Культурный слой

Наталья Самовер

Лучше поздно, чем никогда. 6 июня мы, Общественное движение «Архнадзор» в сотрудничестве с музеем «Кадашевская слобода», в четвертый уже раз провели День открытых дверей в храме Воскресения Христова в Кадашах, но дописать мирный отчет об этом мирном мероприятии удалось лишь спустя месяц. Через несколько часов после того, как гости разошлись из Кадашей, ситуация резко обострилась – строители перешли в наступление. За вечером последовала ночь – уже знаменитая ночь на 7 июня, когда безоружные москвичи встали на пути тяжелой техники, пытавшейся прорваться на стройплощадку, а за ночью – утро, когда события в Кадашах стали городской новостью номер один. И еще много дней последовало за этим, и мы писали и публиковали многое, но помня, что за нами должок. Долг надо отдавать, в особенности, когда это долг благодарности.


Говорят: «Город должен развиваться». Говорят: «Изменение облика – нормальный процесс». Говорят… Но есть же в Москве что-то такое, стабильность чего никто не отрицает? Почва – вот штука стабильная. Грунт. Мать-сыра земля, которая на территории человеческих поселений оборачивается культурным слоем, а в нем как деревья укоренены те, кто имеет корни. Оттуда, из темной, молчаливой глубины, поднимаются соки, которыми питаются могучие дубы и гибкие березы, элегантные липы и простецкие тополя, чтобы шуметь кронами на ветрах и стоять прямо, и не ломаться, и тянуться всегда только в одном направлении – к солнцу, к свету.

Очередной День открытых дверей в храме Воскресения в Кадашах получил название Дня кадашевской археологии, хотя, вообще-то — что такое для кадашевской археологии один день? Она меряет свое бытие веками. Низкое, болотистое место в Заречье, против Боровицкого холма было заселено задолго до того, как великий князь Иван III в 1504 г. духовной грамотой завещал старшему сыну Василию село Кадашово вместе «с своею отчиною, великими княжствы». «А даю ему город Москву с волостьми, и с путми, и с станы, и с селы, и с дворы с городскими со всеми, и с слободами, и с тамгою, и с пудом, и с померным, и с торги, и с лавками, и с дворы с гостиными, и со всеми пошлинами», — дотошно перечислял великий князь, не забывая ни про сады свои, ни про медоносные угодья, ни про податных своих крестьян – числяков и ординцев, ни про дальние и ближние города и волости, ни про подмосковные села. В этой описи богатого имения государя Московского село Кадашево впервые вышло на арену истории под своим именем.

А еще раньше, в 1498 году князь Иван Юрьевич Патрикеев – славный воевода, первый среди московских бояр, не просто вельможа, а родич, двоюродный брат великого князя Ивана Васильевича, внес в перечень своих владений некие безымянные «места за рекой за лугом у Воскресения об улицу». Считается, что речь шла о церкви Воскресения, «что на грязех» — предшественнице нынешнего храма, тогда еще деревянной. А уже в 1499 году род Патрикеевых постигла злая опала, в результате которой село Кадашево, вероятно, и отошло великому князю. Сам Иван Юрьевич с сыновьями Василием и Иваном, едва избежав казни, был пострижен в монахи. Князь Василий Иванович Патрикеев (в монашестве Вассиан) позднее вошел в историю русской церкви как один из идеологов нестяжательства, духовный учитель и публицист.

Тогда же, вероятно, в конце XV или начале XVI века, в кадашевскую землю опустили богатого и знатного покойника. Кто это был, мы не знаем, но о богатстве его и знатности рассказала удивительная находка, случайно сделанная в наши дни на территории храма Воскресения Христова. Каменный саркофаг, искусно высеченный из единого куска известняка, антропоморфный, то есть по форме напоминающий спеленутое саваном человеческое тело, в те времена стоил целое состояние. В таких саркофагах в Кремле поколись останки великих князей и княгинь и митрополитов Московских. Позволить себе столь роскошное погребение могла только семья, принадлежавшая к элите государства. Тем необычнее выбор места для захоронения усопшего – не в крупном монастыре, в богатом семейном некрополе, а возле сельского храма.

Куски саркофага, раздавленного тяжестью грунта, собраны руками специалистов, и вот уже перед нами едва различимая надпись на крышке. Ее еще предстоит прочитать. История уже говорит с нами, осталось сделать усилие, чтобы услышать и разобрать ее речь.

Раскопки земли — это всегда раскопки культуры. Прикосновение к находке, впервые за двести, триста, четыреста лет увидевшей дневной свет, подобно прикосновению к живому сердцу спасительной руки, спасительного скальпеля хирурга. Возвращение к жизни чего-то, казалось, навсегда поглощенного небытием, – самое большое потрясение, которое дано пережить человеку.

В городе, руководители которого простодушно гордятся самым молодым в мире культурным наследием вроде фальшивого Царицынского дворца и неустанно преумножают количество муляжей, жители стремятся прикоснуться к подлинности, к почве, с которой слито у каждого настоящего москвича чувство Родины.

WY0V4745

Казенная фраза «Объект культурного наследия федерального значения «Территория культурного слоя Кадашевской слободы» мало что говорит людям, привыкшим видеть землю только в ковше экскаватора. Но на День открытых дверей в Кадашах собрались умеющие и желающие слушать и слышать. Вы, наши гости, наши друзья – живой культурный слой Москвы. Для вас – как обычно, лекция, а затем экскурсия по археологической экспозиции музея «Кадашевская слобода» и в подземную крипту к саркофагу и традиционный для Дней открытых дверей осмотр храма. Экспонаты музея — обломки древних надгробных плит с резьбой, каменные ядра, оставшиесе от дней освобождения Москвы от польских интервентов, множество керамики (в том числе фигурные сосуды), изразцы, предметы быта, монеты XVI – XIX вв. Крипта — хранилище останков древних москвичей, обнаруженных около храма или переданных Кадашевскому музею археологами. В частности, здесь покоятся кости из некрополя Моисеевского монастыря и захоронения первых московских христиан XII века, обнаруженные при раскопках Манежа.

Смотрите. Запоминайте. Делайте выводы.

Культурный слой хрупок, но не беззащитен.

WY0V4818

Здесь, в Кадашах, так бывает — земля отдает свои сокровища кому пожелает и когда пожелает. Белокаменная ступенька, десятилетиями служившая для входа в подвал, оборачивается могильной плитой XVII столетия. Драгоценная находка бережно перенесена в музей. И тут же – на контрасте — страшные кадры любительского фильма, снятого в 1995 году. Ковш экскаватора, вгрызаясь в землю, поднимает на свет божий осколки керамики и резной белый камень, и кости погребенных в незапамятные времена москвичей. Как будто древние жители города встают из могил, чтобы остановить разрушение. Тогда экскаватор ретировался, как ретировался он и в 2010-м, когда москвичи нынешние собрались, чтобы закрыть собой историческое окружение храма Воскресения.

В Кадашах снова ждут археологов. Пришло время новых находок, новых открытий.

Но почва Москвы – не только культурный слой. Те простые, непритязательные исторические здания, за спасение которых самоотверженно бьются москвичи в Кадашах, это тоже почва. Опора и плодородный грунт города. Из этой почвы на радость нам произрос златоглавый цветок Воскресенской церкви. Без нее он увянет, без нее увянет Москва. Увянет, если мы это позволим, но мы не склонны позволять.

Остаётся добавить, что 30 мая активисты «Архнадзора» провели археологический субботник, разбирая отвалы потревоженного строителями культурного слоя Кадашевской слободы, а 1 июля постоянный автор «Архнадзора» Максим Перевитский прочитал блестящую лекцию об археологических культурах московского края. С циклом его статей «Люди наших холмов» можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

Также выражаем благодарность специалисту по белому камню, сотруднику Государственного научно-исследовательского института реставрации Александру Михееву, познакомившему гостей Дня открытых дверей со своей работой.

И, конечно, как всегда — Музею «Кадашевская слобода» и его сотрудницам — хранительницам живой московской памяти.

Фотографии Натальи Самовер и Александра Бурого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *