Русское дерево
В распоряжение редакции АН попал фундаментальный том «Русское деревянное зодчество», изданный в 1942 году Академией архитектуры СССР. Это своего рода хит-парад особо выдающихся произведений традиционной деревянной архитектуры Руси 15 — 19 столетий, церковной, гражданской и фортификационной. Альбом примечателен сразу несколькими моментами — во первых, это первое советское издание такого рода и уровня. Во вторых, он составлен в основном из дореволюционных чертежей и фотографий и показывает все памятники ещё в почти идеальном состоянии. В третьих, он поражает охватом материала — во многочиcленных изданиях-последователях, появившихся в 1960-е, памятники, утраченные и уничтоженные в довоенный период замалчивались. Ну и в четвертых, он потрясает статистикой — из 70 храмов, представленных в альбоме, осталось 27, из них 2 почти при смерти, 7 перевезены в музеи. Причем погибло, за редким исключением, лучшее из того, что было.
Альбом подписан в печать 22 августа, за день до налета Лювтваффе на Сталинград, и начинается словами: «Великая Отечественная Война с громадной силой пробудила во всем мире интерес и любовь к культурным ценностям, созданным русским народом.» Мы начинаем публиковать материалы из основного раздела книги, посвящённого культовым постройкам — со ссылками на дальнейшую судьбу памятников…
Клетские церкви.
Село Спас Вежи, Костромской район Ярославской области.
Преображенская церковь, 1628 г.
«Церковь с шатровой колокольней по писцовым книгам значится существующей в 1629 году. Церковь расположена в низине, весной вся низина заливается разливом рек и превращается в озеро около 45 км длиной и 30 км шириной. В связи с этим церковь, колокольня и все деревенские избы поставлены на высоких сваях, и доступ к ним возможен весной только с лодок. Здание церкви было композиционно связано с высокой (более 30 м) колокольней. В 1904 году предполагался снос колокольни и замена её каменной, но Археологическая комиссия запретила снос ввиду исключительной ценности архитектурного памятника. Несмотря на это, каменная безвкусная колокольня была поставлена в непосредственной близости к старой деревянной, а затем /1926/ эта последняя была снесена.»
По другим данным здание церкви датировалось 1713 годом. В 1956-м, в связи с тем, что село попадало в зону затопления Костромского водохранилища, церковь была перенесена в Костромской заповедник деревянного зодчества. В отличии от других эвакуированных храмов была установлена на территории Ипатьевского монастыря, странно смотрясь на своих противопаводковых ножках в кольце каменных стен. 4 сентября 2002 года сгорела при невыясненных обстоятельствах.
***
Погост Юксовский, Вознесенский район Ленинградской области.
Георгиевская церковь, 1493 (?).
«Точная дата постройки не установлена; по данным церковных записей и материалам акад. арх. Л.В. Даля датируется 1493 годом. Церковь стоит не берегу большого Юксовского озера, со стороны которого силуэт её особенно хорош. Обшивка церкви тёсом произведена около 1877 г. В церкви старый трёхъярусный тябловый иконостас со старыми, сильно почерневшими иконами.»
Цела. Закрыта в 1930-х, реставрировалась в 1970-х и в 1993, возвращена верующим, совершаются нерегулярные богослужения. Вероятно, древнейший из храмов, сохраняющихся на своём природном месте.
***
Село Чухчерьма, Холмогорский район Архангельской области.
Васильевская церковь, 1824?
«Церковь Василия Блаженного построена по одним источникам в 17 в., а по другим — в 1824 г. Отдельно стоит шатровая колокольня 1783 г.»
Клетская церковь Василия и колокольня целы, состояние аварийное. Главный храм погоста -многоглавая Ильинская церковь — сгорела в 1933 году.
***
Село Усть Паденга, Ровденский район Архангельской области.
Воскресенская церковь, 1675.
«В 1893 году была перенесена на кладбище и переименована в Успенскую, причём были расширены окна, сделано новое крыльцо, а глава и бочки покрыты железом. Отдельно от церкви стояла примитивная колокольня на четырёх столбах.»
Не сохранилась.
***
Погост Елгомский, Няндомский район Архангельской области.
Богоявленская церковь, 1643.
Троицкая церковь, 1714.
«На погосте две церкви: Богоявленская 1643 г., Троицкая 1714 г. и колокольня 17 в., перебранная в 1843 г. Богоявленская церковь, видимо, в конце 19 в. обшита тесом, окна расширены, главы покрыты железом В трапезной Троицкой церкви посередине поставлен резной столб, поддерживающий балки потолка, церковь обшита тёсом».
Ансамбль утрачен полностью.
***
Погост Шеменский, Лодейно-Польский район Ленинградской области.
Покровская церковь, 1667.
«Постройку этой церкви обычно относят к 1667 г., но очень большое сходство её с Георгиевской церковью Шаменского погоста при дер. Екимовской того же района, построенной в 1552 г., заставляет предполагать, что в 1667 г. были пристроены трапезная и колокольня, а главная церковь относится к более ранему времени. Во всяком случае эта церковь со своей не имеющей полиц крышей, с врезающейся непосредственно в конёк последней шейкой главы и прямоскатным покрытием алтарного прируба, повторяет древнейшие образцы клетских церквей. Наружная обшивка тесом и железная кровля относятся к 19 в.»
Погост сгорел в войну. Упомянутая Георгиевская церковь также не сохранилась.
***
Село Осиново, Виноградовский район Архангельской области.
Ворота ограды погоста, 17 в.
Введенская церковь.
«Церковь, построенная в 1684 г. (по другим сведениям в 1776 г.), имеет два престола. В силу этого главаная часть её покрыта двумя высокими кровлями, каждая из которых увенчана главой. С запада к ней примыкает трапезная, потолок которой поддерживается двумя украшенными резьбой столбами; дверь из паперти в трапезную сохранила старый резной наличник. Обшивка стен тесом поздняя. Интересны ворота рубленой ограды погоста».
Погост не сохранился, на странице села в Википедии о нём нет даже упоминания.
***
Село Уйма, Архангельский район Архангельской области.
Никольская церковь, 1708.
«С востока к основному объёму пристроен пятистенный алтарь, а с севера, юга и запада его охватывает паперть, основанная на бревенчатых кронштейнах-выпусках /присутствует на обмере академика Суслова, но уже не видна на данной фотографии/. В 1885 г. церковь обшита тёсом, а глава и кровли покрыты железом.»
Не сохранилась.
***
Село Помялово, Ленинградская область.
Троицкая церковь, 1694.
«Церковь имеет форму квадратного в плане сруба, покрытого пологой восьмискатной кровлей, увенчанной пятью главами. С юга к церкви примыкает придел, покрытый трехскатной кровлей, а с запада — трапезная с папертью, в которую с юга и севера ведут входы. Шестигранная колокольня не сохранила своего верха (яруса звона) и покрыта поздней, но красивой шатровой кровлей. Церковь обшита тёсом, но сохранила покрытие глав лемехом.»
Утрачена, по одним данным в войну, по другим — ещё в 1916-м.
***
Клетские часовни.
Деревня Алфёровское, Черковский район Архангельской области.
Нет информации.
***
Деревня Нижние Маркомусы, Плесецкий район Архангельской области.
Часовня 18 века.
Не сохранилась.
***
Деревня Федоровское на Кене, Приозерный район Архангельской области.
Часовня св. Макария с колокольней, 18 век.
Перевезена в заповедник Малые Корелы.
***
Деревня Заозерье, Подпорожский район Ленинградской области.
Часовня Петра и Павла, 17 век.
По информации на 2006 год — цела, богослужения не совершаются.
Итого, по перечисленным клетским храмам: из 14 сохраняются 4, один из которых перевезен в заповедник.
В этот раздел не попали малоизвестные тогда, а ныне знаменитые древнейшие клетские церкви Воскрешения Лазаря (датировка от конца 14 до более вероятного 16 века) из Муромского монастыря в Заонежье и Ризположения (1486, видимо, древнейший деревянный храм России) из затопленного села Бородава. Обе живы и находятся в музее-заповеднике Кижи и в Кирилло-Белозерском монастыре соответственно.
Из потерь последнего времени следует также отметить двуглавую церковь Иоакима и Анны в городе Кашине 1646 года (сгорела в 1998 г. в результате «неумышленного поджога»). Весьма негативные отзывы вызвала недавняя реставрация Никольской церкви в Ковде Мурманской области (18 век). И в качестве бонуса — вести из Подмосковья, две фотографии Всехсвятской церкви в Сосновке Озерского района (17 или 18 в.), 1980-х и 2010 года. На переднем плане — модное мощение подле украшаемого на пожертвования дачников псевдорусского каменного храма.
Публикацию подготовили Александр Можаев и Андрей Павличенков.
16 комментариев