Знаки эпохи

Рустам Рахматуллин

Опубликовано в «Известиях»

В минувшую субботу и.о. первого заместителя мэра Юрий Росляк распорядился приостановить строительство «Геликон-оперы» во дворе усадьбы Шаховских. В списке знаковых решений последних трех недель — по Боровицкой и Пушкинской площадям, Провиантским складам, палатам Гурьевых — решение по Шаховским самое трудное для городского правительства. Театр строится из московского бюджета, город и заказчик, и согласующая инстанция. А значит, несет сугубую ответственность за происходящее на Большой Никитской, 19.

Вся проблематика московской старины сходится в фокусе этой истории. Искусственное столкновение «двух культур» — театра и наследия; вторжение новой архитектуры в тело и на территорию памятника; манипуляции с предметом охраны и с самим охранным статусом; незаконные согласования; снос усадебных строений; уличный протест и критика СМИ; демагогический пиар или высокомерное молчание в ответ; гарантии ушедшего мэра на фоне прокурорских проверок…


Сопоставимо важным знаком стало решение Владимира Ресина отказаться от перекрытия двора Провиантских складов. На том же градсовете принималось решение по депозитарию кремлевских музеев; публика и СМИ ждали только этого решения, и прецедент Провиантских остался недооцененным. Между тем он куда важнеe. Уже приходилось говорить, что отказ от проекта депозитария — это «всего лишь» отказ от лужковского вкуса и от давления этого вкуса. Но нет иных гарантий от дурновкусия и его давления в будущем, чем гарантии закона. Отказ от нового строительства на Провиантских складах как раз и стал знаком возвращения к закону.

Мы годами говорили и писали, что капитальное строительство на территории памятников запрещено; что реконструкция (не путать с реставрацией) запрещена; что запрещена градостроительная деятельность. Таков язык закона. По-простому это означает, что архитектурному творчеству не место на памятнике, если это не реставрационное творчество. Что памятник есть завершенное творение, а не сырец для нового творения.

Технически это означает, что памятник и его территория относятся к ведению органов охраны наследия, а не к совместному ведению с архитектурными органами. В случае Москвы — к ведению Москомнаследия, а не Москомархитектуры. Само появление главного архитектора или подписанных им бумаг на памятнике старины есть знак тревоги.

Жертвами обратного представления пали Гостиный Двор, Петровский путевой дворец, «Царицыно» и разные другие «любимцы» Юрия Лужкова. Повсюду «оригинальные» архитекторы доминировали над архитекторами-реставраторами. Повсюду главный архитектор утверждал параметры, поскольку реставрация осложнялась новым строительством, на выходе получались новые высоты, квадраты и кубы. Прокуратура молчала, говорил Лужков. «Закон не догма, — говорил он, — а повод пофилософствовать». Лишь на последнем (первом без Лужкова) градсовете его команда согласилась: догма.

У автора этих строк было единственное очное столкновение с Лужковым, и как раз по Провиантским складам. На одном из градсоветов кто-то сравнил проект их перекрытия с перекрытием двора Хлебного дома в «Царицыно». «Что, разве плохо получилось?» — спросил Лужков у градсовета. «Плохо», — крикнул я из зала. «А народу нравится. Мы из-за вас одного архитектуру переделывать не будем». Чистое Зазеркалье! Простой ответ: «вот и не переделывайте», — пришел, что называется, уже на лестнице.

Лужков уйдет не скоро. Он поселился в головах экспертов, научившихся хватать правое ухо левой рукой. В зависимости от цены вопроса они родную мать проэкспертируют и не найдут в ней ценности. Это они обложили усадьбу Шаховских такими бумажками, что Юрий Росляк дал месяц на разбирательство. Кстати, на встрече с Владимиром Ресиным «Архнадзору» обещали, что тексты всех экспертиз появятся, наконец, на сайте Москомнаследия. Ждем.

Лужков поселился в головах архитекторов, способных «поправлять» Баженова и Казакова, Кваренги и Стасова. Академик Юрий Платонов, двадцать лет (!) мысленно перекрывавший Провиантские склады, растерянно говорил на градсовете, что потомки примут иное решение. Эту когорту возглавляет — в силу своего общественного положения, помноженного на убежденность, — президент Союза архитекторов России Андрей Боков, кстати, автор проекта «Геликон-опера». Избранный на пост недавно, Боков совпадает с уходящей эпохой. И в этом его драма.

Еще один знак: на днях «неназванный источник в мэрии» сообщил, что знаменитый Синодальный дом не будет отдан на съедение боковскому «Моспроекту-4». Что охранный статус памятника будет подтвержден. Та же канва событий: столкновение культур, консерватория против мемориальных квартир церковных композиторов, библиотека вместо жилой планировки. И, между прочим, та же улица — Большая Никитская.

Но вернемся к усадьбе Шаховских. Деньги отпущены и работают. Много снесено и что-то построено. Тем более знаковым станет окончательное решение. Разворот из такого положения — это не только разворот стройкомплекса. Это разворот умов.

Фотографии А.Можаева, Н.Самовер

7 комментариев

Юлия Викторова больше года назад   Изменить
СМИ сегодня сообщили, что новомэр Собянин назвал Москоу-Сити "градостроительной ошибкой" ! Вот это масштаб ! По-моему, уважаемые коллеги, у нас перехватывают инициативу по части критики лужковского градостроительства, ибо все объекты из списков Архнадзора, конечно,важны и значимы, а судьбы их драматичны, но нет большей диверсии против всей исторической Москвы, чем Москоу-Сити ! Поэтому самое время перенести "огонь по штабам"! Мы хорошо знаем, кто должен ответить за эту "градостроительную ошибку" помимо Лужкова. Никакого доверия Департаменту градостроительной политики и его бессменному главе ! Никакого доверия Москомархитектуре и его бессменному главе ! Никакого доверия НИИПИ Генплана и его профнепригодному руководству ! Никакого доверия всегдашнему проектировщику центра Москвы Моспроекту-2 и его бессменному руководству. Необходимо потребовать в связи с этой квалификацией проведения тщательных проверок и служебных расследований деятельности руководства этих организаций, чьими нечистыми руками орудовал бывшемэр, а многие из них и просто входили в его клику ! Давайте добиваться запрета на профессию для наиболее одиозных "экспертов", запятнавших себя сотрудничеством с преступной мэрией в части продвижения этой "градостроительной ошибкой". Настало время смены элит и ломки доказавших свою несостоятельность структур и институций! Мы должны этим воспользоваться "не взирая на лицы" как и учит Евангелие.
Сергей Елисеев больше года назад   Изменить
может еще раз генплан пересмотрят? с разворотом умов?
Юлия Викторова больше года назад   Изменить
Кто и как создавал репутацию прогрессивного зодчего А. Бокову ( о наших сторонниках и попутчиках) "Москву обведут Китайской стеной В Москве готовится новая масштабная реконструкция — восстановление стен Китай-города. Реализация этого проекта вернет городу древний облик, существенно затруднив движение транспорта по центру. Виктор Шередега, член президиума экспертного консультативного совета при мэре Москвы, призвал к широкому обсуждению проекта полного восстановления китайгородской стены, одобренного Градостроительным советом в конце прошлого года. Стены Китай-города были возведены в 1534-1538 годах итальянским архитектором Петроком Малым, а уничтожены в конце 1940-х. С тех пор их потихоньку восстанавливают. В 60-е годы была построена часть стены около гостиницы "Россия", к 850-летию Москвы восстановили Воскресенские ворота с Иверской часовней, а прошлым летом — участок стены около станции метро "Площадь Революции". Проект реконструкции подготовил институт МНИИПОКОС под руководством одного из лучших московских архитекторов Андрея Бокова. Вдохновленные успехом первой части реконструкции, архитекторы предложили полное восстановление стен Китай-города по трассе от площади Революции до Лубянки, далее через Новую площадь к Москворецкой набережной и назад к Васильевскому спуску. Этот проект в виде общей концепции был одобрен Градостроительным советом Москвы. И тут посыпались возражения. Виктор Шередега, один из самых уважаемых экспертов по истории города, выступил по телевидению в программе "Архитектурная галерея" и выразил общее мнение противников проекта. Указав на прецедент в виде храма Христа Спасителя, решение о строительстве которого было принято без общественного обсуждения, он призвал развернуть таковое в связи с новым гигантским новоделом, который предпринимают московские архитекторы. Внешне его позиция выглядит безупречной. Историческая ценность новопостроенных стен равна нулю. Эстетическая тяга москвичей к крепостным стенам, символизирующим могущество нашей древней столицы, если и существует, то полностью удовлетворяется Кремлем. Вместе с тем если, скажем, на Лубянке восстановят эту злосчастную стену, то вместо восьми полос для машин останется четыре. Это будет способствовать приобщению широкой массы автомобилистов к искусству зодчества, поскольку каждый, проезжающий по Лубянке, будет стоять в пробке против стены в два раз дольше, чем стоит сегодня. Иначе говоря, архитекторы вновь придумали какой-то бред, от которого надо спасать Москву. Внутренне ситуация выглядит куда более противоречивой. Менее всех Андрей Боков может быть заподозрен в любви к новоделам. Этот архитектор едва ли не самый последовательный сторонник авангардной архитектуры в Москве. Его здания — "Самсунг" в Гнездниковском переулке, офисное здание на Савинской набережной — являются резкой оппозицией ретроспективной ориентации "московского стиля" и в качестве таковых получали высшие профессиональные награды (1-я премия на фестивале "Зодчество-98"). За проектирование "великой китайской стены" он взялся не от хорошей жизни. А оттого, что ничего другого в центре Москвы строить не дают. Сравнение стены Китай-города с храмом Христа некорректно, поскольку строится она принципиально иначе. Внешне она выглядит как стена, но внутри таковой не является. Там — пустое пространство, в котором располагаются торговые, офисные и всякие иные площади. И строится стена не на деньги налогоплательщиков, а инвесторов. Каждый новый проект "современной архитектуры" вызывает резкое противодействие согласующих инстанций как нарушающий среду исторического города. Новые здания предлагают строить на окраинах, но туда не идут инвесторы. Боков — единственный архитектор, которому удалось придумать экономически выгодную схему финансирования восстановления исторического наследия. Суть схемы элементарна и заключается в том, чтобы помирить интересы инвесторов и согласующих инстанций города. Инвесторам нужна площадь, городу — восстановление собственного исторического облика. Отлично — строим китайскую стену. Но в таком случае за этот проект отвечают вовсе не архитекторы, а как раз историки, требующие, чтобы "при нас все было, как при бабушке". Те самые историки, тот ЭКОС, от имени которого призывает к общественности Виктор Шередега. В 70-е годы учитель нынешнего главного архитектора Москвы Борис Еремин выдвинул концепцию "ретроразвития", суть которой сводится к тому, чтобы восстановить все, что снесли. Тогда он казался безумным мечтателем — сегодня оказалось, что это был пророк нынешней градостроительной политики. Но как раз в рамках этой политики и принимается проект реконструкции Китай-города. Новые необходимые городу функции вписываются в утраченные объемы. Дай Бокову возможность построить в этом районе не новодел — он бы построил. За проектом стоит вовсе не безумие архитектора, а безумие наших "охранников памятников", считающих, что любая старина лучше, чем работа их современника. Они получают в результате то, что заказывали, и нечего теребить общественность. Боков не только китайскую стену предлагает восстановить. На одном из изображений Москвы XVII века он нашел за этой стеной так называемые "иконные горки" — условное изображение поднимающегося рельефа в обратной перспективе. И теперь на выставке, посвященной новому генеральному плану, висит вид Москворецкой набережной с восстановленной китайгородской стеной и стеклянными иконными горками за ней. Соответствие историческому облику — стопроцентное, Москва получается, как на иконе. А площади для инвестора в "восстановленных" иконных горках можно получить столько, что на средний небоскреб хватит. ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН"
"Дай Бокову возможность построить в этом районе не новодел — он бы построил." хихи. это какой же год? конец 90-х видимо
Сергей Елисеев больше года назад   Изменить
плач про нехватку полос для автомобилистов - это очень кривой довод. там все равно три полосы под парковки с обеих сторон заняты. дай волю сторонникам устраивать хайвеи через центр - захотят расширять все проспекты еще на три-четыре полосы в обе стороны. и какой же это город будет? вон, от ленинградки уже вообще ничего не осталось. одни американские горки. если, например, по садовому кольцу все стихийные парковки жестким способом убрать, то вполне место нашлось для нормального движения транспорта. и может даже место под сады нашлось бы. ну или хотя бы под липы на тротуарах.
Михаил Иванов больше года назад   Изменить
За деньги и поп спляшет... политэсы...
выписываю слово инвестиции и инвестклимат, отсюда http://kzpg.ru/latestnews.htm 6 июля 2011 года Стенограмма заседания комиссии по перспективному развитию и градостроительству от 1 июля 2011 года О проекте закона города Москвы "О признании утратившим силу Закона города Москвы от 15 декабря 2004 года "О градостроительном кадастре города Москвы и внесении изменений в отдельные законы города Москвы в части информационного обеспечения градостроительной деятельности".

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *