Родная речь
Здесь, в московском квартале Замоскворечие, примыкающем с юга к «Кремлена-граду», когда-то зимовал Ленин. Еще здесь жили отставные эксплуататоры, потерявшие посты после свержения последнего императора Н. В течение 700 лет бой колоколов, раздававшийся из массивной кирпичной башни, сообщал жителям столицы московитов их время. Но город должен развиваться…
Ладно уж, пусть Эндрю Джейкоб сам расскажет:
«Здесь, в пекинском квартале Гулоу, примыкающем с севера к «Запретному городу», когда-то ночевал Мао. Еще здесь жили евнухи, потерявшие посты после свержения последнего императора Пу И. В течение 700 лет бой колоколов и барабанов, раздававшийся из двух массивных кирпичных башен, сообщал жителям китайской столицы время. Но сейчас жители квартала Гулоу отсчитывают дни до начала строительных работ.
Занимающий 13 гектаров старинный район власти планируют превратить в лакированный туристический аттракцион. Проект стоимостью 73 млн долларов включает сооружение элитного жилья, музея «отсчета времени» и подземного торгового центра.
С тех пор как в январе было объявлено о планах реконструкции района, историки и уроженцы этих улочек, бережно относящиеся к доставшемуся им сокровищу, потеряли сон. «Дело не в сохранении исторических памятников, а в сохранении живого и жизнерадостного района, естественным образом возникшего и развивавшегося в течение сотен лет», — говорит специалист по городскому планированию, профессор Пекинского университета Яо Юань.
Тысячи бедняков, населяющих покосившиеся серые кирпичные домики с черепичными крышами, возмущаются меньше. «Весь этот район надо снести, — полагает 72-летний Чжоу Мейхуа, семья которого, состоящая из трех поколений, ютится в двух комнатах общей площадью 18,6 кв.м. — Главное, чтобы мы получили справедливую компенсацию. Тогда с радостью уедем».
Власти способствуют росту таких настроений, не занимаясь улучшением условий жизни в старинных кварталах. Вместо этого целые районы получают на планах городского развития обозначение «антисанитарных и опасных» и предназначаются для сноса и сооружения новых объектов коммерческой недвижимости.
Единственным напоминанием об историческом прошлом таких районов порой являются лишь несколько вновь построенных зданий с загнутыми кверху уголками крыш и раскрашенными деревянными украшениями на цементных фасадах.
Застройщики, пользующиеся поддержкой государства, зачастую игнорируют закон либо прибегают к словесным уловкам, называя новые здания «историческими», а их строительство — «реставрацией». Критики называют наиболее вопиющим примером такого подхода район самых дорогих в городе магазинов Цяньмэн, примыкающий с юга к площади Тяньаньмэнь. Сейчас на месте исторических зданий можно увидеть их бездушные дорогостоящие копии. «Реконструкция Цяньмэн не имела ничего общего с сохранением исторического наследия. На его месте выстроена голливудская декорация», — утверждает профессор Яо.
Архитектурный эксперт Луо Чжэвэнь, в качестве правительственного консультанта принимавший участие в подготовке проекта реконструкции Гулоу, называет стенания по поводу утраченного исторического наследия преувеличенными. 87-летний Луо, который долго работал в Государственной администрации культурного наследия, считает, что большинство зданий в этом районе представляло собой освященные временем убогие хижины. Он также не испытывает чувства вины по отношению к обитателям района. «Город непрерывно меняется», — сказал он.
Расчистить площадку под строительство в Гулоу может оказаться не так-то просто. Многие жители района рассчитывают на весьма щедрые компенсации и говорят, что не сдвинутся с места, если не смогут купить себе большие квартиры. Некоторые из них, например, 53-летний безработный Чжоу Чанлин, говорят, что переедут только в том случае, если получат взамен такие же дома, как те, в которых они родились и выросли. «Мне необходимо ощущать под ногами землю, — заявил Чжоу. — Я слышал от людей, что старики, переезжающие в новые высокие дома, обычно через два-три года умирают».»
В подготовке материала приняли участие Ли Бибо и Александр Можаив.
По материалам «Нью-Йорк Таймс» и Новой газеты.
Фотографии Натальи Самовер.
20 комментариев