Русское дерево

В распоряжение редакции АН попал фундаментальный том «Русское деревянное зодчество», изданный в 1942 году Академией архитектуры СССР. Это своего рода хит-парад особо выдающихся произведений традиционной деревянной архитектуры Руси 15 — 19 столетий, церковной, гражданской и фортификационной. Альбом примечателен сразу несколькими моментами — во первых, это первое советское издание такого рода и уровня. Во вторых, он составлен в основном из дореволюционных чертежей и фотографий и показывает все памятники ещё в почти идеальном состоянии. В третьих, он поражает охватом материала — во многочиcленных изданиях-последователях, появившихся в 1960-е, памятники, утраченные и уничтоженные в довоенный период замалчивались. Ну и в четвертых, он потрясает статистикой — из 70 храмов, представленных в альбоме, осталось 27, из них 2 почти при смерти, 7 перевезены в музеи. Причем погибло, за редким исключением, лучшее из того, что было.

Альбом подписан в печать 22 августа, за день до налета Лювтваффе на Сталинград, и начинается словами: «Великая Отечественная Война с громадной силой пробудила во всем мире интерес и любовь к культурным ценностям, созданным русским народом.» Мы начинаем публиковать материалы из основного раздела книги, посвящённого культовым постройкам — со ссылками на дальнейшую судьбу  памятников…


Клетские церкви.

Село Спас Вежи, Костромской район Ярославской области.

 

Преображенская церковь, 1628 г.

«Церковь с шатровой колокольней по писцовым книгам значится существующей в 1629 году. Церковь расположена в низине, весной вся низина заливается разливом рек и превращается в озеро около 45 км длиной и 30 км шириной. В связи с этим церковь, колокольня и все деревенские избы поставлены на высоких сваях, и доступ к ним возможен весной только с лодок. Здание церкви было композиционно связано с высокой (более 30 м) колокольней. В 1904 году предполагался снос колокольни и замена её каменной, но Археологическая комиссия запретила снос ввиду исключительной ценности архитектурного памятника. Несмотря на это, каменная безвкусная колокольня была поставлена в непосредственной близости к старой деревянной, а затем /1926/ эта последняя была снесена.»

По другим данным здание церкви датировалось 1713 годом. В 1956-м, в связи с  тем, что село попадало в зону затопления Костромского водохранилища, церковь была перенесена в Костромской заповедник деревянного зодчества. В отличии от других эвакуированных храмов была установлена на территории Ипатьевского монастыря, странно смотрясь на своих противопаводковых ножках в кольце каменных стен. 4 сентября 2002 года сгорела при невыясненных обстоятельствах.

***

Погост Юксовский, Вознесенский район Ленинградской области.

 

Георгиевская церковь, 1493 (?).

«Точная дата постройки не установлена; по данным церковных записей и материалам акад. арх. Л.В. Даля  датируется 1493 годом. Церковь стоит не берегу большого Юксовского озера, со стороны которого силуэт её особенно хорош. Обшивка церкви тёсом произведена около 1877 г. В церкви старый трёхъярусный тябловый иконостас со старыми, сильно почерневшими иконами.»

Цела. Закрыта в 1930-х, реставрировалась в 1970-х и в 1993, возвращена верующим, совершаются нерегулярные богослужения. Вероятно, древнейший из храмов, сохраняющихся на своём природном месте.

***

Село Чухчерьма, Холмогорский район Архангельской области.

 

Васильевская церковь, 1824?

«Церковь Василия Блаженного построена по одним источникам в 17 в., а по другим — в 1824 г. Отдельно стоит шатровая колокольня 1783 г.»

Клетская церковь Василия и колокольня целы, состояние аварийное. Главный храм погоста -многоглавая Ильинская церковь — сгорела в 1933 году.

***

Село Усть Паденга, Ровденский район Архангельской области.

 

 

Воскресенская церковь, 1675.

«В 1893 году была перенесена на кладбище и переименована в Успенскую, причём были расширены окна, сделано новое крыльцо, а глава и бочки покрыты железом. Отдельно от церкви стояла примитивная колокольня на четырёх столбах.»

Не сохранилась.

***

Погост Елгомский, Няндомский район Архангельской области.

 

Богоявленская церковь, 1643.

 

Троицкая церковь, 1714.

«На погосте две церкви: Богоявленская 1643 г., Троицкая 1714 г. и колокольня 17 в., перебранная в 1843 г. Богоявленская церковь, видимо, в конце 19 в. обшита тесом, окна расширены, главы покрыты железом В трапезной Троицкой церкви посередине поставлен резной столб, поддерживающий балки потолка, церковь обшита тёсом».

Ансамбль утрачен полностью.

***

 

Погост Шеменский, Лодейно-Польский район Ленинградской области.

 

Покровская церковь, 1667.

«Постройку этой церкви обычно относят к 1667 г., но очень большое сходство её с Георгиевской церковью Шаменского погоста при дер. Екимовской того же района, построенной в 1552 г., заставляет предполагать, что в 1667 г. были пристроены трапезная и колокольня, а главная церковь относится к более ранему времени. Во всяком случае эта церковь со своей не имеющей полиц крышей, с врезающейся непосредственно в конёк последней шейкой главы и прямоскатным покрытием алтарного прируба, повторяет древнейшие образцы клетских церквей. Наружная обшивка тесом и железная кровля относятся к 19 в.»

Погост сгорел в войну. Упомянутая Георгиевская церковь также не сохранилась.

***

Село Осиново, Виноградовский район Архангельской области.

 

Ворота ограды погоста, 17 в.

 

Введенская церковь.

«Церковь, построенная в 1684 г. (по другим сведениям в 1776 г.), имеет два престола. В силу этого главаная часть её покрыта двумя высокими кровлями, каждая из которых увенчана главой. С запада к ней примыкает трапезная, потолок которой поддерживается двумя украшенными резьбой столбами; дверь из паперти в трапезную сохранила старый резной наличник. Обшивка стен тесом поздняя. Интересны ворота рубленой ограды погоста».

Погост не сохранился, на странице села в Википедии о нём нет даже упоминания.

***

Село Уйма, Архангельский район Архангельской области.

 

Никольская церковь, 1708.

«С востока к основному объёму пристроен пятистенный алтарь, а с севера, юга и запада его охватывает паперть, основанная на бревенчатых кронштейнах-выпусках /присутствует на обмере академика Суслова, но уже не видна на данной фотографии/. В 1885 г. церковь обшита тёсом, а глава и кровли покрыты железом.»

Не сохранилась.

***

Село Помялово, Ленинградская область.

 

Троицкая церковь, 1694.

«Церковь имеет форму квадратного в плане сруба, покрытого пологой восьмискатной кровлей, увенчанной пятью главами. С юга к церкви примыкает придел, покрытый трехскатной кровлей, а с запада — трапезная с папертью, в которую с юга и севера ведут входы. Шестигранная колокольня не сохранила своего верха (яруса звона) и покрыта поздней, но красивой шатровой кровлей. Церковь обшита тёсом, но сохранила покрытие глав лемехом.»

Утрачена, по одним данным в войну, по другим — ещё в 1916-м.

***

Клетские часовни.

 

Деревня Алфёровское, Черковский район Архангельской области.

Нет информации.

***

Деревня Нижние Маркомусы, Плесецкий район Архангельской области.

 

Часовня 18 века.

Не сохранилась.

***

Деревня Федоровское на Кене, Приозерный район Архангельской области.

 

Часовня св. Макария с колокольней, 18 век.

Перевезена в заповедник Малые Корелы.

***

Деревня Заозерье, Подпорожский район Ленинградской области.

 

Часовня Петра и Павла, 17 век.

По информации на 2006 год — цела, богослужения не совершаются.

Итого, по перечисленным клетским храмам: из 14 сохраняются 4, один из которых перевезен в заповедник.

В этот раздел не попали малоизвестные тогда, а ныне знаменитые древнейшие клетские церкви Воскрешения Лазаря (датировка от конца 14 до более вероятного 16 века) из Муромского монастыря в Заонежье и Ризположения (1486, видимо, древнейший деревянный храм России) из затопленного села Бородава. Обе живы и находятся в музее-заповеднике Кижи и в Кирилло-Белозерском монастыре соответственно.

Из потерь последнего времени следует также отметить двуглавую церковь Иоакима и Анны в городе Кашине 1646 года (сгорела в 1998 г. в результате «неумышленного поджога»). Весьма негативные отзывы вызвала недавняя реставрация Никольской церкви в Ковде Мурманской области (18 век). И в качестве бонуса — вести из Подмосковья, две фотографии Всехсвятской церкви в Сосновке Озерского района (17 или 18 в.), 1980-х и 2010 года. На переднем плане — модное мощение подле украшаемого на пожертвования дачников псевдорусского каменного храма.

Публикацию подготовили Александр Можаев и Андрей Павличенков.

Продолжение следует

16 комментариев

мартиролог памятников...
О пожалуйста, выкладывайте. Мне приходилось держать в руках эту книгу. Сейчас она бесценна, потому что половины уже нет, а еще значительная часть зареставрирована до смерти.
Настоящая сказочная Русь! Ох, переиздать бы.
Михаил Иванов больше года назад   Изменить
И не просто переиздать, а издать со вторым томом, в котором отразить всю трагическую судьбу каждого памятника. Да, уму не постижимо как академия архитектуры умудрилась эту книгу издать во время войны - ее полиграфическому качеству многие современные издания позавидуют.
Никольская церковь в Ковде - это 17 век как минимум. Но есть подозрения, что, может быть, и конец 16-го. Очень мне нравится предложение Михаила Иванова про создание второго тома о последующей судьбе каждой церкви. Интересная бы книга получилась. Может, попытаться собрать такие данные хотя бы где-нибудь в Интернете.
Ну вот мы как раз пытаемся. Будем признательны за любые дополнения!
Скажите, а что в данной книге есть из фортификационных сооружений?
К сожалению, совсем мало - Якутск и Николо-Карельский, плюс некоторые чертежи Олонца, Торжка и Красноярска, + ограды погостов.
Небольшое уточнение: село Сосновка находится не в Озерковском, а в Озёрском районе Подмосковья. "Сосновка - село в Озёрском районе Московской области, в 138 км от Московской кольцевой автодороги..." Церковь стоит на месте Сосновского монастыря, закрытого в 17 веке.
По поводу судьбы дер. Нижние Макромусы информация есть здесь - http://kenozerje.by.ru/dem-09.html. Ничего не осталось, кроме памятного креста на месте часовни. Правда, фото часовни там совсем другое, возможно перепутано. По этому поводу см. также дискуссию здесь - http://www.panoramio.com/photo/28224893. По первой ссылке ещё несколько деревянных храмов, в т.ч. сохранившихся.
Как-то всё о переиздании, да о судьбах... А кто-нибудь хоть пытался это сам сохранить? Вот в Каргопольском районе недавно был - там полно деревянных храмов, которые вот-вот рухнут. А вы о картинках... Может денег кто пожертвует или сам приедет, посмотрит на "уходящее" деревянное зодчество? До дела-то обычно редко доходит!
Спасибо за информацию. Сколько всего было, всё было нужно людям. Люди жили. Всё на Севере вымерло, ничего не нужно никому. А то что воссоздаётся и реставрируется,- не для жизни, а для туристов. В Маркомусах точно ничего нет, сам бывал. Даже домов нет. Ссылка http://kenozerje.by.ru/dem-09.html не работает! С ув.коренной житель Севера.
"Село Усть Паденга, Ровденский район Архангельской области". Не "Ровденский", а "Ровдинский". Село Ровдино было районным центром в предвоенные и послевоенные годы, но потом территорию Ровдинского района подели между Шенкурским и Вельским районами.
Справедливости ради, далеко не все ценные храмы отображены в данном издании. Многие сохранившиеся не охвачены. Из клетского типа: Успенская церковь из Никулино (1599), Никольская церковь из Мякишево (1642), Троицкая церковь из Реконьской пустыни (1684), Никольская церковь из Тухоля (1688), часовни из деревень Гарь (17 век), Кашира и Малышево (обе - 18 век) - все сохранились в музее деревянного зодчества "Витославлицы" в Великом Новгороде. В музее деревянного зодчества "Хохловка" в Пермском крае сохранились клетские церкви: Неопалимовская из Тохтарёво (1694) и Спасо-Преображенская из Янидора (1707); часовня 17 века из Мохнутино в этнографическом парке реки Чусовой. В музее деревянного зодчества в Василёво (Тверская область) сохранились Вознесенская (1732) и Знаменская (1742) церкви, а также интересная Михайло-Архангельская часовня 18 века. В Карелии: часовни 17-18 веков - Никольская в Мелойгубе, Петропавловская в Насоновщине, Георгиевская в Усть-Яндоме, Скорбященская в Еглово, Успенская в Васильево, Богородице-Рождественская в Маньге, Вознесенская в Колгострове; в музее-заповеднике "Кижи" - часовни 18 века из Леликозера, Кавгоры, Вигово. В Пскове - Варваринская церковь 1618 года постройки. В Нижегородской области: в музее деревянного зодчества - Покровская церковь из с. Зелёное (1672), в с. Троицкое - Троицкая церковь 1713 года постройки, в с. Владимирское - Владимирская церковь 1766 года постройки. В Московской области - Никольская церковь в с. Васильевском (1690), Вознесенская церковь в с. Воскресенском (1706). В Старой Ладоге (Ленинградская область) - Церковь Димитрия Солунского 1731 года постройки. В музее деревянного зодчества "Костромская слобода" - Спасская церковь из Фоминского (начало 18 века). В Кировской области - Церковь Михаила Архангела в Вятских полянах (из с. Суши) 1733 года постройки. В Калужской области - Покровская церковь в Боровске (рубеж 17-18 веков). В музее деревянного зодчества "Тальцы" в Иркутской области - Казанская церковь из Илимского острога (1679). В Иваново - Казанская (?Успенская) церковь начала 18 века, в Плёсе - клетские церкви: Воскресенская из Билюково (1699) и Михайло-Архангельская из Антоново (1825). Владимирская область - Сергиевская церковь из Пьянгуса (1715) в Троицком монастыре в Муроме, Георгиевская церковь из Егорья (1718) в Михайло-Архангельском монастыре в Юрьеве-Польском, в Суздале - Никольская церковь из Глотово (1766) и Воскресенская из Патакино (1776). Архангельская область: Георгиевская церковь в Порженском (1778) - сохранилась вместе с деревянной оградой, Иоанно-Предтеченская церковь на Почозерском погосте (18 век), Благовещенская церковь в д. Пустынька (1725), часовни - Никольская в д. Вершинино (не позднее начала 19 века), Покровская в Конёво (сер. 18 века), Богословская в Зехнове (18 век), Введенская в Рыжково (1801), Свято-Духовская в Глазово (рубеж 18-19 в.в.), Вознесенская в Березнике (первая треть 18 века), Никольская в Осередке (1728). В "Малых Корелах" часовни - Троицкая из Вальтево (нач. 18 века) и Ильинская из Мамонова Острова (кон. 18 века). Это далеко не полный список. Клетских часовень 16-19 веков на Русском Севере гораздо больше.
Ссылка с Маркомусами - http://kenozerjelive.ru/dem-09.html
http://kenozerjelive.ru/dem-09.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *