Русское дерево — 2

Продолжаем публиковать материалы книги «Русское деревянное зодчество«, изданной Академией наук СССР в 1942 году. Следующий раздел — шатровые храмы Архангельской области.


Село Панилово, Холмогорский район Арханельской области.

 

Никольская церковь, 1600 г.

«Церковь в Панилове, построенная в 1600 г. (по другим сведениям в 1660), — одна из лучших шатровых церквей простейшего типа (восьмерик с двумя прирубами). Перебрана в 1908 г. арх. А.Каретниковым.»

Сгорела в 1940-х.

Выйский погост, Верхне-Тоемский район Архангельской области.

 

Ильинская церковь, 1600 г.

«Построена в 1600 г., как видно из надписи, вырезанной над южным входом. Церковь сохранила древний иконостас, ряд древних икон и слюдяную оконницу в одном из окон. Вышина церкви (до креста) около 40 м. В 1851 г. к церкви была пристроена паперть, торцы брёвен восьмерика обиты тёсом. Отдельно стоявшая колокольня сгорела в 1868 г. Прекрасная по пропорциям и силуэту и очень сдержанная по внешней обработке, церковь эта является лучшей из дошедших до наших дней шатровых церквей простейшего типа.»

Уничтожена в 1930-е.

Село Вершины, Верхне-Тоемский район Архангельской области.

 

Георгиевская церковь, 1672 г.

«Возможно, крыльцо церкви является остатком галереи, охватывавшей когда-то восьмерик церкви и притвор. Церковь интересна неправильным планом своего воьмерика, сильно вытянутым по линии север-юг».

Перенесена в заповедник Малые Корелы.

Село Белая Слуда, Красноборский район Архангельской области.

 

Владимирская церковь, 1642 г.

«На погосте, расположенном на высоком берегу старого русла Северной Двины, находятся две церкви: шатровая Владимирской божьей матери 1642 г. и Афанасьевская 1753 г. Владимирский храм очень высок — боле 40 м. Главное помещение церкви имеет двускатный потолок с коньком, идущим с востока на запад, и с небольшими отверстиями, закрытыми на чердаке глиняными горшками, служившими, видимо, голосниками.»

Обе церкви сгорели в 1963 от удара молнии.

Село Уна, Приморский район Архангельской области.

 

Климентовская церковь, 1501 г. (?).

«Постройку Климентовской церкви клировые записи относили к 1501 г., В.В.Суслов, обследовавший её в конце 80-х гг. 19 в., — к 17 в.

Сгорела в 1892 г.»

Село Заостровье, Виноградовский район Архангельской области.

 

Богородицкая церковь, 1726 г.

«В 1875 г. была обшита тёсом, но сохранила покрытие шатра (тёсом с вырезными концами) и бочек на прирубах (лемехом), резные лавки внутри церкви, древний иконостас и слюдяные оконницы в двух окнах. Высота церкви около 45 м.»

Погост сгорел полностью в 1989-м.

Село Пучуга, Верхне-Тоемский район Архангельской области.

 

 

Петропавловская церковь, 1698 г. (?).

«Построена в 1698 г. (по другим данным в 1788 г.). Обработка внутреннего пространства трапезной представляет яркий контраст с суровой простотой наружной архитектуры и является одним из самых блестящих достижений русского народного деревянного зодчества. В 1906 г. церковь, которой угрожал подмыв водами р. С.Двины, с разрешения Археологической комиссии перенесена дальше от берега. При этом длина трапезной была уменьшена на 2м ввиду отсутствия леса соответствующих размеров и нежелания применять сростные брёвна.»

Сгорела после 1945-го года. Интерьеры лучшей в России трапезной остались запечатлены на картинах Василия Верещагина.

Село Малая Немнюга, Пинежский район Архангельской области.

 

Воскресенская церковь, 1643 г.

«Церковь является одной из древнейших шатровых церквей, построенных восьмертком на четверике и отличается приземистыми пропорциями и покрытием прирубов прямоскатными кровлями с полицами».

Сгорела.

Село Верхняя Уфтюга, Красноборский район Архангельской области.

 

Дмитриевская церковь, 1784 г. (?)

«Время постройки точно не датировано, его относят к началу 18 в. и к 1784 г. Стены церкви сохранились необшитыми, но первоначальный её облик несколько имкажен расширением и переделкой окон. В начале 20 в. переложена вновь, поставлена на кирпичные фундаменты и отремонтирована.»

Сохранилась.  В 1980-х реставрирована методом переборки.

Село Ростовское, Виноградовский район Архангельской области.

 

 

 

Флоро-Лаврская церковь, 1755 г.

«Церковь состоит из почти квадратной клети главного помещения и трёх прирубов — пятистенного с востока и прямоугольных с запада и севера. Последний прируб, вмещающий придел, покрыт бочкой с главой и придаёт композиции плана и фасадов церкви ассиметричный характер. Рубленая галерея устроена на длиных консолях-выусках высоко отземли, что дало возможность очень эффектно решить крыльцо на два всхода с крутыми лестницами.»

Сгорела, резные царские врата 18 века утрачены еще до пожара.

Село Конецгорье, Виноградовский район Архангельской области.

 

Вознесенская церковь, 1752 г.

«Церковь стоит на высоком берегу р. Северной двины и представляет симметричную монументальную композицию, имеющую в основе крестообразный план. Пятигранны прируб главного алтаря, западный прируб и прирубы приделов покрыты бочками.»

Сгорела.

Село Малошуйка, Онежский район Архангельской области.

 

Никольская церковь, 1638 г.

«Позднее к церкви была пристроена трапезная, охватившая её с севера и запада, а в 1825 г. церковь обшита тёсом. Церковь интересна своим крыльцом, верхняя площадка которого покрыта бочкой, не имеющей стенки на переднем торце. Подобного рода крыльца были и в деревянном дворце села Коломенского, а в каменной архитектуре мы встречаем их в церкви подмосковного села Тайнинского.»

Погост, включающий также более подние деревянные церковь и колокольню, цел и реставрирован в 1988 г., но крыльцо Никольской церкви утрачено.

Село Кургоминское, Виноградовский район Архангельской области.

Воздвиженская церковь, 1623 г.

«Интересна как одна из наиболее ранних дошедших до нас деревянных шатровых церквей типа «восьмерик на четверике» с двумя прирубами (с запада и востока) и трапезной. Церковь эта обладала прекрасным по пропорциям крыльцом. Отдельно стоящая девятистолбная колокольня была построена в 1605 г. и является одной из древнейших известных нам построек этого рода.»

Сгорела в 1919 от артогня красных.

Село Орлово, Устьянский район Архангельской области.

 

Богоявленская церковь, 1756 г.

«Стоит на подмываемом берегу р.Устьи. В 1886 г. была разобрана трапезная. В 1907 г. предполагалась разборка церкви.»

Не существует.

Погост Вазенгский, Онежский район Архангельской области.

 

Ильинская церковь 1786 г.

«Церковь ремонтировалась в 1899 г. с разрешения Московского Археологического общества. Отдельно стоящая колокольня состоит из восьмерика, поставленного на высоком четверике, и увенчана деревянным куполом со шпилем.»

Обрушена проезжим трактористом в конце 1970-х.

Село Пияла, Онежский район Архангельской области.

 

 

Вознесенская церковь 1651 г.

«На погосте находится шатровая церковь Вознесения 1651 г., покрытая кубом пятиглавая церковь Климента 1685 г. и колокольня 1700 г., перебранная с изменением покрытия в 19 в.»

Сохраняются пустующие Вознесенская церковь с колокольней.

Погост Юромско-Великодворский, Лешуконский район Архангельской области.

 

Михаило-Архангельская церковь, 1685 г.

«Погост расположен на склоне высокого берега р.Мезени. На погосте две церкви: Михаило-Архангельская 1685 г. и Ильинская 1729 г. Михаило-Архангельская церковь является лучшим памятником пинежско-мезенского типа, представляющего вариант шатрового храма с постановкой шатра на крещатой бочке. Высота храма более 40 м. Боковые главы имеют наклон к центральному шатру. Церковь топилась по-черному и сохранила деревянный дымник. Под выпуском кровли была орнаментированная доска с летописью о построении храма.»

Погост (верхнее фото на этой странице)  полностью сгорел от удара молнии в середине 1930-х, и тем не менее Юрома и сейчас считается одним из красивейших сёл Мезени.

Село Сура, Карпогорский район Архангельской области.

 

Никольская церковь, 1695 г.

«Село Сура (Сурское) расположено на р.Пинеге при впадении в неё Суры. На погосте было две церкви: Введенская 1587 г. и Никольская 1695 г., а также колокольня 1754 г. Никольский храм в 1894 г. был разобран, перенесён на другое место и вновь собран. При этом был несколько снижен шатёр, укорочена трапезная и расширены окна.»

Введенская церковь числится утраченной к 1970 г. (?), Никольская пущена на дрова в 1937-м.

Село Лампожня, Мезенский район Архангельской области.

 

Троицкая церковь, 1781 г.

«Церковь построена в виде обширного, квадратного в плане сруба, потолок которого поддерживается поставленным посредине столбом, разделяющим церковь на две части, отвечающие её двум престолам. Интересны закруглённые наподобье рыбьей чешуи концы лемеха.»

Сгорела в 1929-м.

Село Кеврола, Карпогорский район Архангельской области.

 

 

Воскресенская церковь, 1712 г. (?).

«Стоит близ с. Немнюга на р. Пинеге. Симметрия общей композиции нарушается приделом, покрытие которого повторяет покрытие центрального объёма. Церковь поставлена на стульях из отрезков бревен, достигающих 1 м в диаметре. Высота церкви около 34 м. В церкви старый иконостас с прекрасными резными царскими вратами, завершающимися резными изображениями ангелов и рядом древних (возможно, 14 в. икон). Отдельно стоящая колокольня, вероятно, не одновременна с церковью и может быть отнесена ко второй половине  18 в.»

Утрачена в 1930-х.

Село Астафьевское на р. Свиди, Каргопольский район Архангельской области.

 

Никольская церковь, 17 в.

«Отличается от других простейших восьмериковых шатровых церквей вторым шатром, увенчивающим бочку алтарного прируба. Экспедицией 1940 г. были обнаружены хорошо сохранившиеся под обшивкой древние окна и фрагмент портала.»

Обрушилась, примерно в 1960-х.

Село Селецкое на р.Емце, Емецкий район Архангельской области.

 

Воскресенская церковь, 1673 г.

«Воскресенская церковь рублена с самого низа восьмериком и имеет четыре прируба. Но тогда как западный и восточный имеют обычное бочечное покрытие, сесерный и южный прирубы, вмещающие приделы, увенчаны восьмериками, несущими сильно вытянутые вверх шатры.»

Не сохранилась.

Погост Ненокса, Приморский район Архангельской области.

 

 

Троицкая церковь, 1727 г.

«Погост Ненокса — бывшая вотчина монастырей Кирилло-Белозерского, Сийского и Николо-Карельского, имевших здесь соляные варницы, включает две церкви: пятишатровую Троицкую и одношатровую Никольскую 1763 г. и колокольню начала 19 в. Троицкая церковь является единственным дошедшим до нас представителем редкого типа пятишатровых храмов. Очень интересна конструкцией центрального (свыше 20 м) шатра. Он сделан не рубленым, как большинство шатров наших северных церквей, а стропильным. Многие интересные детали фасада при обшивке тёсом были уничтожены; тогда же были прорублены новые окна, что испортило облик здания, представляющего исключительный интерес по композиции плана, объёмов и силуэта.»

Существует. Ныне село более известно, как ракетный полигон, связь с внешним миром ограничена. Колокольня и Никольская церковь перебраны в конце 20-го века, Троицкая церковь в настоящий момент находится в разобранном состоянии.

Село Ратонаволок, Емецкий район Архангельской области.

 

Петропавловская церковь, 1722 г.

«Квадратный в плане сруб, несущий восьмерик, последний увенчан вторым, ещё меньшим восьмериком. Вышина церкви около 34 м.»

Существует. Вторая, также шатровая Никольская церковь погоста (1727) лежит в руинах.

Село Моржегоры, Емецкий район Архангельской области.

 

Иоакимо-Аннинская церковь, 1726 г.

«Интересна необычной формой шатров, имеющих у основания криволинейный, вогнутый внутрь профиль. Лемех должен был выглядеть особенно красиво на изгибах шатра, о чём свидетельствует, например, черепичное покрытие каменного шатра Собакиной башни московского Кремля, имеющего подобный профиль.»

Сгорела.

Село Богословское, Шенкурский район Архангельской области.

 

Трёхсвятительская церковь, 1783 г.

«Имеет покрытие, которое, сохраняя общий силуэт, подобный шатру, представляет собой три восьмигранных куба. Покрытие это,, возникшее, видимо, под украинских ярусных деревянных церквей, свидетельствует об исключительном техническом мастерстве создавших его местных плотников, уроженцев берегов Ваги. Они настолько славились своим искусством уже в 17в., что их выписывали в Москву на царские постройки. Высота церкви около 30 м.»

Сохранялась в 1960-е, ныне существует лишь руинированная нижняя часть храма.

Шатровые часовни.

 

Деревня Усть-Выя, Верхнетоемский район Архангельской области.

«Построена в 17 в.(?). Очень интересна стоящая рядом колокольня на одном столбе, несущем четырёхскатную крышу. Как часовня, так и колокольня обладают очень изящными пропорциями и силуэтом и принадлежат к числу лучших представителей этого типа.»

Разобрана, вероятно в 1940-х.

 

Село Новленское, Архангельская область.

Нет информации.

 

Деревня Райболовская, Шенкурский район Архангельской области.

Нет информации.

 

Село Среднепогостское, Черевковский район Архангельской области.

Георгиевская часовня на р.Ерге, 17 в.

Нет информации.

***

Итого по Архангельской области: из приведённых в сборнике 1942 г. 30 храмов сохранилось по всей видимости 6 из которых 5 стоят на своём месте, ни один из них не является постоянно действующим.

Продолжение следует

33 комментария

Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Господи, какие слезы! Чем мы обладали! Жалкие остатки не дают никакого представления. Целая утраченная цивилизация...
Елена Кудрявцева больше года назад   Изменить
Именно :(((
Разве не дают? И, слава Богу, остатки еще приличные. Но все на пределе!
Юлия Викторова больше года назад   Изменить
Не просто утраченная - а целенаправленно загубленная
Елена Кудрявцева больше года назад   Изменить
Колокольня и Никольская церковь в Неноксе перебраны в конце 20-го века по той же технологии, что и церковь Дмитрия Солунского в Верхней Уфтюге. Троицкая церковь в Неноксе находится в разобранном состоянии в настоящий момент.
Спасибо, дополнил. Известно ли кто ведёт работы?
Елена Кудрявцева больше года назад   Изменить
колокольня http://www.rcapo.ru/pro/index.php?page=nko&lang=ru Никольская церковь http://www.rcapo.ru/pro/index.php?page=ncn&lang=ru Троицкая церковь http://restavrate.ru/home/restavrate/ Насколько это та же команда, что реставрировала колокольню и Никольскую, я понять не могу. И кто несет там главную ответственность - тоже.
Бог мой, до чего же варварская страна! Ну, ладно горит у нас все ценное, но "обрушена проезжим трактористом" - это вообще за гранью добра и зла! А трактористы все ездят и ездят, а храмы горят и горят...
Константин Мордвинов больше года назад   Изменить
Обрушена проезжим трактористом ,так как те кто строил церкви в конце XVII - начале XVIII веках сами рушили старые храмы, жгли иконы,книги на древнем языке,убивали миллионы людей старой православной веры только лишь потому ,что чужеземцы-греки и византийцы убедили их ,что иметь двух богов вместо одного много лучше и полезнее ( это был один из первых фашистских режимов) . На крови и отрицании жизни счастья не построишь,возможно отсюда и наши революции как генетическая месть за старые грехи . Староверов , осознанных православных приверженцев одного Творца Небесного ,осталось сегодня единицы ( я не беру мусульман здесь в расчет ) ,но генетически их много миллионов в России и они об этом даже не подозревают...
Россия - птица Феникс Ясный, Россия - птица-Жар! Опять душа моя полна сомнений- Взмываю в высь и падаю во тьму. Но золото нарядных оперений Для взглядов любопытных берегу. Я - птица Феникс, Мати всем пернатым, Знак совершенства на груди моей. Сомненья прочь, взмахну крылом булатным, И вновь парю над сонмищем страстей. И силой духа крылья крепче стали: Я режу ими камни и металл! Птенцам вольнолюбивой гордой стаи Мой смертный час дорогу освещал. Сгоранья миг, прошу тебя, не медли!- Гнездо своё из трав горючих вью. Берёзы листья, лапник, ивы стебли Сплетаю в дар священному огню. И опереньем золотисто-красным Я с пламенем сливаюсь-Птица-Жар! А пепел мой, приемник-Феникс Ясный, Возложит в Храме Солнца на алтарь. Неизвестный автор
http://community.livejournal.com/arch_heritage/861799.html В 2008 году разобрана для реставрации церковь в Кимже - единственный уцелевший шатёр пинежско-мезенской школы. В бюджете 2011 года средства на продолжение работ не предусмотрены.
В раздле русское дерево-2, фотография шатра церкви в д. Райболовской Шенкурского района. Люди, кто знает какого времени фото. Было -ли исследование, к какому веку относится постройка, и жива ли еще сама церковь или .... Очень прошу если кто знает - сообщите пожалуйста.
К сожалению, в книге (1942)указан лишь источник фотографии - Музей Академии архитектуры (МАА) и дано общее описание - шатёр обладает необычным силуэтом с выпуклыми гранями, "по плану часовня является сочетанием четверика с восьмериком: прямоугольный в западной части сруб имеет трапециодальную восточную часть, над которой и поставлен шатёр", поздняя обшивка с фальшивыми окнами. Никакой информации в интернете о часовне найти не удалось.
Простите за серость, (1942)- это год издания книги или что-то другое? И спасибо большое за информацию, по крайней мере нашлась точка отсчета для поиска.
Весь этот многосерийный материал - перепечатка альбома, изданного АН СССР в 1942 году, подробней в самом верху по ссылке)
Спасибо за помощь.
http://img-fotki.yandex.ru/get/7/158908885.27/0_7d855_c4a704b1_orig Та же церковь, что и заглавная фотография этого поста. фотография взята отсюда: http://sudilovski.livejournal.com/48690.html#cutid1 там вообще много интересного
Сергей Гаврилов больше года назад   Изменить
30 августа 2012г. сгорела Георгиевская церковь 1778г в селе Веретьево, Талдомского района, Московской области: http://fotki.yandex.ru/users/sergeygav/album/163462/
Петропавловская церковь в Пучуге не сгорела после 1945, а была перестроена под школу где-то после революции. При этом был разобран шатер, а здание перекрыли единой двускатной крышей.Также вход сделали через алтарный прируб, а старый вход был заделан. Внутри здание было разбито на несколько классов, стены оштукатурены и покрашены(а, может, просто покрашены - не помню). Сейчас там находится краеведческий музей. ... не верите - можете съездить в Пучугу и проверить.
До тех пор, пока птицы подобные вам не будут относиться к истории своей страны и своего народа почтением и благоговением, страна и будет оставаться варварской... но только в головах этих самых птиц. Когда человек отзывается о своей стране как о помойке, о людях как о быдле, превознося культуру и народы других стран, то варваром и быдлом является лишь лично он. Если бы подобные вам умели читать, а не только хавать либерастскую пропаганду (коей с избытком на этом сайте), то вы бы имели возможность познать, что до варварства "цивилизованных" европейцев нам как до Китая раком. Это только в ваших затуманенных мозгах, европейцы проводят свободное время читая Шекспира и посещая места наследия своей страны.
Не понял, "вы" — это к кому обращение? Просто диалога вроде не было, и тут на тебе — откуда ни возьмись такая тирада!
"те кто строил церкви в конце XVII — начале XVIII веках сами рушили старые храмы, жгли иконы,книги на древнем языке,убивали миллионы людей старой православной веры" Хотелось бы какое-то более строгое обоснование того, что это действительно так. Кто считал эти "миллионы"? "иметь двух богов вместо одного много лучше и полезнее" Разберитесь в догматике христианской веры — там нигде нет про двух богов. "я не беру мусульман здесь в расчет" То есть мусульмане — "осознанные православные приверженцы Творца Небесного"? "генетически их много миллионов в России" Значит, в других странах все генетически язычники? А как же равенство эллина и иудея?
Комментарий немного не в то место попал.
следует добавить еще один уже утраченный памятник Никольская часовня с каменным крыльцом (крыльцо осталось)в раздел шатровые церкви работали мы там на реставрации между деревней семеновская (троица) недалеко от архангелы комплекса и андреевской сгорела в 1998 году там было когда то село в 60х его укрупнили
забыл о главном каргопольский район р. Онега
Не все шатровые храмы Архангельской области попали в этот список. Никольская церковь в с. Лявля (1580-е г.г.) - сохранилась и в хорошем состоянии. Покровская церковь в д. Сояла (1605) - утрачен шатёр и сам сруб в тяжёлом техническом состоянии. Ильинская церковь в с. Задняя Дуброва (1622) - без шатра и в аварийном состоянии (планируется реставрация). Никольская церковь в с. Пурнема (1648) - техническое состояние сложное. Сретенско-Михайловская церковь в ур. Красная Ляга (1655) - сохранилась, но требует реставрации. Церковь Иоанна Златоуста в с. Саунино (1665) - сохранилась в хорошем состоянии. Никольская церковь в д. Волосово (1670) - утрачены шатёр и трапезная, состояние сохранившейся части - аварийное, планируется реставрация. Ильинская церковь Артемиево-Веркольского монастыря (1697, перескладывалась в 19 веке) - тип "шатёр на крещатой бочке", сохранилась, состояние неплохое. Никольская церковь в с. Едома (1698) - "шатёр на крещатой бочке", завершение утрачено, основной объём постройки сохранился, также сохранилась колокольня, планируется реставрация. Одигитриевская церковь в с. Кимжа (1709) - "шатёр на крещатой бочке" - сохранилась, в данный момент реставрируется. Церковь Рождества Христова в с. Большая Шалга (1745) - сохранилась, но в тяжёлом техническом состоянии, требуется реставрация. Владимирская церковь в д. Меландово (1755) - сохранилась, состояние - аварийное. Покровско-Власьевская церковь в с. Лядины (1761) - сгорела в результате удара молнии вместе с деревянной колокольней в начале мая 2013 года. Озвучивались планы по её восстановлению. Воскресенская церковь в с. Ракулы (1766) - сохранилась, состояние - сложное. Происхожденская церковь на Почозерском погосте (1700, либо 1783) - сохранилась, в данный момент реставрируется. Богоявленская церковь в с. Ошевенском (1787) - сохранилась вместе с деревянной колокольней, состояние удовлетворительное. Ильинская церковь в с. Сельцо (1799) - сохранилась вместе с деревянной колокольней, состояние аварийное, требует реставрации.
Из известных мне шатровых часовень Архангельской области дошли до наших дней: Георгиевская в д. Шотогорка (1720-е), Ильинская в д. Большой Халуй (18 век), Зосимо-Савватиевская в д. Семёновская (18 век), Георгиевская в д. Низ (первая треть 19 века).
Делаю уменьшенные копии действующих и утраченных деревянных церквей и часовен, считаю это очень важным и необходимым делом для пополнения экспонатов историко-архитектурных музеев, без лишней
без лишней демагогии о том, как все плохо. Плохо что нет востребованности в Церковных Епархиях, а музеи соглашаются с удовольствием, только с деньгами у них туго, а ручная работа не может быть дешевой
Сергей, а можно как-то с вами связаться по поводу изготовления макетов храмов?
Поправьте в тексте --- Белая Слуда.
Спасибо, исправили.
Сергей, а вы в каком городе делаете макеты храмов?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *