Бахрушина, 11 – далее везде?
Константин Михайлов
Текст публиковался в «Известиях»
Один из самых печальных уроков событий 24-25 июля на улице Бахрушина- возможное повторение «экскаваторного сценария» в других охранных зонах, по другим адресам, как выясняется – еще и адресам мемориальным. Нескольким замечательным домам, связанным с именами выдающихся деятелей отечественной культуры, угрожает снос под эгидой «регенерации» или «воссоздания». В скором времени в Москве могут снести мемориальные дома Чайковского, Есенина и Сурикова…
В середине июля строители принялись завозить бетонные блоки во двор дома № 4 по Остоженке – с этого же несколькими неделями ранее началась подготовка к сносу усадьбы Алексеевых на улице Бахрушина. Эта примета особенно тревожна в совокупности с некоторыми строками распоряжения правительства Москвы № 1861-рп от 17 сентября 2004 года «О реконструкции, реставрации зданий с освоением подземного пространства и воссозданием ансамбля торговых рядов между «Красными и Белыми палатами» по адресам: ул. Остоженка, д. 2, д. 4, д. 6, стр. 1, ул. Пречистенка, д. 3, стр. 1…»
Стрелка Пречистенки и Остоженки – место знаменитое. Здесь в 1972 году тогдашнее поколение защитников московской старины дало славный бой (в том числе в прямом смысле слова – доходило до рукопашной) властям и строителям, отстояв от сноса прекрасные памятники архитектуры XVII века – Красные и Белые палаты. За что боролись отцы и деды? За то, чтобы палаты были отреставрированы и украшали город? Как выяснилось с выходом упомянутого распоряжения правительства Москвы (и намечающего дополнительные меры по его реализации распоряжения № 1573-рп от 11 июля 2008 г.), не только за это, но и за то, чтобы в наши дни инвестор – НИИ социальных систем МГУ – построил здесь, на территории охранной зоны, рядом с палатами, массивный «многофункциональный комплекс». Общая площадь объекта – более 21000 кв. метров, 5 этажей вверх, 3 вниз…
О воссоздании снесенного в 1972-м углового классического дома, формировавшего площадь Пречистенских ворот, речи в этих распоряжениях нет, в отличие, например, от мифического «ансамбля торговых рядов», которых в аристократическом квартале не было никогда. Слава Богу, что Красным и Белым палатам хотя бы формально ничего не угрожает, хотя освоение подземного пространства по соседству с ними древним стенам вряд ли пойдет на пользу.
«Московский комсомолец» в 2004 году уточнял: «Воссоздать кусочек древней Москвы в створе двух старинных улиц решили городские власти. Как сообщили в мэрии столицы, чтобы вернуть жизнь комплексу зданий торговых рядов, являющихся историческими памятниками XVII века, два из них — дома №4 и №6, стр. 1 по Остоженке — возможно, придется снести.»
В распоряжении № 1861 сказано черным по белому, что НИИ социальных систем МГУ «осуществит (при необходимости) снос зданий (части здания) по адресам: ул. Остоженка, д. 4 и д. 6, стр. 1». Особенно приятно читать это «по необходимости» — будет тебе, любушка инвестор, необходимо – ну и сноси… По дому 6 по Остоженке «необходимость» была заранее подтверждена рабочей группой Комиссии при правительстве Москвы «по вопросам сохранения» зданий в исторических районах города – в январе 2003 года она приняла решение о его сносе. Распоряжение № 1861-рп, к слову сказать, начинается так: «В целях устранения последствий пожара здания по адресу: ул. Остоженка, д. 6…» Пожар был давно, дом с тех пор стоит без крыши, но все, проклятый, стоит – ну как тут не устранить последствий, не помочь ему экскаватором? О прохождении дома 4 по Остоженке через «несносную комиссию» пока неизвестно, но зато известно, что в 2009 году он заживо фигурировал в проектах градостроительных регламентов как «воссоздаваемый ценный элемент историко-градостроительной среды».
А оба означенных «ценных элемента» ох как непросты. В основе дома 4 – старинные палаты рода Римских-Корсаковых, он существовал как минимум в 1740 году, но есть документальные свидетельства, что стоял он уже и в 1717-м. Внутри сохраняются остатки убранства парадных интерьеров второй половины 19 века – старинные печи, карнизы, лепнина. По данным историко-архитектурных исследований, Петр Ильич Чайковский жил в этом доме в 1889 году, в пору работы над «Спящей красавицей». Великий русский композитор был не единственным знаменитым жильцом этого дома. В 1850-е годы здесь жили знаменитый в те времена актер Малого театра, «блистательно веселый комик» С.В. Васильев и его жена, также популярная актриса Малого театра. Сам Островский называл его соратником и «самым желанным исполнителем».
Соседний, уже приговоренный, дом № 6 по Остоженке выстроен в 1816 году сенатором Мухановым, в усадьбе, ранее принадлежавшей тем же Римским-Корсаковым. В 1870 году перестроен в формах эклектики. Официальная историческая справка сообщает: «Фасады хорошо сохранили первоначальную композиционную структуру и элементы поздней декоративной отделки. Наиболее интересен главный фасад, включающий черты ампирной композиции. Комплекс — ценный элемент исторической среды заповедной зоны «Улица Пречистенка»».
В последней трети XIX века в доме помещались меблированные комнаты «Париж». Художник Василий Суриков, работая над композицией «Вселенские соборы» для храма Христа Спасителя, зимой 1877/78 гг. поселился в этом доме, поблизости от храма, в нумере 46. В одном из писем в Красноярск он просит родных прислать ему сюда «сушеной черемухи: здесь все есть – и виноград, и апельсины, и слива, и груши, а ее, родной, нет!»
Какая, спрашивается, у Москвы «необходимость» лишаться таких мемориальных стен?
К сносу приговорены и 4-этажные дворовые строения следующего соседнего дома № 8, построенные, как и он, в 1900 году по проекту архитектора О.О.Шишковского для богатого крестьянина Егорова. На их месте дожно подняться новое здание 29-метровой высоты (9 этажей, которым предстоит замкнуть перспективу самой Волхонки!). Самому дому № 8 информационный щит обещает «снос и реконструкцию». А в нем до сих пор сохраняются прекрасные интерьеры богатых квартир начала ХХ века с лепными потолками и лестница парадного подъезда…
Словом, те простодушные, кто думает, что охранные зоны в Москве придуманы затем, чтобы сохранять историческую застройку вокруг памятников архитектуры и препятствовать новому строительству по соседству с ними, заблуждаются.
Лишний раз в этом можно убедиться на Садовнической улице, 9, где еще стоит целый комплекс из трех импозантных домов, построенный в первые годы ХХ века по проекту известного архитектора московского модерна Эрнста Рихарда Нирнзее, строителя знаменитого дома близ Пушкинской площади. Дома эти принадлежали купцам Приваловым, ктиторам соседней церкви Георгия в Ендове. Главный дом, выходящий на улицу, доныне сохраняет и элементы парадной отделки приваловских квартир, и уникальное «лунное стекло», дающее рассеянный свет в интерьерах. Строение 2 во дворе выполнено в «готическом стиле», увенчано оригинальной высокой башенкой. Строение 3 в глубине участка сохранило прекрасный неоренессансный фасад. Здесь же и мемориальный адрес: в 1914-1916 годах одну из квартир дома (нынешний № 45) занимала редакция литературно-художественного журнала «Млечный путь». «Журнал искусства, дающий широкую осведомленность о художественных течениях современности», устраивал в редакции творческие вечера, на которых бывали авторы – поэты, художники, скульпторы, артисты. Здесь читал свои ранние стихи Сергей Есенин (в 1915-м он опубликовал в «Млечном пути» свой юношеский шедевр «Выткался на озере алый цвет зари»). А слушали его поэт Ф. Шкулев, художники Н. Тырса, С. Эрьзя. Печатались в журнале Игорь Северянин, Борис Пильняк, И.С. Новиков-Прибой и другие известные литераторы.
Не комплекс – прямо-таки готовый музей всех искусств русского «серебряного века». Но у правительства Москвы иное мнение. В 2002 году оно издает распоряжение о реконструкции зданий на Садовнической, 9, в 2004-м – о признании их аварийными, в 2008-м – о дальнейшей реализации инвестиционного проекта (инвестконтракт городских властей с ООО «Великан – XXI век» подписан еще в 2003 году). Здесь должен появиться «многофункциональный комплекс с апартаментами и подземной автостоянкой» общей площадью без малого 25 тысяч квадратных метров. Все эти годы экспертам не раз предлагали согласиться со сносом старинных домов. И, как и в случае с улицей Бахрушина, эксперты отказывались, и тогда решение о сносе приняла в ноябре 2009 года сама Комиссия «по вопросам сохранения…» во главе с В. Ресиным. Правда, в отличие от ситуации с усадьбой Алексеевых, на Садовнической улице есть один интересный нюанс. Инвестконтракт 2003 года со стороны «Великана – XXI век» подписан тогдашним генеральным директором ООО – некоей Е.Н.Лужковой. Кто эта дама, нам пока доподлинно неизвестно. Но эта фамилия, быть может, звучит для городских чиновников несколько иначе, нежели фамилии Есенина или Пильняка.
И для разнообразия – пример с былой московской окраины. На Бутырской улице, 73 стоит доходный дом начала ХХ века в стиле модерн – один из двух старинных домов, уцелевших на этой улице. На официальном сайте Москомнаследия он числится «заявленным объектом», т.е. в комитет подано заявление о признании его памятником архитектуры. Федеральный закон требует обеспечивать сохранность таких объектов до вынесения решения о включении их в реестр памятников. Столичное правительство 23 апреля 2010 года издает распоряжение (№ 765-рп) о сносе дома. Ни «заявленный» статус, ни Москомнаследие в документе даже не упоминаются. Мотивация решения откровенная – «в целях освобождения земельного участка». Впечатление такое, что ФЗ-73 «Об объектах культурного наследия народов РФ» издан в 2002 году где-то на другой планете и в пределах МКАД просто принимается к сведению.
А может быть, так оно и есть?
8 комментариев