьбы и о позиции общественного движения «Архнадзор» по вопросу ее реконструкции, мы считаем нужным заявить о следующем.
1. 16 октября 2010 года правительство Москвы приостановило работы по строительству новой сцены театра «Геликон-опера» на территории усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых по адресу: Большая Никитская улица, 19/16.
Цель приостановки – проверка обстоятельств сноса усадебных строений, уточнение статуса и пообъектного состава памятника истории и культуры, проверка соответствия проекта законодательству об охране культурного наследия.
2. Принятое в 2002 году решение прежнего правительства Москвы о строительстве большой сцены театра на территории усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых привело к гибели значительной части объекта культурного наследия федерального значения. Физически утрачены здания XVIII-XIX веков, исчез один из интереснейших усадебных дворов Москвы, уничтожен яркий архитектурный образ, созданный учителем Шехтеля архитектором Константином Терским (приложение 1).
Но «точка невозврата» в судьбе усадьбы Шаховских еще не пройдена. Памятник еще возможно спасти и восстановить.
3. Утверждения руководства театра, тиражируемые некоторыми СМИ без должной проверки, что усадьба Шаховских-Глебовых-Стрешневых по адресу: Большая Никитская улица, 19/16, не являлась памятником архитектуры (объектом культурного наследия) и что снесенные в 2009-2010 годах строения не представляли ценности, являются ложными.
Статус памятника архитектуры был присвоен усадьбе в 1992 году решением Исполкома Моссовета, а в 1995 году – Указом Президента России. В состав памятника, согласно его официальному паспорту, входили все усадебные строения, в том числе и снесенные, причем они датировались XVIII-XIX веками (приложения 3, 5, 9). Во всей проектной и разрешительной документации объект изначально именовался памятником архитектуры. В частности, разрешения на работы по нему выдавали Росохранкультура и Москомнаследие, чего не требовалось бы, если бы усадьба не имела охранного статуса (приложение 6).
4. Согласно законам России и Москвы, капитальное строительство на памятниках, их реконструкция, градостроительная деятельность на их территориях запрещены. Разрешены – реставрация, консервация, ремонт, приспособление к современным условиям. Процитируем Федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»:
«Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения» (статья 35).
5. Полуциркульный флигель (циркумференция), входивший в состав памятника архитектуры, снесен без разрешения полномочных инстанций. В 2008 году Росохранкультура согласовала лишь фрагментарную разборку участков кладки (приложение 6), однако весной 2009 года строение было уничтожено полностью (приложения 1, 4).
6. Ссылки на расхождение фактического адреса усадьбы (Большая Никитская улица, 19/16) и адреса, приведенного в тексте Указа Президента России о принятии ее на государственную охрану как памятника архитектуры федерального значения (Большая Никитская улица, 19/13), не отменяют охранный статус усадебных зданий. Прямые указания на тип объекта, его датировку и авторство в тексте Указа Президента являются не менее значимыми, чем цифра после дроби. Указом Президента РФ статус памятника федерального значения был присвоен именно усадьбе Шаховских-Глебовых-Стрешневых XVIII-XIX веков, а не соседнему зданию театра «Парадиз» 1880-х годов постройки (ныне театр имени В.В. Маяковского).
Фактическое местоположение объекта культурного наследия федерального значения подтверждено письмом Генеральной прокуратуры Российской Федерации (приложение 7) и официальным заключением специалистов Государственного института искусствознания РФ (приложение 8). «…Правильным адресом находящегося под охраной объекта культурного наследия – усадьбы является: г. Москва, ул. Б. Никитская, 19/16, — говорится в письме Генеральной прокуратуры. — Достаточных оснований полагать, что в связи с неверно указанным адресом усадьба не относится к объектам исторического и культурного наследия федерального значения, не имеется». Государственный институт искусствознания констатирует значительный ущерб, нанесенный в результате сноса усадебных строений не только конкретному памятнику, но и архитектурному наследию Москвы в целом.
7. Работы по главному дому усадьбы авторы и заказчики проекта называют реставрацией. Однако в 2009-2010 годах главный дом надстроен новым этажом, при этом снесена теремковая кровля, венчавшая центральную часть дворового фасада (приложения 9, 10). Уничтожение элементов памятника и его надстройка грубо противоречат требованиям законодательства о культурном наследии.
Осенью 2010 года правительство Москвы приняло ряд абсолютно верных мер, связанных с пересмотром или отказом от принятых при прежнем руководстве города строительных проектов, угрожающих разрушением или искажением памятников архитектуры и исторического облика Москвы. В их числе остановка строительства на Боровицкой площади, отказ от реконструкции и нового строительства на Провиантских складах, заявление об отказе от первоначального проекта реконструкции Пушкинской площади, отказ от строительства офисного комплекса на Хитровской площади. «Архнадзор» поддерживает эту политику и выражает надежду, что она будет реализована и по отношению к усадьбе Шаховских-Глебовых-Стрешневых на Большой Никитской улице.
Общественное движение «Архнадзор» призывает правительство Москвы:
— отменить реализацию проекта строительства новой сцены театра «Геликон-опера» на территории усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых по адресу: Большая Никитская улица, 19/16;
— предоставить театру другой участок для строительства новой сцены;
— продолжить работы по приспособлению главного дома усадьбы для малой сцены театра;
— вернуть работы по главному дому в законные рамки научной реставрации, а именно: разобрать надстройку, воссоздать теремковую кровлю;
— воссоздать методами научной реставрации усадебные строения, снесенные в 2009-2010 годах.
*
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Парадный двор усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых (архитектор Константин Терской) до сноса:
и после:
Из построек, попавших в первый кадр, сохранилось только шатровое крыльцо слева. Флигель-циркумференция с башней и само пространство двора уничтожены весной 2009 года.
2. Проект новой сцены театра «Геликон-опера» (архитекторы Андрей Боков, Дмитрий Буш, институт «Моспроект-4»), вид с той же точки:
Во дворе выкапывается амфитеатр, передняя стена циркумференции строится заново, аппликативно накладываясь на новые стены. Вместо арки ворот появляется портал сцены. Нет и шатрового завершения башни, перекликавшегося с аналогичным завершением крыльца. Пространство двора перекрывается.
3. План усадьбы с периодизацией строений, выполненный Центром историко-градостроительных исследований (ЦИГИ):
План ориентирован на юг. Внизу, горизонтально – линия Большой Никитской улицы, справа вверху, диагонально, – линия Калашного переулка. Красноватым тоном, в основе главного дома, – палаты князя Василия Никитича Репнина, построенные между 1731 и 1743 годами. Впоследствии принадлежали князю Дашкову, мужу княгини Екатерины Романовны Дашковой, урожденной Воронцовой. Зеленоватым тоном – флигели (циркумференция), построенные Федором Ивановичем Глебовым (купил усадьбу у Дашковой в 1768 году) и его женой Елизаветой Федоровной, урожденной Стрешневой, до 1798 (по другим данным – до 1801) года. Коричневым тоном – постройки и перестройки княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой, 1880-е годы, архитектор Константин Терской. Серым тоном – стенки 1950-х годов.
Руководство театра утверждает, что циркумференция заново построена в советские годы.
4. План усадьбы после сносов 2009 года, выполненный нами на основе предыдущего документа:
В южном (верхнем) углу – флигель по Калашному переулку, 16, еще существующий, но, по проекту, подлежащий сносу до передней стены.
Руководство театра жалуется прессе, что Москомнаследие не согласует его снос.
5. Страница из Паспорта памятника архитектуры, посвященная составу памятника.
В состав памятника входили все строения усадьбы. С тех пор из семи перечисленных строений одно снесено полностью, одно – до передней стены, одно – ожидает сноса до передней стены.
6. Разрешение Росохранкультуры (в то время — Россвязьохранкультура) на производство работ.
Согласована «фрагментарная разборка участков кладки, перекрытий, кровли…». Усадьба названа памятником федерального значения. Действие разрешения истекало 31 декабря 2008 года.
Циркумференция полностью снесена весной 2009 года.
7. Заключение Генеральной прокуратуры Российской Федерации по поводу адреса и охранного статуса памятника (в письме координатору «Архнадзора» К.П. Михайлову).
Выводы находятся на второй странице. Несмотря на эти выводы, Росохранкультура до сих пор не вернула реестр в первоначальное состояние.
Отдел Института, занимающийся обследованием и паспортизацией памятников России, посвятил проблеме специальное заседание. Напомним: именно этот Институт возглавлял покойный Алексей Ильич Комеч, на «одобрение» которого ссылается руководство театра.
9. Главный дом усадьбы до сноса теремковой кровли и надстройки:
10. Главный дом усадьбы после сноса теремковой кровли, в процессе надстройки.
11. Флигель в Калашном переулке, 16 (архитектор Константин Терской), на сносе которого продолжает настаивать театр (правое строение).
Фотографии: Василь Ярошевич, Ольга Дубицкая, nora, moya-moskva.moskva.com.
UPD. Уважаемые участники дискуссии! Учитывая, что позиция общественного движения АН четко изложена в финальной части текста, который вы обсуждаете, в дальнейшем посты, игнорирующие и сознательно искажащие позицию движения (например утверждения, что Архнадзор стремится выдавить театр из усадьбы), а также обвинения в ангажированности и проплаченности АН будут удаляться модератором. Просим всех участников дискуссии воздерживаться от хамского тона и личных оскорблений — подобные посты также будут удаляться. Модератор оставляет за собой право банить отдельных участников за повторное нарушение этики дискуссии.
И отдельная просьба — придерживаться темы. Для обсуждения достоинств и недостатков театра есть другие площадки.
UPD2: про то, что на Никитской нет домов 18 века «по определению» или про то, что наличие в кладке позднего реставрационного кирпича является достаточным основанием для сноса — тоже не сюда.
197 комментариев