Дети детей

Александр Можаев

Теория Победы над временем в свете новейших данных краеведческой философии.

Пытаясь осознать длительный путь становления себя как заслуженного краеведа столицы, прихожу к выводу, что основной причиной моего любопытства с юных лет было не только и не столько восхищение древней архитектурой, а ощущение того, что старым стенам, возможно, ведома одна из самых непостижимых тайн этого мира. Они знают, что такое Время. А мы не знаем о нём вообще ничего. Календари рисовать научились, вот и весь сказ.


Конечно, с Временем лично знакомы не только стены, но и моря, горы и даже отдельные породы многолетних растений. В парке Коломенского растут совершенно живые дубы, под которыми Ивана Грозного в коляске выгуливали, и хоть бы что им. Но для природы это естественно, она не ищет бессмертия. Время человеческой жизни – совершенно другая, драматическая история, запечатленная смертными в памятниках мировой культуры. Короче, речь пойдёт не о Времени, а о Победе над временем. Тезисы этого краткого теоретического изыскания будут перемежаться ссылками на многочисленные авторитетные умственные источники.

Эпиграф. Е.Летов: «Лишь однажды, только ты поверь, маятник качнётся в правильную сторону. И времени больше не будет».

Тезис: Вообще наличие времени как такового — страшная подстава, один из главных недостатков этого неуютного мира, даром, что непременное условие его существования. Ничего не вернуть, ничего не исправить, никуда не спрятаться. Здесь уже и бессмертие не поможет – кому охота играть по таким правилам целую вечность. Кроме того, мы имеем многие косвенные подтверждения того, что Царствие Небесное устроено совершенно иным образом.

Цитата: в одной из дивных Афанасьевских легенд есть такой эпизод: Христос, гуляя по земле с апостолами, посылает одного из них к чистому колодцу за водой. Тот подходит, а там, у колодца благодать – птички поют, бабочки стрекочут. Ну он осмотрелся, порадовался, набрал воды и бегом обратно. А ему говорят: «Тебя, брат, только посылать – три года тебя ждали на этом месте». Что такое? А Спаситель объясняет: «Вот так и в Царствии моём, век пролетит – а ты не заметишь».

Тезис: Хотя и чисто логически следует, что в Раю нашим календарям не место. Время уносит с собой и плохое, и хорошее, по окончании времен, как известно, плохое будет истреблено навечно, а хорошее – уж пускай остаётся неподалёку, даже если оно четырежды миновало. Прошлое, всё, что мы в нём любили, восстанет из праха и пребудет с нами – как же иначе, какое ж без него Царствие. Без грядущего тоже не обойтись, если не будет расставаний – не будет и новых встреч. Следовательно, замкнутый круг разорвёт не упразднение, а полная и безоговорочная модернизация времени.

Цитата: Саша Соколов в «Школе для дураков» поминает о том, что «У каждого человека есть свой особый, не похожий ни на чей, календарь жизни. И потому бывает, что несколько дней приходит сразу. А бывает, что день долго не приходит». Далее по тексту предлагается вообще упразднить календарь, как бесконечную череду последовательных квадратиков, а раскидать его звёздами по небу — там густо, там пусто, дни блеклые или яркие, но что сначала, а что потом – не имеет значения.

Тезис: Представьте, какие это даёт бескрайние возможности. Я вот, например, по малолетству любил одну Машу и писал ей стишки про то, что «только ты люди, только миг лето, ничего нету, только то, что есть». А потом мы рассобачились, и я загрустил. Где вообще моё лето, где этот миг прекрасный?! Была любовь, и миновала – как такое возможно? Тогда это фигня какая-то, а не любовь, раз она так просто проходит. Но. Стоит забыть о том, что лето давно миновало… Ну то есть не думать о том, что после, а хранить его в памяти так, словно всё было вчера или максимум на прошлой неделе. Ух, как тогда прёт, и не отпускает, и не проходит, и главное – появляется уверенность, что ничего не потеряно и ещё вернётся. И ведь действительно – в своё время мы встретились снова, и я понял, что это не иллюзия. Я чувствую то же, что и много лет назад, только теперь это совершенно здоровое и бескорыстное ощущение.

С тех пор так со всеми: разлюбить невозможно, и это совершенно не тяготит. Хотя далеко не все втыкаются: «Ты чего, Можаев, не пойду я с тобой бухать, ведь уже ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПРОШЛО». Да с чего вы взяли, это только в вашем дурацком календаре так написано, а я вот сейчас только оттуда! Нет, не верит.

Цитата: Yesterday is here. Ну вы конечно знаете, это песня американская так называется.

Ещё цитата: поэт Геннадий Шпаликов: «А не то рвану по снегу, кто меня найдёт, и на валенках уеду в сорок пятый год…»

Тезис: Также меня с раннего возраста возмущали своей безысходностью слова великого шлягера «Куда уходит детство», тогда ещё подсознательно. А потом я увидел «Небо над Берлином»: «Когда ребёнок был ребенком, а это и сейчас так…» Вот это мне понравилось. Потому что детство – величайшая потеря в жизни человека, каким бы оно не было, счастливым или так себе. Все люди рождаются одинаково прекрасными, но сохранить себя в этой чистоте удаётся немногим. Как говорил мудрый священник Александр Ельчанинов: «Детскость утрачивается во взрослости и возвращается в святости».
И если мы предполагаем, что в царствии небесном не будет календаря, то стало быть не будет и возраста. В самом деле, кому нужны ТАМ трёпанные жизнью старые шпалы, ежели есть возможность выбирать. А дети все хороши, а песочница – земное подобие утраченного Рая. Не случайно тоскующие по утраченной невинности старые либо очевидно стареющие обормоты традиционно имеют обыкновение заливать глаза и совесть именно по этому адресу.

Цитата, Джанни Родари: «– Что вы собираетесь делать этим молотком?
– Ударить по вашему мизинцу, если вы не поклянетесь, что все дети хорошие… Так вы клянетесь или нет?
– Клянусь! Клянусь!
– То-то! А теперь, видите, я ухожу и даже не плюю вам в лицо. Это потому, что я слишком прекрасен».

Тезис: Хотя в Царствии Небесном некоторых повзрослевших собратьев, безусловно, придётся загонять обратно в песочницу пинками и плётками. Если верить официальной доктрине, то бремя прожитых лет не многим позволит протиснуться в игольное ушко Врат Рая. Оно понятно – если впускать кого попало, добра не жди. Но с другой стороны, многие из них повинны лишь тем, что не умерли во младенчестве, ведь взрослость нередко накатывает гораздо раньше срока и не оставляет плывущему по реке времени почти никакого выбора… Здесь, наверное начинается конкретная ересь, но сдаётся мне, что теоретически Победа над Временем равнозначна Победе над самим Адом. Чистилища, конечно, никому не миновать, но далее… О какой вечной погибели вы говорите, разве могут эти прекрасные дети отвечать за грехи взрослых раздолбаев, в которых их превратили другие такие же раздолбаи и скверный климат! «Когда был Ленин маленький, с кудрявой головой…»

Цитата: В почему-то малоизвестном у нас фильме «Чертополох» есть великий эпизод: идут по улице три бомжа, Д. Николсон, Т. Вэйтс и М. Стрип. Американского такого качества, скорее на бродяг похожие. На углу валяется бомжиха правильная, вонючая, как у нас в столице. Они остановились и думают: чё делать? Мараться неохота, а бросать жалко, замёрзнет. Джек говорит: «Это кто вообще?» Том: «Да это Мери, нищенка с 5-й улицы».
— Нет, ты расскажи мне про неё что-нибудь, чтоб мне захотелось об неё руки пачкать. Кем она была раньше.
— О, раньше она была шлюхой на Аляске!
— Нет, не канает, ещё раньше.
— Ну не знаю. Наверное, когда-нибудь была хорошей маленькой девочкой…
— Так это совсем другое дело…

Тезис: Мне кажется, что примерно то же имел в виду Андрей Платонов, когда писал: «К людям надо относиться по-отечески». В быту — очень помогает гасить раздражительность, глядя на любого, самого отвратительного паршивца, сосредоточенно думать: «Прекрасное дитя, что же они с тобой сделали!». Вот сейчас я думаю то же самое, глядя на собственного папу, вернее на его старую, послевоенную фотографию. В 8 лет этот дивный мальчик потерял мать, отец его после пошел вразнос, и рядом не нашлось никого, кто смог бы утешить пострадавшего ребёнка. Мне кажется, что он так и не смог простить судьбе той несправедливости, всю жизнь доказывал ей не пойми что, и кончилось это не очень хорошо. Согласно действующему богословскому уставу, посмертная судьба его должна быть не завидной. Но ведь мы то предполагаем, что Бог не фраер, что уж Он-то найдёт способ как-нибудь разрешить это досадное противоречие. По-моему это совсем не сложно: надо просто отмотать на некое, одному Господу известное количество лишних, ошибочно прожитых лет назад. Да и вообще, сдаётся мне, что самый страшный и самый справедливый суд на свете – волшебная карусель Мери Поппинс, вы только представьте.

Последняя цитата, Антоний Сурожский: «Царство Божие никогда не будет полно, если хоть один из нас будет вне его. Мозаика состоит из множества маленьких камешков… Вынь один – и постепенно мозаика начнёт разрушаться и вся рассыплется. Таково Царство Божие: спасение всех».

Вывод: Тем не менее, ничто из сказанного не опровергает вышеприведённого незрелого афоризма про то, что ничего нету, а только то, что есть. Вот уж что, а Сегодня – действительно существует. Его прекрасные солнечные зайчики мирно отбывают в кладовую сердца, чтобы назавтра стать вчерашними, чтобы отныне способствовать к украшенью нашего и вашего грядущего, ибо завтрашнее и вчерашнее по большому счёту… ну эт самое… Ну короче говоря, Паровозик из Ромашково знал толк в жизни: если не успеем сейчас, то ведь после, глядишь, опоздаем, и прибудем на конечную станцию своевременно, но с совершенно пустыми карманами. Верьте ему, сограждане!

1961

PS: Никак не уймусь, уж больно хороша теория. Однажды довелось общаться с 104-летним художником-египтологом Потаповым. На протяжении целого столетия этого удивительного человека ничто не пёрло так, как эпоха Эхнатона. Дошло до того, что египетский посол расчувствовался и подарил ему турпутёвку. Дедушка вернулся: ага, спасибо, всё нормально. Его спрашивают: «Что значит нормально, ведь эта поездка – мечта всей вашей жизни!» А он: «И, что вы, я ж говорил про Древний Египет…»
Рассказал я эту историю своему куму Рохлину, врубающемуся семинаристу, он ответил:
«Время только и существует, чтобы разделять жизнь и смерть, и возглашать смерть. Обязательно встречу деда Игоря, погибшего под Гданьском, и обязательно увижу своими глазами парад Победы 24 июня 1945 года».
Как же иначе?

Публиковалось ранее в  Независимых интернет-изданиях.

5 комментариев

Йокорный Бабай больше года назад   Изменить
Йй-э-хх! Хороша статья! Текст-то какой вкусный! Оёй как в тему! Спасибо, Саша! \~/ \~/ \~/
Изотова Ирина больше года назад   Изменить
Хорошо говоришь! Спасибо.
Эк... К вопросу о старых стенах - вот по зомбиящику казали древний китайский город, который ломают и строят точно такой же, из тех же материалов, для тех же жителей и проч. Ну ещё проводку новую протянуть собираются. Ели это делается первый раз - то ясный пень историчность оттуда в основном пропадёт...а вот если стопервый (они ж китайцы) - тогда как быть???
Спасибо! Как красиво! Совершенно Рождественский текст: морозная легкость и волшебный аромат имбирного печенья с молотой корицей, гвоздикой и душистым перчиком. И спасибо, что напомнили о Хандке - всю прошлую ночь читала: http://www.ozon.ru/context/detail/id/2718544/ а прошлое у него никогда не кончается (http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/268349/proshloe_nikogda_ne_konchaetsya) и всё о том: Когда ребенок был ребенком... Он ждал первого снега, ждет его и теперь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *