Летнее наступление
Константин Михайлов
Защитить исторический город может только акт политической воли
В очередной старинной московской городской усадьбе 12 июля начат снос «в рамках применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной среды». Так обосновывается в одном из распоряжений правительства Москвы строительство нового гостиничного комплекса на месте целых шести строений усадьбы купца Алексеева в Замоскворечье, на улице Бахрушина, 11.
КАДАШИ НИЧЕМУ НЕ НАУЧИЛИ?
В 2009 году Москомнаследие отклонило заявку двух представителей «Архнадзора» о постановке главного дома этой усадьбы на государственную охрану. А 8 июля 2010 года во дворе усадьбы был замечен строительный кран с известой всем нам — до боли сердечной и до зубовного скрежета — надписью «Сатори». Он разгружал бетонные блоки, что явно свидетельствует о подготовке к сносу (так в Москве обычно огораживают обреченные здания). Вчера со двора доносился стук отбойных молотков.
Тем временем в 1-м Зачатьевском переулке доламывают четырехэтажный дом начала ХХ века, на Мясницкой, 45 раскурочили старинный особняк рубежа XIX-ХХ веков, на углу Малой Грузинской и Большого Тишинского, за фрагментом, уцелевшим от неоклассического дома, собираются рыть котлован. Началось летнее наступление на историческую Москву. В жару инвесторы и девелоперы активизируются, видимо, думают, что защитники в отпусках, на каникулах и в расслаблении. Прошлым летом, напомним, экскаваторы активно исполняли 932-е распоряжение правительства Москвы о сносе более 50 «аварийных» исторических домов. Этим летом все по новой.
Впечатление такое, что недавняя история в Кадашах ничему не научила ни городские власти, ни инвесторов, ни застройщиков. Вновь охранная зона, вновь фиговый листок регенерации, вновь распоряжения правительства Москвы и решения комиссии Ресина о сносе подлинных элементов историко-градостроительной среды, ради сохранения каковой и разработаны положения законодательства об охранных зонах. Под удар попадают и послепожарный классический дом, и неоклассический флигель начала ХХ века, и целая городская усадьба, сохранившаяся почти полностью, что по нынешним временам уже редкость.
Более того, 12 июля «Службой одного окна» Москомнаследия приняты заявления об обнаружении объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия по адресам ул. Бахрушина, 11, стр. 1, 2, 3 и ул. Бахрушина, 11/48, стр. 2, вследствие чего, согласно требованиям законодательства, до проведения соответствующей историко-культурной экспертизы, должно быть обеспечено сохранение этих объектов.
Сообщаем всем заинтересованным лицам: Президент РФ, депутаты Государственной думы и Мосгордумы, Прокуратура Москвы и Москомнаследие поставлены в известность. Об их и наших действиях мы сообщим в свое время.
А для начала публикуем открытое письмо мэру г. Москвы Ю.М. Лужкову и председателю Комитета по культурному наследию г. Москвы В.А. Шевчуку о факте разрушения усадьбы Алексеева
и выражаем надежду, что здравый смысл восторжествует, и проекты строительства и сноса в Лужнецкой слободе будут подвергнуты ревизии и пересмотру так же, как и в слободе Кадашевской. Помогать торжеству здравого смысла и законодательства о культурном наследии мы намерены всеми доступными нам законными средствами, как это было недавно продемонстрировано в Кадашах.
И, переходя от частного к общему, предлагаем вниманию публики составленный нами ПАКТ О НЕРАЗРУШЕНИИ исторической Москвы.
Совершенно ясно, что остановить конкретного девелопера, напрягая все силы защитников исторического города, возможно, как это было в Кадашах в начале июня 2010 года.
Совершенно ясно, что остановить вал московского вандализма, бегая с одной столичной стройплощадки на другую и хватая экскаваторы за шестеренки, невозможно. Инвесторов и девелоперов, обеспеченных разрешительными распоряжениями и постановлениями правительства Москвы, десятки, если не сотни.
Совершенно ясно, что убеждать городские власти в необходимости соблюдать ими же принятые и подписанные законы, можно долгие годы. И за эти годы погибнут еще десятки и сотни исторических домов и усадеб. Защитить исторический город может только акт политической воли, высказанной гражданским обществом и его структурами и поддержанный вменяемыми органами власти.
Недавно принятый Генплан-2025 в текстовой части предусматривает «отнесение к категории достопримечательных мест (т.е. к объектам культурного наследия – «Архнадзор») исторического центра Москвы в границах Садового кольца, а также фрагментов ценной планрировки и застройки, сохранившихся в границах Камер-Коллежского вала».
На бумаге, имеющей теперь статус городского закона, высказано намерение (причем «на первую очередь») придать статус памятника всему историческому городу Москве.
На деле продолжается истребление подлинных фрагментов, составляющих этого памятника.
Как известно, Москва в ХХ веке стала единственной из крупных мировых столиц, подвергнутых столь массированному разрушению собственными властями и гражданами. К 1941 году было разрушено около 50% архитектурно-исторического наследия, существовавшего в 1917-м. В дальнейшем в советские годы было снесено еще не менее 3000 исторических домов, особняков и усадеб. С 1991 года погибло еще около 1000 подлинных исторических зданий.
Продолжение этой градоразрушительной политики в дальнейшем станет полным и сознательным истреблением исторической Москвы ради удовлетворения экономических интересов инвесторов и девелоперов, творческих амбиций архитекторов и тщеславных помыслов администраторов.
Грани-ТВ: Гражданский рейд в Замоскворечье
Во имя сохранения исторической Москвы Общественное движение «Архнадзор» предлагает всем политическим и общественным силам доброй воли — гражданам, органам государственной власти, политическим партиям, общественным организациям и объединениям, профессиональным сообществам, экспертным объединениям, творческим союзам — поддержать нижеследующий
ПАКТ О НЕРАЗРУШЕНИИ СТАРОЙ МОСКВЫ
1. Сохранившиеся в пределах границ исторической Москвы – Камер-Коллежских валов:
— объекты капитального строительства, здания и сооружения, построенные до 1955 года включительно;
— исторически сложившиеся природные территории, скверы, городские и усадебные сады, бульвары;
— элементы исторической планировки, очертания и трассировка улиц, площвдей, переулков, проездов, расположение, границы и очертания земельных участков, внутриквартальных пространств и дворов –
являются ценными и неотъемлемыми элементами комплексного объекта культурного наследия «Старая Москва», подлежащими сохранению.
2. В отношении объектов капитального строительства — элементов комплексного объекта культурного наследия «Старая Москва» — запрещается снос, разборка, реконструкция, изменение внешнего вида фасадов и интерьеров (за исключением научной реставрации и реставрационного воссоздания ранее утраченных элементов архитектурных ансамблей или элементов архитектурной декорации и исторической планировки, с соблюдением порядка согласований и административных процедур, действующих в отношении объектов культурного наследия).
3. Градостроительные, архитектурные и прочие проекты, предусматривающие уничтожение, искажение внешнего облика и градообразующей роли элементов комплексного объекта культурного наследия «Старая Москва» не разрабатываются, не принимаются к рассмотрению органами государственной власти и экспертным сообществом и не реализуются.
Общественное движение «Архнадзор»
14 июля 2010 года
Фотографии Н.Самовер, Л.Варламова, А.Можаева.
21 комментарий